2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Решение биологических задач
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Решение биологических задач
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
157
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
157
157
157
157
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., Доц., Смирнова А.В. _________________
 
 
Решение биологических задач
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:развитие у обучающихся умения и навыков решения задач по основным разделам биологии, в том числе и повышенной трудности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания обучающихся по теоретическим основам биологии;
1.4
актуализировать и совершенствовать навыки решения биологические задачи репродуктивного,прикладного и творческого характера;
1.5
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством решения олимпиадных заданий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биологические основы сельского хозяйства
2.1.2
Биотехнологии
2.1.3
Биохимия
2.1.4
Гистология
2.1.5
Методика выполнения заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по биологии
2.1.6
Производственная практика. Педагогическая практика
2.1.7
Физиология растений
2.1.8
Функциональная диагностика
2.1.9
Основы школьной гигиены
2.1.10
Основы экологической культуры
2.1.11
Методы биологических  исследований
2.1.12
Основы биометрии
2.1.13
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.14
Учебная практика.
2.1.15
Ознакомительная практика
2.1.16
Биотехнологии
2.1.17
Гистология
2.1.18
Производственная педагогическая практика
2.1.19
Основы биометрии
2.1.20
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Биология"
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Биология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Определяет свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
 
УК-6.2: Создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования
 
УК-6.3: Владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов
 
УК-6.4: Умеет обобщать и транслировать свои индивидуальные достижения на пути реализации задач саморазвития
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.1.1
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина);
3.1.2
учение В.И. Вернадского о биосфере;
3.1.3
сущность законов Г. Менделя,закономерностей изменчивости;
3.1.4
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
3.1.5
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование
3.1.6
видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
3.1.7
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
3.1.8
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
3.1.9
биологическую терминологию и символику.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
правильно оформлять условия, решения и ответы билогических задач;
3.2.2
применять различные билогические законы при решении задач:
3.2.3
решать элементарные биологические задачи;
3.2.4
составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
3.2.5
описывать особей видов по морфологическому критерию;
3.2.6
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
3.2.7
логически рассуждать и обосновывать выводы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками решаения биологических задач;
3.3.2
навыками определения принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
3.3.3
навыками использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Решение заданий по "Ботанике"

 
1.1
Ткани растений  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
1.2
Вегетативные органы. Корень. Лист /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
1.3
Вегетативные органы. Стебель.

Почка  /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-6.3
5
0
 
1.4
Генеративные органы. Цветок /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
1.5
Генеративные органы. Плод. Семя /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-6.3
5
0
 
1.6
Разбор олимпиадных заданий по теме

«Анатомия и морфология растений» теоретического тура /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
1.7
Разбор олимпиадных заданий по  теме «Анатомия и морфология растений» практического тура /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
1.8
Отдел Водоросли. Отдел Мхи

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
1.9
Отдел Хвощевидные. Отдел Плауновидные. Отдел

Папоротниковидные   /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
1.10
Отдел Голосеменные  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
1.11
Отдел Покрытосеменные /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-6.3
5
0
 
1.12
Характеристика царства Грибы  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
1.13
Разбор олимпиадных заданий по теме «Систематика растений» теоретического тура /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
1.14
Разбор олимпиадных заданий по теме «Систематика растений» практического тура /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
 
Раздел 2. Зоология

 
2.1
Простейшие. Беспозвоночные животные. Тип губки, тип кишечнополостные, тип

плоские черви. Тип круглые черви, тип кольчатые черви /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
2.2
Тип моллюски, тип иглокожие.Тип членистоногие /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
2.3
Позвоночные животные. Классы – рыбы, земноводные и пресмыкающиеся /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
2.4
Позвоночные животные. Классы – птицы и млекопитающие /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
2.5
Разбор олимпиадных заданий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
 
Раздел 3. Анатомия человека

 
3.1
Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Кровеносная система,

кровообращение и лимфообращение /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
3.2
Нервная система. Размножение и индивидуальное развитие /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
3.3
Разбор олимпиадных заданий по теме «Строение организма человека» /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.4
Покровы тела человека /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
3.5
Дыхание: механизм и его регуляция. Органы пищеварения и их функции.

Регуляция пищеварения. Пластический и энергетический обмен веществ

Выделение продуктов обмена. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
3.6
Гигиена питания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
3.7
Разбор олимпиадных заданий по теме «Обмен веществ организма человека» /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
 
Раздел 4. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 
4.1
Молекулярный уровень. Организменный уровень /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
4.2
Клеточный уровень /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
4.3
Популяционно-видовой уровень. Экосистемный уровень. Биосферный уровень. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
4.4
Разбор олимпиадных заданий по теме «Уровни организации живой природы». /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
 
Раздел 5. Генетика

 
5.1
Закономерности наследования генов при моно- и дигибридном скрещивании /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
5.2
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
5.3
Комплементарность. Решение задач на определение групп крови  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
5.4
Полимерия /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
5.5
Эпистаз /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
5.6
Наследование признаков, сцепленных с полом /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
5.7
Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
5.8
Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Классификация мутаций по характеру изменения генотипа  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4
5
0
 
5.9
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
5.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Решение задач, на вычисление молекулярной массы белка.

