2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Курсовая работа по дисциплине История визуально-пространственных искусств_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Курсовая работа по дисциплине "История визуально-пространственных искусств"
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 8
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
70
аудиторные занятия
2
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Курсовое проектирование
2
2
2
2
Итого ауд.
2
2
2
2
Кoнтактная рабoта
2
2
2
2
Сам. работа
70
70
70
70
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.искусствоведения, доц., Ахметшина Анифа Камаевна _________________
 
 
Курсовая работа по дисциплине "История визуально-пространственных искусств"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валеева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в выработке навыков самостоятельного научного исследования обучающихся через реализацию профессиональных интересов по дисциплине  " История визуально-пространственных искусств".
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
развивать интерес обучающихся к научному исследованию;
1.4
развивать научное мышление;
1.5
научить обучающихся  самостоятельно вести научное исследование применительно к проблемам технологического образования в школе;
1.6
изучить правила ведения научного исследования и оформления его результатов;
1.7
сформировать у обучающихся   навыки  работы с источниками информации и соответствующими программно- техническими средствами;
1.8
углубить теоретические знания обучающихся  в области методики обучения технологии;
1.9
сформировать у обучающихся  опыт публичного представления результатов научно-педагогического исследования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История визуально-пространственных искусств
2.1.2
Курсовая работа по дисциплине"Методика обучения изобразительному искусству
2.1.3
Методика обучения изобразительному искусству
2.1.4
Организация проектной деятельности по технологии
2.1.5
Основы технопредпринимательства
2.1.6
Производственная педагогическая практика
2.1.7
Профессиональное самоопределение школьников
2.1.8
Живопись
2.1.9
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.10
Основы вожатской деятельности
2.1.11
Пластическая анатомия
2.1.12
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.13
Рисунок
2.1.14
Композиция
2.1.15
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.16
Педагогика
2.1.17
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.18
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.19
Учебная технологическая практика
2.1.20
Дизайн
2.1.21
Психология
2.1.22
Психология воспитательных практик
2.1.23
Учебная технологическая практика
2.1.24
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.25
Скульптура
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.2.2
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.2.3
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.2.4
Резьба по гипсу
2.2.5
3-D моделирование и прототипирование
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.2.8
Технологии обработки керамики
2.2.9
Художественная роспись по дереву
2.2.10
Лепка в художественном творчестве детей
2.2.11
Технологии обработки стекла
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета.
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные компоненты основных и дополнительных программ в предметной области "История визуально-пространственных искусств";
3.1.2
специфику учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с ОВЗ;
3.1.3
теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
3.1.4
основные исследовательские этапы разработки курсового исследования;
3.1.5
требования нормоконтроля к курсовому исследованию;
3.1.6
научно-методологическую базу педагогического исследования;
3.1.7
принципы поиска анализа, синтеза информации, и системного подхода для решения поставленных в исследовании целей;
3.1.8
психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять и формулировать цели и задачи воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с ОВЗ;
3.2.2
определять и выявлять основные компоненты основных и дополнительных программ в предметной области "История визуально-пространственных искусств";
3.2.3
применять специальные знания в предметной области  "История визуально-пространственных искусств" в учебной деятельности;
3.2.4
осуществлять трансформацию специальных научных знаний в предметной области "История визуально-пространственных искусств" в соответствии с возрастными категориями обучающихся, в том числе с ОВЗ;
3.2.5
осуществлять деловую коммуникацию в письменной и устной форме на государственном языке РФ и и иностранном(ых) языке(ах);
3.2.6
организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.2.7
разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
3.2.8
научить  определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
3.2.9
уметь демонстрировать специальные научные знания в т.ч. в предметной области "Искусство";
3.2.10
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.2.11
проводить анализ литературы и поиск источников в сети Интернет.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.3.2
методикой обработки исследовательской информации;
3.3.3
способностью осуществлять  педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний в области "навыками организации совместной и  индивидуальной воспитательной деятельностью обучающихся в том числе с ОВЗ;
3.3.4
психолого-педагогическими технологиями в разработке исследовательских визуальных искусств
3.3.5
методами научно-педагогического исследования в предметной области "История визуальных искусств "
3.3.6
методикой обработки исследовательской информации;
3.3.7
способностью осуществлять  педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний в области "История визуальных искусств"
3.3.8
3.3.9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Задачи курсового исследования в области  истории визуально-пространственных искусств. Требования к стилистике научного текста. 

