Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
/Лаб/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Перечень вопросов и задание к экзамену.
1. Философско-лингвистическая проблематика сопоставительных исследований.
2. Консонантизм современных русского и английского языков.
3. Вокализм современных английского и русского языков.
4. Принципы и методы сопоставления.
5. Параметры сопоставления фонологических систем.
6. Параметры сопоставления лексики.
7. Мотивация в английском и русском языках.
8. Типы значения слов и способы их выражения в английском и русском языках.
9. Соотношение исконной и заимствованной лексики в английском и русском языках.
10. Способы словообразования в английском и русском языках.
11. Параметры сопоставления грамматического строя.
12. Категория рода в английском и русском языках.
13. Категория числа в английском и русском языках.
14. Категория падежа в английском и русском языках.
15. Система tenses и её соответствия в русском языке.
17. Параметры сопоставления синтаксического строя в современных русском и английском языках.
18. Типы предложений в современных русском и английском языках.
19. Актуальное членение предложения в современных русском и английском языках.
20. Типы синтаксической связи и способы их выражения в современных русском и английском языках.
21. Словосочетание в современных русском и английском языках.
22. Глагольное управление в современных русском и английском языках.
23. Предлоги в современных русском и английском языках.
24. Пространственно - временной дейксис в современных русском и английском языках.
Задание: Подготовьте сообщение по одной из предложенных тем.
Приведите примеры из художественной литературы, иллюстрирующие сходства и различия изучаемых языков.
Разработайте задание для обучающихся (10 предложений, иллюстрирующие различия в системах языках и покажите, объясните, как вы организуете работу на уроке, чтобы предотвратить трудности и ошибки обучающихся.
Комплект разноуровневых задач
Задание 1.Определите, к какой части речи принадлежат выделенные ниже английские слова, по каким признакам можно установить их принадлежность к определенной части речи. Назовите трудности в определении принадлежности изолированных слов к какой-либо части речи.
The guests seldom order anything extraordinary. But in case they do, the order is swiftly transmitted to the Chief who takes all measures to do it.
Mike usually appears at seven and calls me for a run. We run almost a mile round the lake. It started four months ago and at first I was always out of breath at half of the distance, but soon I learnt to control my force and now breathe without great difficulty almost to the end of the distance.
Задание 2. Из приведенных ниже английских предложений выделите знаменательные части речи. Переведите предложения на русский язык. Установите, сохраняются ли в переводе все части речи оригинала.
стр. 7
1. We had a walk round the town.
2. It was late night and Jack was terribly sleepy.
3. The train was an hour late.
4. He sat there silent, afraid to move, hardly alive.
5. The garden was surrounded by a high stone wall.
Задание 3. Переведите на английский язык и объясните причину разного перевода русских слов «много», «немного», «меньше».
1. Мы купили много картофеля (potato).
2. Мы взяли с собой много разных вещей (things).
3. Я взял с собой немного книг (books).
4. Я выпил немного воды (water).
5. Сегодня на улице меньше машин (cars).
6. Сегодня на улице меньше движения (traffic).
Задание 4. Переведите на русский язык следующие предложения. Найдите русские соответствия английским предложным конструкциям.
1. The words of the doctor seemed to him encouraging.
2. He was proud of his elder son.
3. We offered him a cup of coffee.
4. I tried to open the can with my knife, but failed.
5. Shoes made by him could be worn for years.
Задание 5. Сравните русские и английские предложения и средства выражения определенности / неопределенности в них.
1. Кто меня спрашивал? — Некто Петров. „Who asked me?" — „A certain Petrov".
2. Пожалуйста, принеси мне воды. Bring me some water, please.
3. Пожалуйста, принеси мне воду. Fetch me the water, please.
4. Кто-то пришел. Ты не слышишь звонка? — Наверное, это по¬чтальон.
„There's someone at the door. Don't you hear the bell?" — „Perhaps,
it's the postman".
5. В молодости он был известным певцом. Не was a famous singer in his youth.
6. Серебро — драгоценный металл. Silver is a precious metal.
7. Когда Петровы вернулись из поездки?
When did the Petrovs arrive from their journey?
