2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Противодействие коррупции_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Противодействие коррупции
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
Противодействие коррупции
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, проф. Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений о проблемах коррупции в российском и международном контексте, теоретических и практических подходах к противодействию коррупции, способах и методах разработки стратегии противодействия коррупции и путях еѐ применения в профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение основ профилактики коррупции и борьбы с ней, а также минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
1.4
изучение комплекса мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и ограничение действий факторов, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции;
1.5
формирование гражданской позиции активного противодействия коррупции.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Социальная психология
2.2.2
Специальная психология
2.2.3
Безопасность жизнедеятельности
2.2.4
Основы правовой защиты детства и инвалидов
2.2.5
Основы школьной гигиены
2.2.6
Планирование логопедической работы
2.2.7
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.2.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.9
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.10
Политология
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.13
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.14
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.15
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.16
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.2.17
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.18
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.19
оциальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.20
Тренинг педагогического общения
2.2.21
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.22
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.23
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.24
Экономика
2.2.25
Производственная преддипломная практика
2.2.26
Социальная психология
2.2.27
Планирование логопедической работы
2.2.28
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.29
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.30
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.31
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.32
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.33
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.34
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.35
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.36
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.2.37
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.38
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.39
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.40
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.41
Тренинг педагогического общения
2.2.42
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.43
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.44
Производственная преддипломная практика
2.2.45
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.46
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.47
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.48
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.49
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4: способен использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах
 
Знать:
 
базовые экономические и правовые знания в контексте специального образования
 
содержание отечественного отраслевого права и характер правовых институтов в сфере образования
 
сущность и характер взаимодействия правовых и экономических явлений, их взаимосвязь в целостной системе знаний 
 
 
Уметь:
 
соблюдать законы и нормативные акты в социальной и профессиональной сферах
 
замечать взаимодействие правовых явлений, их роль в целостной системе социально-экономических знаний
 
использовать базовые экономические и правовые знания при решении различных профессиональных задач
 
 
Владеть:
 
навыками анализа законов и других нормативных правовых актов, экономических законов
 
навыками работы с нормативными актами и экономическими законами, их применения в практических целях профессиональной деятельности
 
навыками использования нормативно-правовой базы и экономических знаний в социальной и профессиональной сферах
 
 
 
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
 
Знать:
 
общие основы профессиональной этики и социальные нормы
 
особенности психолого-педагогического взаимодействия
 
основные стратегии педагогического взаимодействия, основные механизмы воздействия на партнера по общению
 
 
Уметь:
 
использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
 
аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
 
осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
 
 
Владеть:
 
моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами)
 
способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
 
 
 
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
Знать:
 
структуру и виды нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования
 
требования к качеству реализуемых образовательных программ в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач 
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере  образования 
 
применять законы и другие нормативные правовые акты в различных видах профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач сферы образования
 
навыками подбора пакета нормативных правовых актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач 
 
навыками работы с нормативными актами и их применения, с правовыми институтами в практических целях профессиональной деятельности
 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
 
психолого-педагогические средства во взаимодействии с ближайшим окружением лиц с ОВЗ
 
особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
проводить педагогическую диагностику особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
 
использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности, координировать деятельность социальных партнеров
 
выстраивать и реализовывать план работы с ближайшим окружением обучающегося с ОВЗ 
 
 
Владеть:
 
приемами, позволяющими осуществлять психолого-педагогическое сопровождение семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействовать с ближайшим заинтересованным окружением
 
способами планирования психолого-пеадгогического сопровождения
 
методами педагогического консультирования семей и представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
3.1.2
социально-правовую сущность и основные признаки коррупции;
3.1.3
основы государственной и международной системы противодействия коррупции;
3.1.4
сущность и структуру антикоррупционной политики;
3.1.5
механизмы и формы участия институтов гражданского общества в целях эффективного противодействия коррупционным проявлениям
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оперировать юридическими понятиями и категориями;
3.2.2
анализировать факты правонарушений и возникающие в связи с ними правовые отношения;
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2.3
анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
3.2.4
принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
3.2.5
правильно составлять и оформлять юридические документы
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками владения юридической терминологией;
3.3.2
навыками работы с правовыми актами;
3.3.3
навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
3.3.4
навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие и социально-правовая сущность коррупции

 
1.1
Понятие, сущность , становление и развитие коррупции как социально-правового явления. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ОК-4 ОК-6
1
0
 
1.2
Понятие, сущность , становление и развитие коррупции как социально-правового явления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОК-4 ОК-6 ОПК-2
1
0
 
1.3
Антикоррупционная политика государства. Правовые средствапротиводействия коррупции в России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

8
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-7
1
0
 
1.4
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, как средство предупреждения и профилактики коррупции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

8
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-7
1
0
 
1.5
Коррупция – угроза экономической безопасности России. Социально – экономические и политико-правовые последствия коррупции в органах власти и управления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

10
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-7
1
0
 
1.6
Основные направления и способы борьбы с коррупцией в России. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-7
1
0
 
1.7
Основные направления и способы борьбы с коррупцией в России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-7
1
0
 
1.8
Конфликт интересов и меры по его урегулированию в органах государственной власти и местного самоуправления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

6
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-7
1
0
 
 
Раздел 2. Меры противодействия коррупции в РФ

 
2.1
Виды и основания привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения по законодательству Российской Федерации. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-7
1
0
 
2.2
Виды и основания привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения по законодательству Российской Федерации. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

8
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-7
1
0
 
2.3
Основные направления по совершенствованию государственной политики по  противодействию коррупции в современной России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

8
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-7
1
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

4
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-7
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы и задания к зачету:

1. Понятие коррупции как социального явления.

