2022-2023_z44_03_01 ИЯ 2271_plx_Теоретическая фонетика английского языка_Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретическая фонетика английского языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
 
зачет с оценкой 3
Виды контроля на курсах:
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук,  доцент, Мухтарова Р.Й. _________________
 
 
Теоретическая фонетика английского языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины "Теоретическая фонетика иностранного языка" заключается в формировании професиональных компетенций обучающегося, предполагающих умения анализировать, систематизировать и применять научные знания в области  фонетики иностранного языка.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать навыки систематизации и обобщения информации;
1.4
развивать умения фонетически грамотно оформлять речь на иностранном языке;
1.5
учить сопоставлять и анализировать фонетические факты английского и родного языков
1.6
формировать умения обучать фонетическому оформлению речи на английском языке
1.7
научить использовать теоретические и практические знания для решения исследовательских задач в области образования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология
2.1.2
Философия
2.1.3
Иностранный язык
2.1.4
Праткикум по профессиональному иностранному языку
2.1.5
Финансово-экономический практикум
2.1.6
История (история России, всеобщая история)
2.1.7
Руссский язык и культура речи
2.1.8
Финансово-экономический практикум
2.1.9
Учебная ознакомительная практика
2.1.10
Учебная технлогическая практика
2.1.11
Учебная языковая практика
2.1.12
2.1.13
Практикум по иноязычному  аудированию (английский язык)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Деловой иностранный язык
2.2.2
Курсовая работа по методике обучения иностранному языку
2.2.3
Основы работы с иноязычным научно-публицичстическим текстом
2.2.4
Межкультурная коммуникация
2.2.5
Теоретическая грамматика английского языка
2.2.6
Контроль и оценка образоватедльных результатов по предмету "ИНостранный язык"
2.2.7
основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.8
КурсоваЯ работа по теории иностранного языка
2.2.9
Стилистика английского языка
2.2.10
Аналитическое чтение (английский язык)
2.2.11
Теория и практика перевода
2.2.12
Производственная педагогическая практика
2.2.13
Производственная преддипломная практика
2.2.14
Пдготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.16
Основы работы с иноязычным публицистическим текстом
2.2.17
Практикум по пунктуации и синтаксису
2.2.18
Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком
2.2.19
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
требования образовательных стандартов и программы по предмету "Иностранный язык";
3.1.2
методы и приемы анализа и систематизации информации для решения исследовательских задач;
3.1.3
базовые единицы фонетического и фонологического строя иностранного языка.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;
3.2.2
анализировать фонетические явления иностранного языка, самостоятельно делать обобщения и выводы;
3.2.3
применять полученную информацию для решения исследовательских задач в обрасти образования;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком анализа и синтеза информации;
3.3.2
навыками решения исследовательских задач в области обучения предмету "Иностранный язык"
3.3.3
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в курс теоретической фонетики. Основные вопросы и проблемы теоретической фонетики

 
1.1
Цели и задачи теоретической фонетики. Связь с другими науками.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
1.2
Различные аспекты фонетики, изучаемые на уроке иностранного языка. Устройство речевого аппарата. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
1.3
Изготовление схемы речевого аппарата и подготовка фрагмента урока на объяснение артикуляции звука /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
 
Раздел 2. Анализ сегментных и суперсегментных единиц английского языка в процессе преподавания

 
2.1
Теория фонемы. Понятие аллофона.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.2
Анализ фонетических и фонологических ошибок обучающихся. Разные виды аллофонов. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.3
Разработка задания на правильное произношение слов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.4
Принципы классификации согласных и гласных в английском языке /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.5
Классификация гласных в английском языке /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.6
Выполнение заданий на классификацию согласных и гласных. Выполнение проекта /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
2.7
Модификация звуков в потоке речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.8
Ассимиляция, редукция, элизия в английском языке. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.9
Разработка заданий на модификацию звуков в потоке речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.10
Ударение в английском языке. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.11
Особенности ударения в английских словах /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.12
Словесное и фразовое ударение /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.13
Деление на слоги в английском языке /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.14
Интонация. Просодическая структура английского языка /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.15
Элементы просодии. Темп, тембр, ритм в английском языке /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.16
Компоненты интонации в английском языке /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.17
Интонационные контуры в английском языке. Нисходящий тон /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.18
Интонационные контуры в английском языке. Восходящий тон /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.19
Различные виды шкал в английском языке. Интонационное оформление текста /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.20
Стандартное произношение в английском языке. Варианты произношения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
2.21
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ПК-1.1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Примерные вопросы и задание для зачета с оценкой:

1.Distinctive features and non- distinctive features of English consonants.