 
1.1
Изучение прикладных задач курсового проектирования /Курс пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э3

2
ПК-3.2
8
0
 
1.2
Определение объекта и предмета курсового исследования. Обоснование актуальности выбранной темы.

Постановки цели и конкретных задач исследования. Изучение педагогических, психологических, физиологических, специальных особенностей изобразительной деятельности школьников (в урочное и внеурочное время).

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э3

5
ПК-3.2
8
0
 
1.3
Обзор основных литературных источников по теме исследования. Выбор методов (методики) проведения исследования. Ознакомление с правилами написания и оформления текста пояснительной записки к курсовому проекту в соответствии с Нормоконтролем  вуза /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э3

5
ПК-3.2
8
0
 
 
Раздел 2. Подготовка к процедуре защиты курсовой работы

 
2.1
Изучение правил и технологий проведения процедур наблюдения и исследований в коллективе школьникого класса. Методики индивидуального и группового ведения экспериментальной работы.   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э3

5
ПК-3.2
8
0
 
2.2
Структурирование теоретической части курсового исследования. Написание аппарата исследования, его утверждение.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1

10
ПК-3.2
8
0
 
2.3
Работа над 2 главой. Обсуждение и утверждение. Выявление основных теоретических положений исследования. Методы диагностики состояния учебного процесса на уроке Изобразительное искусство, изучение научно- методических способов повышения его эффективности.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1

10
ПК-3.2
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.4
Оформление выводов исследования, формулировка заключения. Разработка иллюстрированного приложения.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1

10
ПК-3.2
8
0
 
2.5
Разработка презентации к материалам курсового проектирования и написание тезисов защиты.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1

5
ПК-3.2
8
0
 
2.6
Процедура защиты курсового проекта. /КП/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-4.1 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-3.2
8
0
 
2.7
Вопросы к защите курсовой /ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3.2
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы на защиту  курсовой работы по дисциплине

1.В чем заключается актуальность темы исследования.

2.Чем обусловлен выбор данной темы исследования.

3.Обоснуйте проблематику исследования.

4.В чем заключаются конечные результаты исследования.

5.Какая научная и методическая литература была использована в процессе исследования.

6.Обоснуйте степень изученности темы.

7.Какие методы исследования были применены в процессе исследования.

8.В чем заключается новизна проведенного исследования.

9.Обоснуйте практическую значимость исследования.

10. Как была проведена апробация работы?

11.Аргументируйте основные выводы по работе.

12.В чем заключается перспектива выбранной темы исследования

13.Современные педагогические технологии в системе художественного образования.

14..Основы опытно-экспериментальной работы в сфере художественного  образования.

15.Концепции эстетического  воспитания и художественного образования.

 
5.2. Темы письменных работ
1. Историческая специфика,   географические границы и периодизация искусства Возрождения.

2. Культура и искусство Проторенессанса:   архитектура,   скульптура, живопись.

3. Проблемы развития местных художественных школ. Творчество Джотто и Дуччо.

4.  Творчество последователей Джотто и представителей сиенской школы:  Симоне Мартини и братьев Лоренцетти.

5. Архитектура раннего Возрождения.  Творчество  Филиппо Брунеллески и Леона Баттиста Альберти.

6. Скульптура раннего Возрождения:  творчество Лоренцо Гиберти и Донателло.

7. Мастерские Верроккио,  братьев Поллайоло и Луки деллаРоббиа

8. Новаторские поиски в живописи раннего Возрождения:   творчество Мазаччо и флорентийская школа живописи первой половины XV века

9. Основные тенденции в искусстве 2­ой половины XV в.  на примере   творчества Сандро Боттичелли.

