2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Основы медицинских знаний
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы медицинских знаний
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Лабораторные
4
4
4
4
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Зарипова Р.С. _________________
 
 
Основы медицинских знаний
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Зарипова Рая Салиховна

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся систематизированных знаний в области охраны здоровья обучающихся, способности использовать приемы первой помощи при неотложных состояниях и в условиях чрезвычайных ситуаций,овладеть навыками внеурочной и самостоятельной работы, в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний и практических умений о методах оценки состояния здоровья, в том числе у обучающихся с особыми образовательными потребностями;
1.4
формирование представления о наиболее распространенных инфекционных и неифекционных заболеваниях и возможностях их предупреждения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Базируется на знаниях, полученных из школьной биологии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика. Практика  по воспитательной работе
2.2.2
Теория и технология  воспитания   
2.2.3
Теория и технология обучения
2.2.4
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.2.5
Комплексная подготовка вожатых к работе в организациях отдыха детей и их оздоровления
2.2.6
Основы школьной гигиены
2.2.7
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.8
Самоуправление в детско-юношеских организациях
2.2.9
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.10
Учебная практика. Практика  по основам сельского хозяйства
2.2.11
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.12
Основы здорового образа жизни
2.2.13
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.14
Производственная практика  по воспитательной работе
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Самоуправление в детско-юношеских организациях
2.2.17
Учебная практика по основам сельского хозяйства
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС.
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
определение понятий болезни, этиологии, патогенеза, саногенеза;
3.1.2
определение эпидемии, пандемии, спорадической заболеваемости, инфекционного и эпидемического процесса, возбудителя и источника инфекционного заболевания;
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.1.3
определение иммунитета, виды иммунитета, вакцинации;
3.1.4
источник заболевания, пути передачи, факторы риска, признаки отдельных заболеваний;
3.1.5
понятие дезинфекции, дезинсекции, дератизации, карантина;
3.1.6
неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, при заболеваниях дыхательной системы, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при заболеваниях эндокринной системы;
3.1.7
основные принципы восстановления дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности;
3.1.8
признаки ран, кровотечений, кровопотери;
3.1.9
признаки ушибов мягких тканей, растяжений и разрывов связок;
3.1.10
признаки переломов костей, особенности переломов у детей;
3.1.11
причины, симптомы и опасности травматического шока;
3.1.12
признаки и опасности ожогов, отморожений;
3.1.13
основные формы школьной патологии, их признаки, предпосылки и факторы возникновения патологических состояний у школьников;
3.1.14
законодательные основы охраны здоровья детей в РФ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить дезинфекцию в образовательном учреждении;
3.2.2
изготавливать средмтва индивидуальной защиты (маска, антисептик)
3.2.3
оказать первую медицинскую помощь при обмороке, гипертоническом кризе, при приступе бронхиальной астмы, ложного крупа, при остром пищевом отравлении, при гипогликемической коме;
3.2.4
выполнять простейшие приемы реанимации;
3.2.5
останавливать кровотечения различными способами;
3.2.6
оказать первую помощь при ушибах, растяжениях, переломах и термических повреждениях;
3.2.7
формулировать и обосновывать роль различных факторов в возникновении вредных привычек у детей и подростков
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками обработки раны и наложения асептической повязки
3.3.2
навыками определения промежуточного состояния и болезни, осуществления  первичной  и вторичной  профилактики
3.3.3
навыками оценки эпидемической опасности источника инфекционного заболевания
3.3.4
навыками оказания помощи при ранении
3.3.5
навыками выполнения  простейших приемов  реанимации
3.3.6
различными способами остановки  кровотечения  
3.3.7
приемами оказания первой  помощи при ушибах, растяжениях и разрывах
3.3.8
приемами оказания первой помощи при переломах
3.3.9
навыками проведения простейших противошоковых мероприятий
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в микробиологию, эпидемиологию и иммунологию

 
1.1
Основные понятия медицинских знаний /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
1.2
Повторение основных терминов /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
1.3
История медицины /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
1.4
Учение об инфекционных заболеваниях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
1.5
Изучение основных инфекционных заболеваний. Решение ситуационных задач /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
1.6
Повторение основных инфекционных заболеваний и календаря прививок /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
1.7
Профилактика инфекционных заболеваний /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
1.8
Способы профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация,гигиенические и общесанитарные, дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Изготовление средств ращиты: многоразовых масок и антисептиков /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
1.9
Основные периоды и профилактика инфекционных заболеваний /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
 
Раздел 2. Неинфекционные заболевания

 
2.1
Заболевания внутренних органов /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
2.2
Способы оценки состояния работы внутренних органов и  первая помощь (гипертермия, тахи/брадикардия, гипер/гипотония,"острый живот",запор/понос, рвота /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
2.3
Оказание первой помощи /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э7