8. Когда я шел по улице, я увидел старика. Он стоял у маленькой тележки.
9. Старика я увидел, когда я проходил по улице. Он стоял у ма¬ленькой тележки.
I saw the man, when I was walking along the street. He was standing near a small cart.
10. Мой друг однажды рассказал мне об этом. My friend told me about it one day.
11. Однажды один мой друг рассказал мне об этом. One day a friend of mine told me about it.
12. Жила-была женщина, у которой было две дочери. There lived a woman who had two daughters.
13. У одной женщины было две дочери. A certain woman had two daughters.
14. Оба окна были разбиты. Both the windows were broken.
15. Были разбиты оба окна. Both windows were broken.
Задание 6. Переведите данные ниже предложения на английский язык и назовите возможные ошибки при употреблении артикля при переводе. Объясните их источник.
1. Только мы закончили обед, как распахнулась дверь и в комнату вошла совсем юная девушка, сопровождаемая молодым человеком. Девушка решительно направилась к хозяину дома.
2. Однажды зимним вечером кто-то постучал к ним в окно.
3. Один мой знакомый рассказал мне интересную историю. Эта история, я думаю, может послужить хорошей иллюстрацией к нашему разговору.
4. Ты принес яблоки в столовую?
5. Где молоко? Я хочу молока.
6. Всякий человек, который упорно трудится, может достичь своей цели.
7. Дайте мне какой-нибудь карандаш.
8. Они избрали его президентом.
'J. Отец и сын были оба известными артистами.
10. Я принес муки и масла.
11. Передай-ка мне хлеб.
12. Будущее нашей страны очень дорого нам.
13. Вчера на собрании выступал декан нашего факультета.
14. Знание — сила.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями
Методические указания к лабораторным занятиям
лабораторные занятия ориентированы на закрепление теоретических знаний, формирование практических навыков и умений будущего учителя английского языка, что требует знаний системы и норм функционирования языка, основных закономерностей его развития . Задачей лабораторных занятий является формирование системного подхода к обобщению, анализу, извлечению информации в рамках изучаемой дисциплины. Необходимым условием реализации этой задачи является организация самостоятельной работы обучающихся.
Объектом работы при подготовке к лабораторным занятиям являются тексты лекций, дополнительная теоретическая литература по изучаемым проблемам, а также отрывки из аутентичных текстов англоязычных и русскоязычных писателей, в которых обучающиеся самостоятельно выделяют, анализируют и систематизируют типологические признаки. Обучающийся должен овладеть разными типами анализа (целостным, сравнительным, структурным), научиться оперировать лингвистическими типологическими категориями.
Изучение типологии предусматривает систематическую самостоятельную работу обучающихся над материалами для дополнительного чтения; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной. В ходе самостоятельной работы обучающиеся готовят конспекты ответов по изучаемым теоретическим вопросам. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям, чтобы уточнить терминологию, найти аналогии анализируемым типологическим категориям. При работе с примерами типологических различий произношения, например, необходимо стремиться не только к узнаванию различия, но и к пониманию необходимости учета различия при обучении английскому языку.
Обучающимся следует стремиться к активизации знаний и по другим языковым дисциплинам, связанным с
типологией.
Лабораторные занятия по типологии английского языка призваны содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания обучающихся и выступают как средства оперативной обратной связи.
Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. В случае с лабораторными занятиями по типологии это практические задания, направленные на распознавание типологических признаков, их анализ и систематизацию.
Выполняя задания, связанные с сопоставительным анализом, рекомендуется тщательно записывать все анализируемые явления, затем обобщать, делать выводы.
Каждое лабораторное занятие сопровождается подробными методическими указаниями.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа предполагает
- изучение лекционного материала;
- изучение теоретического материала с использованием литературных источников;
- подготовка к письменным работам;
- подготовка к лабораторным занятиям;
- анализ и реферирование литературных источников с целью подготовки доклада;
Изготовление карточек с заданиями предполагает подготовку листков бумаги с написанными примерами и заданиями на определение типологических признаков.
Методические указания к экзамену
Экзамен служит формой проверки усвоения учебного материала практических занятий.
При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен и дней, отведенных на подготовку. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить
За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.