10. Влияние математики на поиски идеальных соотношений пространства и пластического объема:  живописная система Пьеро делла Франческа.

11. Живопись раннего Возрождения на Севере Италии:   Андреа Мантенья     и мастера Феррарской школы

12. Творчество Антонелло да Мессина.

13. Своеобразие искусства и архитектуры Венеции раннего     Возрождения

(  на примере архитектуры Марио Кадуччи и живописи семьи Беллини)

14. Понятие Ars Nova и особенности развития возрождения на Севере Европы

15. Творчество братьев Ван Эйк и   Рогира ван дер Вейдена

16. Общая характеристика искусства французского Возрождения

17. Классические черты в архитектуре зрелого Возрождения.   Архитектура Донато Браманте

18. Наука и искусство в творчестве Леонардо да Винчи

19. Общая характеристика и периодизация творчества Микеланджело

20. Общая характеристика творчества Рафаэля Санти

21. Своеобразие живописного языка мастеров венецианской школы:  Джорджоне,  Тициан и их последователи.

22. Культурно­историческое содержание     маньеризма,   основные этапы его развития на примере творчества Понтормо,  Россо,  Пармиджанино и Челлини

23. Архитектура Палладио.  

24. Художественные и исторические особенности Возрождения в Германии.

25. Теория и практика в творчестве Альбрехта Дюрера

26. Нидерландская живопись XVI в.  на примере творчества Питера Брейгеля Старшего.

27.Творчество  Челлини.

28.Пантеизм Северного Возрождения.

29. Творчество Донателло.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
30. Творчество Лоренцо Гиберти.
 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС см в приложении №1 к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Петрушин, В.И. 
Психология художественного творчества: Психология художественного творчества: учебное пособие : / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 180 с.  — ISBN 978-5-534-11233-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444782
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
Л3.2
Борисов, В. Ю. 
Методика обучения преподаванию изобразительного искусства в вопросах и ответах. Готовимся к экзамену: учебно-методическое пособие : / В. Ю. Борисов, Н. Н. Борисов.  — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. — 80 c. — ISBN 978-5- 4263-0616-5. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/79057.html.
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018
 
Л3.3
Байбородова, Л. В.
Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/437120
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru \
 
Э2
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org
 
Э3
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru \  
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Microsoft Win Pro 10 32-bit/64 Russian Russia Only USB FQC-09118: Договор б/н от 29.12.2018, договор №2345 от 17.07.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по курсовому проектированию

1. Начальным этапом выполнения курсовой работы является обоснование актуальности выбора темы. На этом этапе обучающимся осмысливается выбор темы курсовой работы, проводится анализ роли и значения выбранной темы. Осуществляется согласование темы курсовой работы с научным руководителем. После утверждения выбранной темы на первой консультации научный руководитель в общих чертах знакомит обучающегося с содержанием будущей работы, рекомендует основные литературные источники, дает задание, следуя которому обучающийся должен составить план курсовой работы. Первоначально составленный план является предварительным и по мере написания работы может меняться путем внесения дополнительных пунктов или их сокращения.

В ходе последующих консультаций преподавателем разъясняются принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), даются ответы на вопросы обучающихся.

Таким образом, курсовая работа выполняется в соответствии с заданием, которое получает студент, исходя из темы курсовой работы.

2. Поиск и выбор источников и литературы по теме является одним из важнейших этапов работы над курсовой работой. На этом этапе осуществляется самостоятельный поиск первичного материала по теме, проводится его систематизация, обобщение, анализ с точки зрения полноты изложения, теоретической и методической новизны в исследовании темы. Особое внимание при этом обращается на подбор материала и соответствующую его обработку.

