2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Профессиональное самоопределение школьников_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Профессиональное самоопределение школьников
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
38
38
38
38
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
58
58
58
58
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н, доц., Валиева Р.З. _________________
 
 
Профессиональное самоопределение школьников
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование у будущих бакалавров профессиональных компетенций, освоение основных направлений профориентационной работы в рамках образовательного учреждения и формирование  теоретических и практических основ руководства профессиональным самоопределением обучающихся общеобразовательных школ.
1.2
Задачи изучения дисциплины:
1.3
вледеть методикой проведения профориентационных мероприятий;
1.4
изучить активные методы профориентационной работы;
1.5
уметь разрабатывать программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Живопись
2.1.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.3
Основы вожатской деятельности
2.1.4
Пластическая анатомия
2.1.5
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.6
Рисунок
2.1.7
Композиция
2.1.8
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.9
Педагогика
2.1.10
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.11
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.12
Учебная технологическая практика
2.1.13
Дизайн
2.1.14
Психология
2.1.15
Психология воспитательных практик
2.1.16
Учебная технологическая практика
2.1.17
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.18
Основы медицинских знаний
2.1.19
Технологии цифрового образования
2.1.20
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.21
Скульптура
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Академический рисунок
2.2.2
Курсовая работа по дисиплине "Методика обучения и воспитания по профилю "Технология"
2.2.3
Курсовая работа по дисциплине "История визуально-пространственных искусств"
2.2.4
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
2.2.5
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.2.6
Техническое творчество и основы проектирования
2.2.7
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.2.8
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.2.9
Инженерная и компьютерная графика
2.2.10
Передовые производственные технологии
2.2.11
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.2.12
Резьба по гипсу
2.2.13
3-D моделирование и прототипирование
2.2.14
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Технологии обработки керамики
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.2.17
Художественная роспись по дереву
2.2.18
Академическая живопись
2.2.19
Лепка в художественном творчестве детей
2.2.20
Технологии обработки стекла
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося.
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные воспитательные технологии у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности;
3.1.2
психолого-педагогические основы профессионального самовоспитания
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать современные воспитательные технологии формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности;
3.2.2
формировать у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными технологиями формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности;
3.3.2
технологией формирования у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы профессионального

самоопределения

 
1.1
Профессиональное самоопределение: основные понятия, проблемы и вызовы. Исторические этапы развития сопровождения профессионального самоопределения. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-4.1
7
0
 
1.2
Профессиональное самоопределение в условиях постиндустриальных и цифровых изменений мира труда и профессий. Профессии будущего. /Лек/

2
7
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.3
Государственные инициативы в области профориентации учащихся. Региональные и корпоративные системы и практики профориентации на основе социального партнерства. Виды профориентационных практик: консультативная, образовательная, воздействующая. /Лек/

2
7
0
 
1.4
Напишите отзыв на актуальные концептуальные материалы по профориентации для выступления на дискуссии в качестве оппонента

Отберите документ для отзыва и отберите 1-2 тезиса из данного материала /Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.2
7
0
 
1.5
Сделайте аннотированную подборку материалов, ресурсов, источников, кейсов по одной из тем/разделов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.2
7
0
 
1.6
Разработайте ментальную карту (mindmap) основных понятий, проблем, вызовов, тенденций, исторических этапов развития профориентации.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-2.2 ОПК-4.1
7
0
 
1.7
Проанализируйте стратегический или нормативный документ, затрагивающий сферу профориентации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.2 ОПК-4.1
7
0
 
 
Раздел 2. Методика руководства

профессиональным самоопределением

 
2.1
Содержание, формы, методы профориентации и сопровождения профессионального самоопределения. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-4.1
7
0
 
2.2
Профориентационная функция учителя технологии. Наставничество.  /Лек/

2
7
0
 
2.3
Формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Планирование профориентационной работы и оценка ее результативности. Разработка профориентационных проектов и мероприятий. /Лек/