2. Решение задач, на определение числа аминокислот образующих белок;

3. Решение задач, на определение % содержания нуклеотидов фрагмента ДНК.

4. Решение задач, на количественное определение числа нуклеотидов ДНК, при условии, что известно % от общего числа.

5. Решение задач, на определение последовательности расположения аминокислот отдельных белков.

6. Решение задач, на построение и определение участков молекулы белка.

7. Расчёты, связанные с энергетическими затратами при обмене вещества в клетке.

8. Решение задач, на определение группы крови и резус-фактор.

9. Решение задач, на вероятность наследования и проявления генетических Заболеваний.

10. Решение задач, на генетические основы здоровья.

11. Составление родословной семьи.

12. Решение задач, на моногибридное скрещивание.

13. Решение задач, на дигибридное скрещивание.

14. Решение задач, на полигибридное скрещивание.

15. Решение задач, на неполное доминирование;

16. Решение задач, на сцепленное с полом наследование;

17. Решение задач, на анализирующее скрещивание;

18 .Решение задач, на кроссинговер.

19. Решение комбинированных задач.

20. Решение задач, на анализирующее  и возвратное скрещивание.

21. Решение задач, на комплементарность.

22. Решение задач, на доминантный эпистаз.

23. Решение задач, на рецессивный эпистаз.

24. Решение задач, на множественные аллели.

25. Решение задач, по генетике пола.

26. Решение задач, по теме « Генетические карты».

27. Решение задач на сцепление с У- хромосомой.

28. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками.

29. Решение задач на наследование генов, локализованных в Х-хромосоме.

30. Решение задач на наследование двух признаков сцепленных с полом

31. Решение задач на определение типа и вида мутаций.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентациями

1.Химический состав клетки. Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

2.Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. 3.Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.

3. Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.

4. Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью клетки.

5. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул.

6. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов.

7. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК – молекула хранения наследственной информации. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования

8. АТФ – основной аккумулятор энергии в клетке. Особенности строения молекулы и функции АТФ. 9. Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке.

10. Аминокислоты. Антикодон.

 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
11. Место цитологии в системе естественнонаучных и биологических наук. История развития цитология.

12. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.

13.Гипотезы о происхождении митохондрий. Значение возникновения кисло¬родного дыхания в эволюции.

14. Фотосинтез и урожай сельскохозяйственных культур. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. К.А.Тимирязев о космической роли зеленых растений.

15. Хемосинтез и его значение в природе.

16.Энергетический обмен Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. Этапы энергетического обмена, приуроченность этих процессов к определенным структурам клетки.

17. Апоптоз.

18. Амитоз и его значение.

19. Биогенетический закон, его современная интерпретация. Постэмбриональное развитие.

20. Экспериментальное получение мутаций.

21. Брожение.

22. Место генетики среди биологических наук. Значение генетики в разработке проблем охраны природы, здравоохранения, медицины, сельского хозяйства

23. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова.

24. Акселерация. Сущность. Причины.

25. Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека.

26. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на наследственность человека.

27. Критика расистских теорий с позиций современной генетики.

28. Медицинская генетика. Молекулярные заболевания человека: причины, классификация, тип наследования, клинические проявления, диагностика, прогноз для жизни.

29. Медицинская генетика. Хромосомные заболевания человека: причины, классификация, особенности кариотипа, фенотипические проявления, диагностика, прогноз для жизни.

30. Медицинская генетика. Мультифакториальные заболевания с наследственной предрасположенностью.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Утемов, В. В.  
Развитие креативности учащихся:  учебные задачи открытого типа : учебное пособие для вузов / В. В. Утемов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 127 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13771-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466970
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сборник задач по молекулярной биологии и медицинской генетике с решениями: учебное пособие / составители Е. В. Антипов. — Самара : РЕАВИЗ, 2012. — 168 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/18421.html
Самара : РЕАВИЗ,  2012.
 
Л2.2
Синюшин, А. А.
Решение задач по генетике:  А. А. Синюшин. — Москва : Лаборатория знаний, 2019. — 154 c. — ISBN 978-5-00101-630-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/89223.html
Москва : Лаборатория знаний, , 2019
 
Л2.3
Супильников, А. А.
Ситуационные задачи по анатомии человека: учебное пособие / А. А. Супильников, К. М. Перхуров, К. В. Наумова. — Самара : РЕАВИЗ, 2011. — 53 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/10176.html
Самара : РЕАВИЗ, 2011
 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4
Жуйкова, Т. В.  
Ботаника: анатомия и морфология растений: Практикум : учебное пособие для вузов / Т. В. Жуйкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05343-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453994
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Молекулярная биология: Практикум : учебное пособие для вузов / А. С. Коничев [и др.] ; под редакцией А. С. Коничева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12544-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448124 
, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вавиловский журнал генетики и селекции. - URL:  http://www.bionet.nsc.ru/vogis
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.- URL: http://window.edu.ru/window/ -
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
7.5
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет.

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального 

 
стр. 11
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.