Обязательным условием при написании курсовой работы является использование не только учебных и учебно методических, но и периодических изданий. Важнейший источник теоретических идей и фактов – нормативно-правовые и нормативно-методические документы по исследуемой теме. Литература по теме подбирается в систематических (тематических) и алфавитных каталогах, имеющихся в каждой библиотеке.

При изучении литературы обучающийся должен отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал, исходя из намеченных разделов будущей работы. Рекомендуется сразу отмечать, в какой части работы будет использован тот или иной материал, то или иное положение, развиваемое автором соответствующего литературного источника.

3. Результаты проведенного анализа источников и литературы и собственные выводы приводятся в виде текста. На этом этапе происходит раскрытие темы, в текстовой форме излагаются полученные результаты согласно разработанному плану. Курсовую работу необходимо дополнить таблицами и рисунками (схемами, диаграммами и т. д.), приложениями, конкретизирующими, обобщающими, систематизирующими предлагаемый материал.

Все сведения, взятые из конкретного источника и используемые при написании курсовой работы, должны быть снабжены соответствующей ссылкой на его номер в списке использованных источников.

4. Оформление результатов проведенного исследования, необходимых по тексту вставок, ссылок и приложений; составление списка использованных источников; окончательное оформление курсовой работы и представление ее на рецензирование и оценку научному руководителю.

       Оформление курсовой работы слагается из ряда последовательных операций, выполнение которых не менее важно, чем написание текста и которые требуют большого количества времени. К числу таких операций относятся тщательная проверка и редактирование текста перед распечаткой; уточнение названий отдельных частей работы (глав, параграфов); составление содержания работы с соответствующей рубрикацией; тщательная проверка приводимых в тексте цитат, ссылок, формул, латинских названий; перепечатка текста с соблюдением всех правил орфографии; составление списка использованных источников; изготовление иллюстративных материалов и титульного листа, соединение всех частей 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
работы и ее скрепление.

4. Защита курсовой работы

Курсовая работа защищается обучающимся в период сессии. Выступление рекомендуется подготовить по следующему плану:

1) цель выполнения данной работы;

2) краткое изложение содержания темы;

3) рекомендации для практического использования результатов работы;

4) основные использованные источники.

      Структура курсовых работ

В курсовых работах выделяются следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист оформляется по единым требованиям с указанием наименования министерства, вуза, факультета, кафедры; темы курсовой работы; сведений об исполнителе, о научном руководителе, о допуске к защите, места и года выполнения.

Оглавление содержит перечень структурных элементов курсовых с указанием номеров страниц.

Введение является вступлением к работе. В нем обосновывается выбор темы курсовой работы, определяется ее актуальность и значимость для науки и практики.

Актуальность исследуемой темы и её обоснование: выявление значимости данной темы в современных условиях и оценку ее современного состояния. Необходимо указать на не изученность или недостаточную изученность темы в теоретическом обучении. Таким образом, студент должен кратко аргументировать причину выбора именно данной темы.

Определение актуальности темы является важнейшей частью научно-исследовательской деятельности, позволяет установить место предмета исследования в общей совокупности исследуемых проблем. С этой целью рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется текущее состояние, определяются границы исследования (объект, предмет), формируется основная цель, и устанавливаются задачи работы.

По объему оно должно занимать не более 1-3 страниц.

В структуре основной текстовой части должны быть выделены главы (1, 2), а в их составе – параграфы (1.1, 1.2), последовательно и логично раскрывающие содержание работы. Названия глав и параграфов должны быть сформулированы, по возможности, кратко и отражать их содержание. Названия параграфов не должны повторять названия глав. Основной текст курсовой работы делится на главы и параграфы.

        Первая глава работы носит, как правило, теоретический характер. В ней раскрывается суть и природа того явления, изучению которого посвящена исследовательская работа, приводится краткий обзор литературы по избранной теме исследования, критически рассматриваются точки зрения различных авторов в их исторической последовательности, обосновывается позиция автора по дискуссионным вопросам темы. По объему первая глава не должна превышать 40% всей работы.