2
7
0
 
2.4
Проанализируйте одну из программ по технологии, по каждому разделу предложите перечень профессий или профессиональных компетенций, с которыми учащиеся могут познакомиться, и заполните таблицу (см. табл. 1) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-4.1 ПК-3.2
7
0
 
2.5
На основе Концепции сопровождения профессионального самоопределения, принятой в Вашем или другом регионе, разработайте предложения в план (дорожную карту) реализации концепции для города / микрорайона / поселения / школы / учреждения дополнительного образования / некоммерческой организации (на выбор) /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-4.1 ПК-3.2
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.6
На основе материалов в интернете, посещения мероприятий, интервью с активистами профориентации и из других источников (в т.ч. предложенных преподавателем) отберите и опишите 5-7 профориентационных практик для разрабатываемого «Гида профориентационных практик» для разных целевых аудиторий на основе предложенной структуры (Вы можете предложить собственную структуру, обосновав ее целесообразность) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-2.2 ОПК-4.1
7
0
 
2.7
Деловая игра «Профориентационная беседа» /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.2 ОПК-4.1
7
0
 
2.8
произведите анализ профессиограмм (для выполнения этого задания необходимо заранее взять номер варианта у преподавателя).

1. Ознакомьтесь с предложенными профессиограммами.

2. Заполните предложенную таблицу (см. табл.).

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.2 ОПК-4.1 ПК-2.2
7
0
 
2.9
Разработайте игру, интерактивное занятие, кроссворд и т.д. по теме «Атлас новых профессий»

Изучите материалы проекта «Атлас новых профессий» https://new.atlas100.ru/.

На основе материалов разработайте игру, интерактивное занятие, крассворд, иное мероприятие, которое отражает тенденции в мире профессий.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.2 ОПК-4.1 ПК-2.2 ПК-3.2
7
0
 
2.10
Профессиональное консультирование. Этические

нормы профконсультанта. Типы профконсультирования.Технологии профконсультирования /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.2 ОПК-4.1 ОПК-7.1
7
0
 
2.11
Разработать паспорт и описание профориентационного проекта/мероприятия по выбранной теме/направлению. Например: мероприятие или цикл мероприятий профориентационного нетворкинга (работодатель-ребенок-родитель), профпроба или цикл профпроб, профориентационный проект учащихся «Мир будущего», Кабинет (пространство) профориентации в образовательной организации, проекты по освоению социального опыта и др. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-2.2 ОПК-4.1 ПК-3.2
7
0
 
2.12
Проектирование траектории профессионального саморазвития /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.2 ОПК-4.1 ПК-2.2 ПК-3.2
7
0
 
2.13
Проект «Моя профессиональная карьера» /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-2.2 ОПК-4.1 ПК-2.2 ПК-3.2
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1. История возникновения профориентации и проблемы профессионального самоопределения.

2. Смена парадигм трудового воспитания, обучения и профориентации.

3. Эволюция проблематики профессионального самоопределения.

4. Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.

5. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.

6. Типы и уровни самоопределения человека.

7. Схема построения траектории профессионального саморазвития как вариант

содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения.

8. Приоритеты профориентационной работы в современных условиях.

9. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

10. Профориентация в образовательном учреждении как система.

11. Основы организации взаимодействия школьного профконсультанта со смежными специалистами.

12. Организационные принципы профессионального самоопределения

13. Основные формы и модели профориентационной помощи.

14. Понятие «формула профессии» (по Е.А. Климову).

15. Профессиограмма и общая логика организации профотбора на предприятии.

16. Основные ориентиры самоопределяющегося человека.

17. Различные типологии профессионального и личностного самоопределения.

18. Различные варианты планирования профессионального развития.

19. Особенности субъекта профессионального самоопределения.

20. Параметры оценки уровня развития субъекта профессионального самоопределения.

21. Активность и активизация в профессиональном самоопределении.

22. Различные периодизации развития субъекта профессионального самоопределения.Понятие «оптант».

23. Типы профконсультаций. Помощь учащимся в профессиональном самоопределении.

24. Предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников.

25. Особенности самоопределения на этапе профессионального образования.

