(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
самоопределения
Э1 Э2 Э3
Отберите документ для отзыва и отберите 1-2 тезиса из данного материала /Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
профессиональным самоопределением
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Ознакомьтесь с предложенными профессиограммами.
2. Заполните предложенную таблицу (см. табл.).
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Изучите материалы проекта «Атлас новых профессий» https://new.atlas100.ru/.
На основе материалов разработайте игру, интерактивное занятие, крассворд, иное мероприятие, которое отражает тенденции в мире профессий.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
нормы профконсультанта. Типы профконсультирования.Технологии профконсультирования /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания к зачету:
1. История возникновения профориентации и проблемы профессионального самоопределения.
2. Смена парадигм трудового воспитания, обучения и профориентации.
3. Эволюция проблематики профессионального самоопределения.
4. Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.
5. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.
6. Типы и уровни самоопределения человека.
7. Схема построения траектории профессионального саморазвития как вариант
содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения.
8. Приоритеты профориентационной работы в современных условиях.
9. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.
10. Профориентация в образовательном учреждении как система.
11. Основы организации взаимодействия школьного профконсультанта со смежными специалистами.
12. Организационные принципы профессионального самоопределения
13. Основные формы и модели профориентационной помощи.
14. Понятие «формула профессии» (по Е.А. Климову).
15. Профессиограмма и общая логика организации профотбора на предприятии.
16. Основные ориентиры самоопределяющегося человека.
17. Различные типологии профессионального и личностного самоопределения.
18. Различные варианты планирования профессионального развития.
19. Особенности субъекта профессионального самоопределения.
20. Параметры оценки уровня развития субъекта профессионального самоопределения.
21. Активность и активизация в профессиональном самоопределении.
22. Различные периодизации развития субъекта профессионального самоопределения.Понятие «оптант».
23. Типы профконсультаций. Помощь учащимся в профессиональном самоопределении.
24. Предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников.
25. Особенности самоопределения на этапе профессионального образования.
26. Основные стратегии (подходы) профориентационной помощи.
27. Общее представление о практической профориентационной методике.
28. Проблема построения типологии методов профориентации.
29. Информационно-справочные и просветительские методы профориентации.
30. Диагностические методы профориентации.
31. Методы морально-эмоциональной поддержки оптантов.
32. Методы оказания помощи в принятии решения.
33. Проблема методических предпочтений в отечественной профориентации.
34. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.
35. Проблема «модели специалиста» профконсультанта.
36. Основные концептуальные установки профконсультанта.
37. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой.
38. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития профконсультанта.
39. Этические аспекты профориентационной работы.
40. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального самоопределения.
41. Роль современных средств массовой информации (СМИ) в формировании
профессиональных и жизненных устремлений самоопределяющейся личности.
Задание на проектную работу:
Разработать паспорт и описание профориентационного проекта/мероприятия по выбранной теме/направлению. Например: мероприятие или цикл мероприятий профориентационного нетворкинга (работодатель-ребенок-родитель), профпроба или цикл профпроб, профориентационный проект учащихся «Мир будущего», Кабинет (пространство) профориентации в образовательной организации, проекты по освоению социального опыта и др.
1. Отзыв на актуальные концептуальные материалы по профориентации для выступления на дискуссии в качестве оппонента
Отберите документ для отзыва и отберите 1-2 тезиса из данного материала, которые Вас лично заинтересовали, в частности:
●Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (2015)
●Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи (2019)
●Цифровая трансформация профессиональной ориентации (2021)
●Концепция государственной системы по сопровождению профессионального самоопределения личности (2021)
2.Подготовьте отзыв на отоборанные тезисы выбранного документа по примерному плану (можете сделать свой собственный план):
1)Какие изменения, тенденции, вызовы, проблемы в сфере профессионального самоопределения отражает этот тезис?
2)С чем в этом тезисе Вы согласны, что понравилось, почему (подтвердите примером из опыта и других источников)
3)С чем не согласны, в чем сомневаетесь, почему (подтвердите примером из опыта и других источников).
5)2-3 вопроса к авторам в связи с этим тезисом.
Электрон. текстовые данные. — Москва. : Академический Проект, 2017. — 448 c. — 978-5-8291-2546-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 36505.html: учебное пособие для вузов
http://school-collection.edu.ru
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к будущей профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Методические рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) выбор методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловливается исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Для лиц с ОВЗ в образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.