2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Противодействие коррупции_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Противодействие коррупции
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ист.н., доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
Противодействие коррупции
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д.и.н., проф. Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании знаний и представлений о проблемах коррупции в российском и международном контексте, теоретических и практических подходах к противодействию коррупции, способах и методах разработки стратегии противодействия коррупции и путях еѐ применения в профессиональной деятельности.
1.2
Задачи: изучение основ профилактики коррупции и борьбы с ней, а также минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
1.3
изучение комплекса мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и ограничение действий факторов, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции;
1.4
формирование гражданской позиции активного противодействия коррупции.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Противодействие коррупции» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.2
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.2.3
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.4
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.6
Образовательное право
2.2.7
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.2.8
Методика семейного воспитания
2.2.9
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.2.10
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.11
Педагогическая практика
2.2.12
Педагогическая практика в ДОО
2.2.13
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.14
Организация дошкольного образования
2.2.15
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.16
Поликультурное образование
2.2.17
Психология педагогической деятельности
2.2.18
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.19
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.20
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.21
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.22
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.23
Преддипломная практика
2.2.24
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.25
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.26
Основы экологической культуры
2.2.27
Правоведение
2.2.28
История и культура народов Республики Татарстан
2.2.29
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.2.30
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.31
Этнология
2.2.32
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.33
Методика семейного воспитания
2.2.34
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.2.35
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.36
Производственная педагогическая практика
2.2.37
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.38
Литературное образование дошкольников
2.2.39
Организация дошкольного образования
2.2.40
Психология педагогической деятельности
2.2.41
Татарский язык
2.2.42
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.43
Производственная преддипломная практика
2.2.44
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.45
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.46
Татарский язык
2.2.47
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.48
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.2.49
Этнология
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать:
 
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования
 
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования
 
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  сферы образования
 
навыками подбора пакета нормативных правовых  актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач
 
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
3.1.2
социально-правовую сущность и основные признаки коррупции;
3.1.3
основы государственной и международной системы противодействия коррупции;
3.1.4
сущность и структуру антикоррупционной политики;
3.1.5
механизмы и формы участия институтов гражданского общества в целях эффективного противодействия коррупционным проявлениям.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оперировать юридическими понятиями и категориями;
3.2.2
анализировать факты правонарушений и возникающие в связи с ними правовые отношения;
3.2.3
анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
3.2.4
принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
3.2.5
правильно составлять и оформлять юридические документы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыки владения юридической терминологией;
3.3.2
навыками работы с правовыми актами;
3.3.3
навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
3.3.4
навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Понятие, сущность , становление и развитие коррупции как социально-правового явления. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4
1
0
 
1.2
Понятие, сущность , становление и развитие коррупции как социально-правового явления. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.3
Понятие, сущность , становление и развитие коррупции как социально-правового явления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.4
Антикоррупционная политика государства. Правовые средствапротиводействия коррупции в России. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ОПК-4
1
0
 
1.5
Антикоррупционная политика государства. Правовые средствапротиводействия коррупции в России. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.6
Антикоррупционная политика государства. Правовые средствапротиводействия коррупции в России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.7
Основные направления и способы борьбы с коррупцией в России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.8
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, как средство предупреждения и профилактики коррупции. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ОПК-4
1
0
 
1.9
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, как средство предупреждения и профилактики коррупции. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.10
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, как средство предупреждения и профилактики коррупции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.11
Коррупция – угроза экономической безопасности России. Социально – экономические и политико-правовые последствия коррупции в органах власти и управления. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ОПК-4
1
0
 
1.12
Коррупция – угроза экономической безопасности России. Социально – экономические и политико-правовые последствия коррупции в органах власти и управления. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.13
Коррупция – угроза экономической безопасности России. Социально – экономические и политико-правовые последствия коррупции в органах власти и управления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.14
Основные направления и способы борьбы с коррупцией в России. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ОПК-4
1
0
 
1.15
Конфликт интересов и меры по его урегулированию в органах государственной власти и местного самоуправления. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ОПК-4
1
0
 
1.16
Конфликт интересов и меры по его урегулированию в органах государственной власти и местного самоуправления. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.17
Основные направления и способы борьбы с коррупцией в России. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.18
Конфликт интересов и меры по его урегулированию в органах государственной власти и местного самоуправления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.19
Виды и основания привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения по законодательству Российской Федерации. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ОПК-4
1
0
 
1.20
Виды и основания привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения по законодательству Российской Федерации. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.21
Виды и основания привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения по законодательству Российской Федерации. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.22
Основные направления по совершенствованию государственной политики по  противодействию коррупции в современной России. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4
1
0
 
1.23
Основные направления по совершенствованию государственной политики по  противодействию коррупции в современной России. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.24
Основные направления по совершенствованию государственной политики по  противодействию коррупции в современной России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
1.25
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-4 ПК-3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы и задания к зачету:

1. Понятие коррупции как социального явления.

2. Политический, экономический и правовой аспекты коррупции.

3. Признаки коррупции.

4. Содержание коррупционных отношений.

5. Основные виды коррупционного поведения.

6. Социальные последствия коррупции.

