2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Теория и технологии экологического образования детей_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технологии экологического образования детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
экзамен 3 зачет 1, 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
142
аудиторные занятия
146
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
17 2/6
17 5/6
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
16
16
14
14
64
64
Практические
34
34
34
34
14
14
82
82
Итого ауд.
68
68
50
50
28
28
146
146
Кoнтактная рабoта
68
68
50
50
28
28
146
146
Сам. работа
76
76
58
58
8
8
142
142
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
108
108
72
72
324
324
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н.,  доцент, Беляева Н.Л. _________________
 
 
Теория и технологии экологического образования детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
подготовить обучающихся к профессиональной деятельности  в области экологического образования дошкольников
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
дать знания о естественнонаучных  и методологических основах экологического образования детей дошкольного возраста;
1.5
сформировать систему научных знаний о современных концепциях и технологиях экологического воспитания детей;
1.6
научить проектировать план-конспекты ООД экологической направленности и программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Входные знания, умения и навыки формируются на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория и технологии физического развития детей
2.2.2
Учебная технологическая практика
2.2.3
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.2.4
Теория литературы и практика читательской деятельности
2.2.5
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
2.2.6
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.2.7
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.8
Методика семейного воспитания
2.2.9
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.10
Безопасность жизнедеятельности
2.2.11
Психология воспитательных практик
2.2.12
Учебная практика  по естествознанию
2.2.13
Учебная технологическая практика
2.2.14
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.15
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.16
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.17
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
2.2.18
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.19
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.2.20
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.21
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
2.2.22
Производственная педагогическая  практика
2.2.23
Теория и технологии начального математического образования
2.2.24
Искусство и технология в начальной школе
2.2.25
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.26
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.27
Производственная педагогическая практика
2.2.28
Работа с одаренными детьми
2.2.29
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.30
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.31
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.32
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.33
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.34
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.2.35
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.36
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.37
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.38
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.2.39
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
2.2.40
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО; ФГОС НОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования,  педагогические, информационно-коммуникационные технологии при разработке основных и дополнительных образовательных программ,
3.1.2
психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивных) в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся,
3.1.3
учебное содержание для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, осуществлять отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов,
3.2.2
отбирать психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся,
3.2.3
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей), программ дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, отбора педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов,
3.3.2
навыками отбора психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся,
3.3.3
навыками отбора учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Раздел 1. Раздел 1 Методологические и естественнонаучные основы экологического образования детей дошкольного возраста

 
1.1
Экология как наука. Экологическое образование дошкольников.   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.2
Основные понятия, законы, правила экологии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.3
Составление экологического словаря  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

16
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.4
Экология экосистемы. Экологические взаимоотношения организмов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.5
Экология экосистемы. Экологические взаимоотношения организмов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.6
Основы социальной экологии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.7
Основы социальной экологии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.8
Концепция экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

16
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.9
Экологическое образование в обеспечении охраны жизни и здоровья детей /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

10
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.10
Здоровьесберегающие технологии  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

16
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.11
Идеи использования природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории зарубежной прогрессивной педагогики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

16
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.12
Идеи использования природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории русской прогрессивной педагогики /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.13
Значение идей прогрессивных педагогов на становление и развитие экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

12
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
1.14
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

0
ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
1
0
 
 
Раздел 2.  Педагогические основы экологического

образования детей

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.1
Содержание экологического образования дошкольников в комплексных и современных парциальных программах /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
2.2
Анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО с позиции преемственности образования  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

12
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
2.3
Возможности личностного развития ребенка-дошкольника в процессе освоения содержания экологической программы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

18
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
2.4
Содержание экологического образования дошкольников в комплексных и современных парциальных программах /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

12
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
2.5
Преемственность экологического образования между ДОО и начальной школой.   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
2.6
Анализ и сравнение примерных программ по экологии ДОО  и примерных программ курса «Окружающий мир» для начальной школы  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

16
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
2.7
Анализ разработок образовательных мероприятий начальной школы (уроков, проектов, внеклассных мероприятий); выделение в них деятельности детей (игры, наблюдения, опыты, продуктивная деятельность; сравнение их с аналогичной деятельностью дошкольников  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

10
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
2.8
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

0
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
 
Раздел 3. Средства, методы и формы экологического образования

 
3.1
Экологическая предметно-развивающая среда как средство экологического образования дошкольников. Изучение экологической тропы в ДОО. Разработка паспорта экологической тропы. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.2
Требования, предъявляемые к подбору и размещению объектов уголка природы. Разрабатываание проекта экологической предметно-развивающей  среды с учетом требований ФГОС ДО и по обеспечению охраны жизни и здоровья детей.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.3
Участок детского сада, его планировка и озеленение, значение для экологического образования детей. Планирование и озеленение участка детского сада.Приемы ландшафтного озеленения при создании участка дошкольной образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

12
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.4
Перечень однолетних, двулетних и многолетних цветов, овощных и злаковых культур, плодово-ягодных растений, рекомендуемых для посадки в цветнике и на огороде детского сада; их биологическая характеристика и характеристика условий для выращивания. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

12
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
2
0
 
3.5
Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников. Разработка для дошкольников примерных алгоритмов наблюдений за растением и за животным. Модели и  моделирующая деятельность в экологическом образовании дошкольников /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.6
Особенности руководства наблюдениями в разных возрастных группах. Разработка примеров воссоздающего, распознающего, сравнительного наблюдений для средней или старшей возрастной группы. Изучение способов фиксации длительных наблюдений в разных возрастных группах. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.7
Составьте конспект образовательного мероприятия экологической направленности, включающего моделирующую деятельность детей. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.8
Словесные методы в системе экологического образования дошкольников /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.9
Рассказы о природе для детей разных возрастных групп. Методика проведения итоговой беседы. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.10
Составление  списка художественной литературы о природе для дополнительного чтения  в разных возрастных группах /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.11
Экологическое образование дошкольников в  игровой деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.12
Игры разного вида в решении задач экологического образования; их специфика, место в системе экологической работы. Составление методической разработки и проведение одного из вариантов игры с экологическим содержанием /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.13
Элементарная исследовательская деятельность  в экологическом образовании дошкольников /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.14
Организованная образовательная деятельность (ООД) как основная форма экологической работы с дошкольниками /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
3.15
Составление конспекта ООД экологической направленности для дошкольников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.16
Экскурсии как форма организации экологической работы с детьми /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
 
Раздел 4.  Организация и управление процессом экологического образования  в ДОО

 
4.1
Организация и управление процессом экологического образования  в ДОО /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
4.2
Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
4.3
Разработка системы диагностических заданий по оценке экологической воспитанности детей  и проведение с детьми в ДОО  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
4.4
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

36
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение ФОС к РПД
 
5.2. Темы письменных работ
см. приложение ФОС к РПД
 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Е. Ф. Козина
Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте:  учебник для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 454 с, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева 
Теория и методика обучения экологии : учебник для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 190 с. , 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Н. В. Микляева
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 450 с., 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учебник для академического бакалавриата / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 454 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05347-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438826

 
Э2
Павлова, Е. И. Общая экология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. И. Павлова, В. К. Новиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 190 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-9777-4. —  — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: www.biblio-online.ru/book/4F952D7D-67C1-41C7-971C-84A81D9B5F52.
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-115 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.