2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Основы медицинских знаний_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы медицинских знаний
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зарипова Р.С. _________________
 
 
Основы медицинских знаний
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Рая Салиховна

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся систематизированных знаний в области охраны жизни и здоровья обучающихся, способности использовать приемы первой помощи при неотложных состояниях и в условиях чрезвычайных ситуаций,овладеть навыками внеурочной и самостоятельной работы, в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний и практических умений о методах оценки количества и качества здоровья в том числе у обучающихся с особыми образовательными потребностями;
1.4
формирование представления о наиболее распространенных болезнях и возможностях их предупреждения;
1.5
формирование системы знаний о влиянии разных  факторов на здоровье человека
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины   обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология»  и "Основы безопасности жизнедеятельности»  на предыдущем (школьном) уровне обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность жизнедеятельности
2.2.2
Педагогика
2.2.3
Психология
2.2.4
Учебная технологическая практика
2.2.5
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.6
Учебная технологическая практика
2.2.7
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.8
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.9
Производственная педагогическая практика
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
Стилистика
2.2.12
Производственная  педагогическая практика
2.2.13
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Оценивает факторы риска, умеет обеспечивать личную безопасность и безопасность окружающих в повседневной жизни и в профессиональной деятельности
 
УК-8.2: Знает и может применять методы защиты в чрезвычайных ситуациях и в условиях военных конфликтов, формирует культуру безопасного и ответственного поведения
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
определение понятий здоровья, болезни, промежуточного состояния, индивидуального и популяционного здоровья;
3.1.2
показатели индивидуального и популяционного здоровья, характеристику групп здоровья;
3.1.3
определение эпидемии, пандемии, спорадической заболеваемости, инфекционного и эпидемического процесса, возбудителя и источника инфекционного заболевания;
3.1.4
определение иммунитета, виды иммунитета, основные иммунопрепараты, противопоказания и показания к применению основных видов иммунопрепаратов;
3.1.5
источник заболевания, пути передачи, факторы риска, признаки отдельных заболеваний;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.1.6
понятие дезинфекции, дезинсекции, дератизации, карантина;
3.1.7
неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, при заболеваниях дыхательной системы, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при заболеваниях эндокринной системы;
3.1.8
основные принципы восстановления дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности;
3.1.9
признаки ран, кровотечений, кровопотери;
3.1.10
признаки ушибов мягких тканей, растяжений и разрывов связок;
3.1.11
признаки переломов костей, особенности переломов у детей;
3.1.12
причины, симптомы и опасности травматического шока;
3.1.13
признаки и опасности ожогов, отморожений;
3.1.14
принципы оздоровления и укрепления здоровья человека с использованием природных факторов;
3.1.15
основные формы школьной патологии, их признаки, предпосылки и факторы возникновения патологических состояний у школьников;
3.1.16
законодательные основы охраны здоровья детей в РФ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
учитывать индивидуальные и возрастные особенности физиологии учащихся,
3.2.2
применять алгоритмы, модели, законы для решения ситуационных задач по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях и неотложных состояниях детей,
3.2.3
использовать полученные теоретические и практические навыки для организации образовательного процесса с использованием современных средств здоровьесберегающих технологий,
3.2.4
оказать первую медицинскую помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях,
3.2.5
выполнять простейшие приемы реанимации,
3.2.6
формулировать и обосновывать роль различных факторов в возникновении вредных привычек у детей и подростков.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками обработки раны и наложения асептической повязки.
3.3.2
навыками определения промежуточного состояния и болезни, осуществления  первичной  и вторичной  профилактики
3.3.3
навыками оценки эпидемической опасности источника инфекционного заболевания
3.3.4
навыками оказания помощи при ранении
3.3.5
навыками выполнения  простейших приемов  реанимации
3.3.6
различными способами остановки  кровотечения  
3.3.7
приемами оказания первой  помощи при ушибах, растяжениях и разрывах
3.3.8
приемами оказания первой помощи при переломах
3.3.9
навыками проведения простейших противошоковых мероприятий
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Проблемы здоровья детей

 
1.1
Основные понятия и определения дисциплины.  /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
1.2
Здоровье и факторы их определяющие. /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

4
УК-8.1
1
0
 
1.3
Методика оценки физического состояния. /Лаб/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.1
1
0
 
1.4
Методика оценки психического здоровья /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

4
УК-8.1
1
0
 
1.5
Нормативно-правовая база охраны здоровья населения /Лек/
Л1.1Л2.2

2
УК-8.1 ОПК-7.2
1
0
 
1.6
Медико-социальные основы

охраны детства. /Лаб/

Л1.1Л2.2Л3.1

2
УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Основы микробиологии, эпидемиологии и  паразитологии

 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.1
Основные понятия и определения эпидемиологии и микробиологии.Иммунитет, его виды. Механизм защитной реакции. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
2.2
Вакцинация и иммунизация /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
2.3
Профилактика инфекционных заболеваний /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
2.4
Гельминтозы /Лек/
Л1.1Л2.2

2
УК-8.1
1
0
 
2.5
Жизненный цикл червей-паразитов и механизмы заражения глистами /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
УК-8.2
1
0
 
2.6
Календарь прививок в РФ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
2.7
Основные периоды и профилактика инфекционных заболеваний /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
 
Раздел 3. Понятия о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация

 
3.1
Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э3 Э4 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
3.2
Основы реанимации /Лаб/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
3.3
Симптомы и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6

6
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
 
Раздел 4. Характеристика детского травматизма, первая помощь при травмах и меры профилактики детского травматизма

 
4.1
Раны. Кровотечения. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э3 Э4 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
4.2
Термические  и химические травмы. Инородные тела, укусы,  отравления – оказание первой медицинской помощи. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э3 Э4 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
4.3
Переломы костей и их виды. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э3 Э4 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
4.4
Основы десмургии. Техника наложения повязок /Лаб/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
4.5
Раны и кровотечения. Техника остановки кровотечений /Лаб/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
4.6
Травмы. Основы иммобилизации и транспортировки /Лаб/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
4.7
Работа над терминологией /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
УК-8.1
1
0
 
 
Раздел 5. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей

 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
5.1
Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э5 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-7.2
1
0
 
5.2
Факторы риска и формирование здорового образа жизни школьников /Лаб/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-7.2
1
0
 
5.3
Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний.  Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-7.2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания для зачета:

1.Проблемы здоровья школьников.