Вторая глава носит практический характер. Важно не только глубоко изучить существующую практику, но и осмыслить ее на основе анализа собранного материала. Задачей анализа является обзор и оценка практического материала, касающегося выбранной темы исследования. В результате проведенного анализа необходимо выявить основные проблемы по рассмотренной теме

В этой же главе должны быть определены пути совершенствования в методике обучения иностранным языкам, общепринятые способы и средства решения возникающих проблем, возможность их использования в деятельности объекта исследования, обоснованы возможные подходы к устранению выявленных недостатков и определены конкретные меры по общему повышению эффективности деятельности объекта исследования.

В заключении содержатся основные выводы по работе, исходя из поставленных задач, указывается практическая значимость исследования, даются конкретные предложения и методические рекомендации, намечаются основные направления дальнейшей разработки проблемы. Выводы формулируются в тезисной форме либо в конце каждой главы, либо в заключении. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования и самого текста работы, быть конкретными, четкими, лаконичными, ориентированными на практическое использование.

Список литературы включает все использованные в ходе исследования источники, которые подаются в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов авторов, года и места издания, количества страниц. Основным требованием к списку использованных источников является использование при выполнении работы  источнков, изданных за последние 5 лет. Опись фондовых материалов и адреса электронных сайтов приводятся после основной литературы.

Приложения выделяются в том случае, если есть объемные табличные, расчетные или другие материалы, которые имеют вспомогательное значение для достижения цели работы. Основные требования к оформлению курсовых работ

Работа должна быть грамотно написана, отпечатана: на белой бумаге формата  А4 (210х297 мм) на одной стороне листа на компьютере.

1. Шрифт Times New Roman, № 14, интервал – 1,5, выравниваниепо ширине, отступ 1,25см.

Текст работы следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Таблицы и иллюстрации оформляются согласно требованиям.

К иллюстрациям относятся: рисунки, фотоснимки, карты, схемы, графики, диаграммы и др.  Правила оформления иллюстраций:

1) иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Название рисунка помещают под иллюстрацией. Если в тексте только 1 иллюстрация, то  ее не нумеруют;

2) иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором упоминаются впервые;

3) на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.

2. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется сверху по центру, размер шрифта 10. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы не указывается. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Главы нумеруются римскими цифрами, а параграфы и подпараграфы арабскими цифрами с точкой. Например, I. ,  1.1., 1.1.1. и т.д.

Каждая глава, введение, заключение, список литературы начинаются с новой страницы и имеют заголовок, напечатанный прописными буквами. Заголовки следует располагать по центру, жирным шрифтом, без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между названиями главы и параграфа должно быть  2 интервала,

параграфа и текста должно быть  один интервал.

3. Общий объем курсовой работы  не должен превышать 30  страниц.  Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст  работы оформляется в папку–скоросшиватель.

4. Когда информация приводится из литературного источника, необходимо указать ссылку на источник в виде номера в списке литературы.  Например, [5] означает, что в тексте приведена ссылка на источник под номером 5.  Цитаты должны заключаться в кавычки, при этом указывается  номер источника по списку  и страница этого источника, например, [5, с.12].

5. При написании текстовой части не рекомендуется вести изложение от первого лица: «Я считаю», «По моему мнению» и т.п. Желательно выражать мысль в безличной форме: «на основе проведенного исследования»,  «в ходе анализа выяснено» «в ходе исследования установлено» и т.п. Возможно использование местоимений множественного числа первого лица: «на наш взгляд», «нами было выявлено» и т.п.

6. В список литературы в алфавитном порядке включаются все источники информации, использованные при написании работы: сборники, энциклопедии, словари, документы, статьи, журналы, монографии, сайты интернет и др.

Нумерация ведётся арабскими цифрами с точкой. В первую очередь пишутся законы, далее литературные источники, далее сайты интернет. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ.

Методические указания к выполнению презентации курсовой работы

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.

Общие требования к презентации:

• Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

• Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название учебного заведения; фамилия, имя, отчество автора, номер группы.

• Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

• Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.