7. Причины коррупции: понятие и основные факторы.

8. Антикоррупционная политика: понятие, содержание, виды.

9. Субъекты и объекты антикоррупционной политики.

10. Цели, средства, инструменты, направления антикоррупционной политики. Требования к проведению антикоррупционной политики.

11. Основные особенности антикоррупционной политики в современной России.

12. Проблемы и противоречия в создании системы формирования антикоррупционного сознания.

13. Антикоррупционная деятельность общественных организаций. Координация антикоррупционной деятельности государственных и общественных институтов.

14. Антикоррупционное образование: понятие, сущность, уровни.

15. Антикоррупционная пропаганда: понятие, сущность, направленность.

16. Антикоррупционная экспертиза: понятие, порядок назначения и производства.

17. Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание.

18. Антикоррурпционное законодательство: понятие, содержание, структура.

19. Антикоррупционное поведение: понятие, содержание, способы формирования.

20. Антикоррупционное воспитание: понятие, содержание, направленность.

21. Основные цели антикоррупционной политики.

22. Политическая коррупция: понятие и содержание.

23. Экономическая коррупция: понятие, содержание, виды.

24. Антикоррупционные международно-правовые акты: виды и содержание.

25. Деятельность правоохранительных органов в противодействии коррупции.

26. Международное сотрудничество по противодействию коррупции: понятие, виды и результаты.

27. Специализированные органы противодействия коррупции: виды, статус, полномочия.

28. Общественные организации по противодействию коррупции: правовое положение и эффективность деятельности.

26. Региональная антикоррупционная политика: механизм запуска и реализации.

27. Муниципальная антикоррупционная политика: понятие и содержание.

28. Ведомственная антикоррупционная политика: понятие и содержание.

29. Коррупция в органах государственной власти.

30. Корпоративная коррупция: понятие и содержание.

31. Партийная коррупция: понятие и содержание.

32. Парламентская коррупция: понятие и содержание.

33. Социально-экономические факторы коррупции: понятие и содержание.

34. Политические причины коррупции: понятие и виды.

35. Сущность гражданского контроля. Развитие гражданского общества как основа демократизации и модернизации современного общества.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примерная тематика рефератов:

1. Коррупция как социально-негативное системное явление.

2. Коррупция: проблемы поиска определения.

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3. Политическая коррупция: понятие и сущность.

4. Правовые основы противодействия коррупции в Республике Татарстан.

5. Муниципальная антикоррупционная политика: понятие и содержание.

6. Региональная антикоррупционная политика: понятие и содержание.

7. Антикоррупционное образование: понятие, содержание и перспективы.

8. Антикоррупционная пропаганда: понятие, содержание, направленность.

9. Реализация антикоррупционной политики в Республике Татарстан: проблемы и перспективы.

10. Антикоррупционный мониторинг: понятие, содержание и перспективы развития.

11. Особенности проявления коррупции в отдельных сферах жизнедеятельности: здравоохранении, образовании, правоохранительных органах, судах.

12. Особенности проявления коррупции в контролирующих и надзорных органах.

13. Особенности проявления коррупции в коммерческих организациях.

14. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

15. Криминологические и уголовно-правовые аспекты предупреждения коррупции.

16. Актуальные проблемы антикоррупционной политики в Российской Федерации.

17. Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней.

18. Коррупция в органах государственной власти.

19. Противодействие коррупции в сфере государственной службы.

20. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

21. Правовые проблемы противодействия коррупции.

22. Эффективные механизмы взаимодействия государства с гражданским обществом в сфере противодействия коррупции.

23. Профилактика коррупции в органах государственной власти.

24. Особенности российской коррупции.

25. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней.

26. Некоторые вопросы специального предупреждения коррупционного поведения в обществе.

27. Значение институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции.

28. Коррупция в избирательном процессе: понятие и противодействие.

29. Антикоррупционная политика как вид правовой политики.

30. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Землин, А. И.
Правовые основы противодействия коррупции: учебник и практикум для вузов / А. И. Землин, О. М. Землина, В. М. Корякин, В. В. Козлов ; под общей редакцией А. И. Землина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 197 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09254-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/494730
Москва: Издательство Юрайт, 202
 
Л1.2
Левакин, И.В.
Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета/ И.В. Левакин, Е.В.Охотский, И.Е. Охотский, М.В.Шедий; Под общ. ред. Е.В.Охотского. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 427 с. - URL: https://biblio-online.ru/book/protivodeystvie-korrupcii-433430
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Нисневич, Ю.А.
Политика и коррупция: коррупция как фактор мирового политического процесса: монография/ Ю.А.Нисневич. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 240 с. -  URL: https://biblio-online.ru/book/politika-i-korrupciya-korrupciya-kak-faktor-mirovogo-politicheskogo-processa-438795
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Амара, М.И.
Противодействие коррупции в Российской Федерации. Библиография (1991-2016): М.И. Амара, Ю.А.Нисневич, Е.А.Панфилова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 284 с. - URL: https://biblio-online.ru/book/protivodeystvie-korrupcii-v-rossiyskoy-federacii-bibliografiya-1991-2016-gg-438797
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них 

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.