2.Общие принципы оказания первой медицинской помощи. Характеристика неотложных состояний. Понятие «асептика» и «антисептика».

3.Основы десмургии. Виды повязок и перевязочного материала.

4.Закрытые повреждения.  Синдром длительного сдавливания. Оказание первой помощи при различных видах закрытых повреждений.

5.Переломы (открытые, закрытые, со смещением).  Основы иммобилизации.  Правила наложения шин при различных повреждениях.

6.Раны, виды.  Осложнения, возникающие после ранения. Правила оказания первой помощи.

7.Основы гемостаза. Правила и техника наложения кровоостанавливающего жгута. Носовое и легочное кровотечение. Правила оказания первой помощи.

8.Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний.

9. Терминальные состояния – клинические симптомы. Реанимация.

10.Характеристика неотложных состояний. Первая помощь при остановке сердца и дыхания.

11.Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях  сердечно-сосудистой системы (при приступе стенокардии, гипертоническом кризе, инфаркте, инсульте).

12.Первая медицинская помощь при возникновении приступа бронхиальной астмы, ложного крупа.

13.Первая медицинская помощь при действии высоких и низких температур, электротравмах.

14.Утопление, виды утопления. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.

15.Шок, виды шока. Оказание первой медицинской помощи.

16.Первая медицинская помощь при аллергических реакциях и судорожных состояниях.

17.Первая помощь при различных видах отравлений: пищевом, лекарственными препаратами, ядовитыми растениями, угарным газом.

18.Инородные тела дыхательных путей,  уха, глаз, глотки, пищевода. Первая медицинская помощь.

19.Первая медицинская помощь при укусах ядовитыми животными. Укус животных,больных бешенством.

20.Первая помощь при гипер - и гипогликемической коме.

21.Острый живот - симптомы, оказание первой помощи.

22.Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая медицинская помощь при них.

23.З.О.Ж. как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования З.О.Ж.

24.Медико-гигиенические аспекты З.О.Ж. Формирование мотивации к З.О.Ж.

25.Здоровосберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя  в формировании здоровья школьников и  профилактике заболеваний.

26.Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и З.О.Ж. школьников.Воспитание культуры самооздоровления.

27.Вредные привычки и их профилактика.

28.Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.

29.Определение физиологических показателей организма человека.

30.Демографическая ситуация в России. Планирование семьи.

Задание: практическое

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Пример задания: Кейс 1

В приемное отделение больницы скорой помощи поступил пациент 55 лет. После физической нагрузки возникли сильные сжимающие боли за грудиной с иррадиацией в левую половину грудной клетки, которые длятся уже 1,5 часа. Неоднократно принимаемый больным нитроглицерин не оказал должного эффекта.

Подзадача 1

Оценив картину случившегося, можно предположить развитие у человека …(допишите)

Подзадача 2

Основным средством купирования приступа загрудинных болей является …(допишите)

Подзадача 3

Описанная клиническая картина соответствует ……….(допишите)

 
стр. 7
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мисюк, М. Н.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник и практикум для вузов / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14054-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510686
Москва : Издательство Юрай, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Долгих, В. Т.
Иммунология:  учебное пособие для вузов / В. Т. Долгих, А. Н. Золотов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09294-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516736 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л2.2
Орехова, И. Л.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебно-методическое пособие / И. Л. Орехова. — Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 174 c. — ISBN 978-5-906908-76-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83862.html
Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Балаян, С. Е.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: методические указания к выполнению лабораторных работ / С. Е. Балаян. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — 80 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49923.html 
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014
 
Л3.2
Балаян, С. Е.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: методические рекомендации и задания для самостоятельных работ / С. Е. Балаян. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013. — 78 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49924.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - URL:http://cyberleninka.ru
 
Э4
Официальный ресурс программы "Здоровая Россия" Министерства здравоохранения РФ - URL:https://takzdorovo.ru
 
Э5
Официальный интернет-портал Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИД в России - URL:https:// o-spide.ru
 
Э6
Информационный ресурс "Все о первой помощи" - URL:https://allfierstaid.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 8
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-119 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: лабораторное оборудование для психофизиологических исследований
 
7.5
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным работам.

Лабораторные работы, предполагают проведение обучающимися исследования и обсуждение его результатов. Лабораторные работы в учебном процессе направлены на:

- стимулирование интеллектуальной деятельности, активизируется мнемическая и мыслительная деятельность обучающихся;

- развитие умений самостоятельной работы;

- расширение знаний, при подготовке к лабораторной работе, рефератов или сообщений по отдельным вопросам;

- закрепление знаний - при обсуждении результатов исследований и в процессе подготовки к занятию обучающиеся повторяют материал, изученный на лекциях.

При подготовке к лабораторной работе обучающимся целесообразно соблюдать следующую последовательность:

1. Изучение тематики, плана занятия, списка рекомендованной литературы, методических указаний (см. перечень учебно-методическкого обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)).

2. Повторение основных терминов по изучаемой теме.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.