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
2.4
Заболевания нервной и эндокринной системы /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
2.5
Способы оценки состояния работы органов и систем и первая помощь (диабетические гипо/гипергликемические комы, вегетосисудистая дистония)   /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э7

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
2.6
Оказание первой помощи /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э7

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
 
Раздел 3. Неотложные состояния и первая помощь

 
3.1
Понятия и виды неотложных состояний /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
3.2
Основы реанимации /Лаб/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
3.3
Травмы в детском возрасте /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
3.4
Основы десмургии. Техника наложения повязок /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.5
Работа над терминологией /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
3.6
Переломы и кровотечения /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
3.7
Основы иммобилизации и транспортировки, методы остановки кровотечений /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7

2
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
3.8
Симптомы и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7

4
ОПК-3.1 УК-8.1 УК-8.2
1
0
 
3.9
/Зачёт/

4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания для зачета:

1.Проблемы здоровья школьников.

2.Общие принципы оказания первой медицинской помощи. Характеристика неотложных состояний. Понятие «асептика» и «антисептика».

3.Основы десмургии. Виды повязок и перевязочного материала.

4.Закрытые повреждения.  Синдром длительного сдавливания. Оказание первой помощи при различных видах закрытых повреждений.

5.Переломы (открытые, закрытые, со смещением).  Основы иммобилизации.  Правила наложения шин при различных повреждениях.

6.Раны, виды.  Осложнения, возникающие после ранения. Правила оказания первой помощи.

7.Основы гемостаза. Правила и техника наложения кровоостанавливающего жгута. Носовое и легочное кровотечение. Правила оказания первой помощи.

8.Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний.

9. Терминальные состояния – клинические симптомы. Реанимация.

10.Характеристика неотложных состояний. Первая помощь при остановке сердца и дыхания.

11.Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях  сердечно-сосудистой системы (при приступе стенокардии, гипертоническом кризе, инфаркте, инсульте).

12.Первая медицинская помощь при возникновении приступа бронхиальной астмы, ложного крупа.

13.Первая медицинская помощь при действии высоких и низких температур, электротравмах.

14.Утопление, виды утопления. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.

15.Шок, виды шока. Оказание первой медицинской помощи.

16.Первая медицинская помощь при аллергических реакциях и судорожных состояниях.

17.Первая помощь при различных видах отравлений: пищевом, лекарственными препаратами, ядовитыми растениями, угарным газом.

18.Инородные тела дыхательных путей,  уха, глаз, глотки, пищевода. Первая медицинская помощь.

19.Первая медицинская помощь при укусах ядовитыми животными. Укус животных,больных бешенством.

20.Первая помощь при гипер - и гипогликемической коме.

21.Острый живот - симптомы, оказание первой помощи.

22.Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая медицинская помощь при них.

23.Вредные привычки и их профилактика.

24.Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.

25.Определение физиологических показателей организма человека.

26.Демографическая ситуация в России. Планирование семьи.

27. Календарь прививок

28. Способы профилактики инфекционных заболеваний

29. Оказание первой помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем

30. Оказание первой помощи при вегето-сосудистой дистонии

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Пример задания: Кейс 1

В приемное отделение больницы скорой помощи поступил пациент 55 лет. После физической нагрузки возникли сильные сжимающие боли за грудиной с иррадиацией в левую половину грудной клетки, которые длятся уже 1,5 часа. Неоднократно принимаемый больным нитроглицерин не оказал должного эффекта.

Подзадача 1

 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Оценив картину случившегося, можно предположить развитие у человека …(допишите)

Подзадача 2

Основным средством купирования приступа загрудинных болей является …(допишите)

Подзадача 3

Описанная клиническая картина соответствует ……….(допишите)

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мисюк, М. Н.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник и практикум для вузов / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14054-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510686
Москва : Издательство Юрай, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Долгих, В. Т.
Иммунология:  учебное пособие для вузов / В. Т. Долгих, А. Н. Золотов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09294-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516736 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л2.2
Орехова, И. Л.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебно-методическое пособие / И. Л. Орехова. — Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 174 c. — ISBN 978-5-906908-76-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83862.html
Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Балаян, С. Е.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: методические указания к выполнению лабораторных работ / С. Е. Балаян. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — 80 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49923.html 
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014
 
Л3.2
Балаян, С. Е.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: методические рекомендации и задания для самостоятельных работ / С. Е. Балаян. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013. — 78 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49924.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - URL:http://cyberleninka.ru
 
Э4
Издательский дом "Первое сентября".- URL:https://urok.1sept.ru
 
Э5
Официальный ресурс программы "Здоровая Россия" Министерства здравоохранения РФ - URL:https://takzdorovo.ru
 
Э6
Официальный интернет-портал Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИД в России - URL:https:// o-spide.ru
 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Э7
Информационный ресурс "Все о первой помощи" - URL:https://allfierstaid.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска.
 
7.2
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МПриступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.

В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.