2. Политический, экономический и правовой аспекты коррупции.

3. Признаки коррупции.

4. Содержание коррупционных отношений.

5. Основные виды коррупционного поведения.

6. Социальные последствия коррупции.

7. Причины коррупции: понятие и основные факторы.

8. Антикоррупционная политика: понятие, содержание, виды.

9. Субъекты и объекты антикоррупционной политики.

10. Цели, средства, инструменты, направления антикоррупционной политики. Требования к проведению антикоррупционной политики.

11. Основные особенности антикоррупционной политики в современной России.

12. Проблемы и противоречия в создании системы формирования антикоррупционного сознания.

13. Антикоррупционная деятельность общественных организаций. Координация антикоррупционной деятельности государственных и общественных институтов.

14. Антикоррупционное образование: понятие, сущность, уровни.

15. Антикоррупционная пропаганда: понятие, сущность, направленность.

16. Антикоррупционная экспертиза: понятие, порядок назначения и производства.

17. Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание.

18. Антикоррурпционное законодательство: понятие, содержание, структура.

19. Антикоррупционное поведение: понятие, содержание, способы формирования.

20. Антикоррупционное воспитание: понятие, содержание, направленность.

21. Основные цели антикоррупционной политики.

22. Политическая коррупция: понятие и содержание.

23. Экономическая коррупция: понятие, содержание, виды.

24. Антикоррупционные международно-правовые акты: виды и содержание.

25. Деятельность правоохранительных органов в противодействии коррупции.

26. Международное сотрудничество по противодействию коррупции: понятие, виды и результаты.

27. Специализированные органы противодействия коррупции: виды, статус, полномочия.

28. Общественные организации по противодействию коррупции: правовое положение и эффективность деятельности.

26. Региональная антикоррупционная политика: механизм запуска и реализации.

27. Муниципальная антикоррупционная политика: понятие и содержание.

28. Ведомственная антикоррупционная политика: понятие и содержание.

29. Коррупция в органах государственной власти.

30. Корпоративная коррупция: понятие и содержание.

31. Партийная коррупция: понятие и содержание.

32. Парламентская коррупция: понятие и содержание.

33. Социально-экономические факторы коррупции: понятие и содержание.

34. Политические причины коррупции: понятие и виды.

35. Сущность гражданского контроля. Развитие гражданского общества как основа демократизации и модернизации современного общества.

Задание: Что бы вы лично предприняли для повышения эффективности борьбы с коррупцией?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Эссе

Задание. Прочитать на выбор статьи по антикоррупционной тематике (научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru) и написать на основе прочитанных статей эссе на предложенные темы:

1.Законодательство Древней Руси о коррупции

2.Уголовная ответственность за коррупцию и условное осуждение.

3.Изъятие противоправных доходов как действенный способ борьбы с организованной преступностью в сфере коррупционных преступлений.

4.Упразднить или восстановить конфискацию как вид уголовного наказания за коррумпированные преступления?

5.Уголовное законодательство и оценка эффективности противодействия коррумпированной преступности.

6.Сведения, характеризующие лидеров преступных сообществ в сфере коррупции.

7.Проблемы взаимодействия правоохранительных органов и общества в борьбе с коррупцией.

8.Современные тенденции развития коррумпированных связей в структурах органов государственной власти и управления.

9.Коррупция в Вооруженных Силах РФ.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
10.Коррупция в судах России, ее отличительные признаки.

11.Проблемы злоупотребления влиянием в корыстных целях.

12.Современные аспекты проблемы защиты лиц, сообщающих информацию о коррупции

13.Основные характеристики структуры личности коррупционного преступника, деформаций его правосознания и потребностно-мотивационной сферы.

14.Особенности социально-психологического механизма коррупционного преступления и роли виктимных факторов в его развитии.

15.Мотивация коррупционных преступлений.

16.Правосознание лиц, участвующих в коррупционных преступлениях.

17.Механизм коррупционного преступления и его криминологическая характеристика.

18.Виктимологические аспекты коррупционного преступления

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Землин, А. И.
Правовые основы противодействия коррупции: учебник и практикум для вузов / А. И. Землин, О. М. Землина, В. М. Корякин, В. В. Козлов ; под общей редакцией А. И. Землина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 197 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09254-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/494730
Москва: Издательство Юрайт, 202
 
Л1.2
Левакин, И.В.
Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета/ И.В. Левакин, Е.В.Охотский, И.Е. Охотский, М.В.Шедий; Под общ. ред. Е.В.Охотского. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 427 с. - URL: https://biblio-online.ru/book/protivodeystvie-korrupcii-433430
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Нисневич, Ю.А.
Политика и коррупция: коррупция как фактор мирового политического процесса: монография/ Ю.А.Нисневич. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 240 с. -  URL: https://biblio-online.ru/book/politika-i-korrupciya-korrupciya-kak-faktor-mirovogo-politicheskogo-processa-438795
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Амара, М.И.
Противодействие коррупции в Российской Федерации. Библиография (1991-2016): М.И. Амара, Ю.А.Нисневич, Е.А.Панфилова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 284 с. - URL: https://biblio-online.ru/book/protivodeystvie-korrupcii-v-rossiyskoy-federacii-bibliografiya-1991-2016-gg-438797
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Румянцева, Е. Е. 
Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румянцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00252-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434118 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315  Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.