26. Основные стратегии (подходы) профориентационной помощи.

27. Общее представление о практической профориентационной методике.

28. Проблема построения типологии методов профориентации.

29. Информационно-справочные и просветительские методы профориентации.

30. Диагностические методы профориентации.

31. Методы морально-эмоциональной поддержки оптантов.

32. Методы оказания помощи в принятии решения.

33. Проблема методических предпочтений в отечественной профориентации.

34. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.

35. Проблема «модели специалиста» профконсультанта.

36. Основные концептуальные установки профконсультанта.

37. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой.

38. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития профконсультанта.

39. Этические аспекты профориентационной работы.

40. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального самоопределения.

41. Роль современных средств массовой информации (СМИ) в формировании

профессиональных и жизненных устремлений самоопределяющейся личности.

Задание на проектную работу:

Разработать паспорт и описание профориентационного проекта/мероприятия по выбранной теме/направлению. Например: мероприятие или цикл мероприятий профориентационного нетворкинга (работодатель-ребенок-родитель), профпроба или цикл профпроб, профориентационный проект учащихся «Мир будущего», Кабинет (пространство) профориентации в образовательной организации, проекты по освоению социального опыта и др.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

1. Отзыв на актуальные концептуальные материалы по профориентации для выступления на дискуссии в качестве оппонента

Отберите документ для отзыва и отберите 1-2 тезиса из данного материала, которые Вас лично заинтересовали, в частности:

●Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (2015)

●Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи (2019)

●Цифровая трансформация профессиональной ориентации (2021)

●Концепция государственной системы по сопровождению профессионального самоопределения личности (2021)

2.Подготовьте отзыв на отоборанные тезисы выбранного документа по примерному плану (можете сделать свой собственный план):

1)Какие изменения, тенденции, вызовы, проблемы в сфере профессионального самоопределения отражает этот тезис?

2)С чем в этом тезисе Вы согласны, что понравилось, почему (подтвердите примером из опыта и других источников)

3)С чем не согласны, в чем сомневаетесь, почему (подтвердите примером из опыта и других источников).

 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
4)Что бы Вы изменили, добавили, убрали в данном тезисе, почему (подтвердите примером из опыта и других источников)

5)2-3 вопроса к авторам в связи с этим тезисом.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Степанов В.Г.
Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / В.Г. Степанов. —

Электрон. текстовые данные. — Москва. : Академический Проект, 2017. — 448 c. — 978-5-8291-2546-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 36505.html: учебное пособие для вузов

Москва. : Академический Проект, 2017
 
Л1.2
Зеер Э.Ф. 
Профориентология: теория и практика : учебное пособие для высшей школы / Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О.. — Москва : Академический проект, 2020. — 189 c. — ISBN 978-5-8291-2724-4. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110079.html (дата обращения: 08.05.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей: учебное пособие для высшей школы
Москва : Академический проект, , 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Медведева Т.Н.
Интегральная индивидуальность старшеклассников с различными учебными интересами. Теория, диагностика и проблемы профессионального самоопределения [Электронный ресурс] : монография / Т.Н. Медведева. — Электрон.текстовые данные. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2011. — 115 c. — 5-89469-017-Х. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47872.html : монография
Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2011
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Володина Ю.А. 
Дорога в жизнь, или Путешествие в будущее [Электронный ресурс] : тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ-интернатов / Ю.А. Володина. — Электрон.текстовые данные. — Москва. : Генезис, 2012. — 200 c. — 978-5-98563-251-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19351.html: тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ-интернатов 
Москва. : Генезис, 2012
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный портал «Российское образование»/ http://www.edu.ru
 
Э2
Национальная Электронная Библиотека (нэб.рф) http://xn--90ax2c.xn--p1ai/
 
Э3
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР) –

http://school-collection.edu.ru

 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ.- URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.1.1
Microsoft Win Pro 10 32-bit/64 Russian Russia Only USB FQC-09118: Договор б/н от 29.12.2018, договор №2345 от 17.07.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.7
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.  Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к будущей профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков

публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии,  диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.