2. Syllabic structure of English. Acoustic theories.

3. Distinctive and non- distinctive features of English vowels.

4. Phoneme theory. Functional and abstractional view.

5. Four aspects of speech sounds. The main functions of speech sounds.

6. Syllabic structure of English. Articulatory theories.

7. Sentence stress. Pausation. Tempo of speech.

8. Phonetics and its branches with other languages.

9. Phoneme theory. Mentalistic and materialistic views.

10. Sentence stress. Its phonological status.

11. Methods of investigation in Phonology.

12. Methods of investigation in Phonetics and Phonology.

13. Received pronunciation. Changes in Received pronunciation.

14.    American and Scottish English.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
15     Allophones. Types of allophones.

16     Accent. Types of accents.

17     Syllabic structure of English. Functional approach. Juncture.

18     Word accent. Its phonological status.

19     Functional theories.

20. Trubetskoy’s system of oppositions.

21. Varieties of English pronunciation. British dialects.

22. Graphical representation of English phonemes.

23. Articulatory and physiological classification of English vowels.

24. Articulatory and physiological classification of English consonants.

25. Phonostylistics.

Задание к зачету: Проиллюстрируйте предложенные фонетические явления примерами из аутентичных источников. Объясните их использование.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрены
 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Твердохлебова, И. П. 
Theory of phonetics : лабораторные работы по курсу «Теоретическая фонетика английского языка» / И. П. Твердохлебова, С. Ю. Хованова, Е. И. Михалева. — Москва : Московский городской педагогический университет, 2011. — 56 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/26440.html
Москва : Московский городской педагогический университет, 2011
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Авербух, М.Д.
Практическая фонетика английского языка : [Текст]: учеб. пособие / М.Д. Авербух .— 7-е изд., стер .— М. : ФЛИНТА, 2019 .— 364 с.— ISBN 978-5-9765-3455-1
М. : ФЛИНТА, 2019
 
Л2.2
Курашкина, Н.А.
Основы фонетики английского языка = The essentials of English phonetics  : Основы фонетики английского языка = The essentials of English phonetics : учебное пособие / Н.А. Курашкина .— 4-е изд., стер . — 140 с. — ISBN 978-5-9765-1611-3. 
М. : ФЛИНТА : Наука, 2018 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Мухтарова Р.Й.
Методические указания по дисциплине «Теоретическая фонетика»: пособие для студентов 2, 3 курсов филологического факультета отделения иностранных языков
Н.Челны: НИСПТ�, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями

Методические рекомендации к практическим занятиям

Практическиезанятия ориентированы на закрепление теоретических знаний, формирование практических навыков и умений будущего учителя английского языка, что требует знаний системы и норм функционирования языка, основных закономерностей его развития . Задачей лабораторных занятий является формирование системного подхода к обобщению, анализу, извлечению информации в рамках изучаемой дисциплины. Необходимым условием реализации этой задачи является организация самостоятельной работы обучающихся.

Объектом работы при подготовке к практическим  занятиям являются тексты лекций, дополнительная теоретическая литература по изучаемым проблемам, а также отрывки из аудиотекстов англоязычных писателей, в которых студенты самостоятельно интонируют, транскрибируют  и анализируют. Обучающийся должен овладеть разными типами анализа (целостным, сравнительным, структурным), научиться оперировать лингвистическими категориями.

Изучение дисциплины "Теоретическая фонетика  иностранного языка" предусматривает систематическую самостоятельную работу обучающихся над материалами для дополнительного чтения; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной. В ходе самостоятельной работы обучающиеся готовят конспекты ответов по изучаемым теоретическим вопросам. При подготовке к каждому занятию 

 
стр. 8
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям, чтобы уточнить терминологию, найти аналогии анализируемым фонетическим явлениям. При работе с примерами модификаций, например,  необходимо стремиться не только к узнаванию изменения, но и к пониманию тенденции употребления в данном контексте.

Обучающимся следует стремиться к активизации знаний и по другим языковым дисциплинам, связанным с теоретической фонетикой.

Практические занятия по теоретической фонетике английского языка призваны содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания обучающихся и выступают как средства оперативной обратной связи.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. В случае с практическими занятиями по теоретической фонетике это  задания, направленные на распознавание фонетических явлений, их анализ и систематизацию.

Выполняя задания, связанные с фонетическим анализом текста (аудиотекста), рекомендуется тщательно записывать все анализируемые фонетические явления, затем группировать их, систематизировать.

Каждое лабораторное занятие сопровождается подробными методическими указаниями

Методические указания к зачету с оценкой

Зачет служит формой проверки освоения учебного материала лабораторных занятий.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки  обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные  темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачету и дней, отведенных на подготовку. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийсяможет ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.