2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Методика и технологии дошкольного образования_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика и технологии дошкольного образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
экзамен 2 зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
136
аудиторные занятия
152
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
17 2/6
17 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
34
34
68
68
Практические
50
50
34
34
84
84
Итого ауд.
84
84
68
68
152
152
Кoнтактная рабoта
84
84
68
68
152
152
Сам. работа
96
96
40
40
136
136
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
144
144
324
324
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Беляева Н.Л. _________________
 
 
Методика и технологии дошкольного образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М.Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся целостное представление о сущности воспитания и обучения детей, специфике их взаимодействия, особенностях управления качеством процессов обучения и воспитания в условиях педагогического процесса детских дошкольных образовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Изучить возможности, достижения, потребности детей дошкольного возраста в области воспитания и обучения и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов образования.
1.4
Организовать обучение и воспитание в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям воспитанников дошкольного возраста.
1.5
Подготовить обучающихся к использованию теоретических знаний в практической деятельности, организации культурного пространства и популяризации профессиональной области знаний общества в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста в период прохождения педагогической практики.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» обучающиеся используют входные знания, умения, навыки
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика по воспитательной работе
2.2.2
Теории и технологии литературного развития детей
2.2.3
Теория и технологии  музыкального развития детей
2.2.4
Теория и технологии  развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.5
Теория и технологии  физического развития детей
2.2.6
Теории и технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.7
Теория и технологии начального литературного образования
2.2.8
Учебная практика (теория и технология дошкольного образования)
2.2.9
Методика обучения предмету "Математика" в начальной школе
2.2.10
Социология
2.2.11
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.2.12
Методика обучения предмету "Окружающий мир" в начальной школе
2.2.13
Методика обучения предмету "Русский язык" в начальной школе
2.2.14
Курсовая работа по модулю "Теория и технологии дошкольного образования"
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Технологии и средства цифрового обучения
2.2.17
Курсовая работа по модулю 7  "Методический"
2.2.18
Методика обучения предмету "Литературное чтение" в начальной школе
2.2.19
Производственная педагогическая практика (дошкольное образование)
2.2.20
Курсовая работа по модулю "Теория и технологии начального образования по областям"
2.2.21
Организация деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО
2.2.22
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии
2.2.23
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.24
Организация дополнительного образования в начальном общем образовании
2.2.25
Теория и технология образования в предметной области "Музыка"
2.2.26
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.27
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.28
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.29
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.2.30
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
2.2.31
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные нормативно-правовые акты в сфере образования, правила соблюдения конфиденциальности сведений о субъектах образовательных отношений в профессиональной деятельности;
3.1.2
способы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
3.1.3
структуру, состав и дидактические единицы предметной области методики обучения и воспитания в области дошкольного образования,
3.1.4
различные формы  занятий, методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования, соблюдать конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений в профессиональной деятельности;
3.2.2
использовать педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся;
3.2.3
использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач, разрабатывать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения в своей деятельности основных нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики, конфиденциальности сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности;
3.3.2
навыками использования педагогически обоснованного содержания, форм, методов и приемов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся;
3.3.3
навыками использования структуры, состава и дидактических единиц предметной области при решении профессиональных задач,
3.3.4
навыками разработки различных форм  занятий, методов, приемов и технологий образования
3.3.5
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы методики обучения и воспитания в области дошкольного образования

 
1.1
Понятие системы дошкольного образования. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
1.2
Дошкольное образовательное учреждение как образовательная организация. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.3
Проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.4
Роль предметной среды в воспитании и обучении детей в условиях детского сада. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.5
Модель управления качеством воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.6
Формирование взаимосвязи между воспитанием и обучением в истории дошкольной педагогики. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.7
Взаимосвязь воспитания и обучения на современном этапе становления дошкольного образования. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.8
Сущность понятий воспитание и обучение. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
1.9
Понятие системы дошкольного образования. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.10
Формирование взаимосвязи между воспитанием и обучением в истории дошкольной педагогики. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.11
Взаимосвязь воспитания и обучения на современном этапе становления дошкольного образования. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.12
Роль предметной среды в воспитании и обучении детей в условиях детского сада. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.13
Дошкольное образовательное учреждение как образовательная организация. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.14
Роль предметной среды в воспитании и обучении детей в условиях детского сада. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.15
Структура образовательного процесса в детском саду  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.16
Модель управления качеством воспитания и обучения в детском саду /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
1.17
Характеристика взаимоотношений между воспитанием и обучением /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Раздел 2. Основные подходы к обучению и воспитанию детей раннего и дошкольного возраста

 
2.1
Педагогическая поддержка и сопровождение развития воспитанников. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
2.2
Классификация современных подходов к обучению и воспитанию. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
2.3
Психолого-педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста и дошкольного возраста. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
2.4
Программно-методические условия воспитания и обучения детей раннего возраста и дошкольного возраста. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
2.5
Типы и виды комплексного сопровождения воспитания и обучения детей в дошкольной образовательной организации. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
2.6
Особенности разработки индивидуальной траектории развития ребенка в условиях детского сада. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
2.7
Стандарт дошкольного образования как управленческий механизм развития дошкольника в детском саду. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
2.8
Требования к воспитанию и обучению дошкольников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
2.9
Требования при реализации индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанию и обучению детей раннего возраста /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
2.10
Приемы организации педагогического взаимодействия в ходе организации современного образовательного процесса. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
2.11
Требования при реализации индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
2.12
Теоретические подходы к обучению и воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
2.13
Стандарт дошкольного образования как управленческий механизм развития дошкольника в детском саду. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
 
Раздел 3. Методы организации педагогического процесса в детском саду

 
3.1
Классификация методов воспитания. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.2
Сущность понятий педагогический и образовательный процесс. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.3
Психолого-педагогические основы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.4
Модели организации образовательного процесса. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.5
Методы диагностирования достижений детей раннего и дошкольного возраста. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.6
Методы, приемы и средства воспитания, обучения детей дошкольного возраста. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.7
Средства воспитания и обучения. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.8
Классификация методов воспитания и обучения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.9
Методы, приемы и средства воспитания, обучения детей дошкольного возраста. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.10
Средства воспитания и обучения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
3.11
Классификация приемов организации образовательного процесса. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
 
Раздел 4. Методические основы обучения и воспитания дошкольников

 
4.1
Классификация технологий воспитания и обучения в основных образовательных областях. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
1
0
 
4.2
Понятие педагогической технологии. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.3
Технологии воспитания и обучения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.4
Традиционные и инновационные технологии воспитания дошкольников. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.5
Информационно-компьютерные технологии в обучении дошкольников. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
4.6
Деятельностные технологии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.7
Технологии моделирования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.8
Проектно-модульные технологии. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
4.9
по курсу /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ПК-1.1 ПК-1.3 ОПК-1.2 ОПК-3.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
см. ФОС в приложении к РПД
 
5.2. Темы письменных работ
см. ФОС в приложении к РПД
 
5.3. Фонд оценочных средств
см. ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Микляева Н.В.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 450 с. , 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Коломийченко Л.В.
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования :  учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 210 с, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Тихомирова. О.В.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 155 с, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Презент
 
Э2
СтудопедиЯ
 
Э3
Инфоурок
 
Э4
МААМ.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
6.3.1.6
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.7
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.8
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.