2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Скульптура_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Скульптура
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
24
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
48
48
48
48
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
24
24
24
24
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.искусствоведения, доцент, Ахметшина А.К.; _________________
 
 
Скульптура
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: теоретическая и практическая подготовка обучающихся  к созданию скульптуры, формирование у студентов образно-пластического мышления, чувства формы и приемов ее гармонизации, опыта . решения  задач воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
развитие  у обучающихся  пространственного  представления, умение видеть и передавать в скульптуре трёхмерность объектов действительности, пластику форм
1.4
обучение техникам  лепки и последовательности выполнения учебных заданий, знакомство с методикой проведения мастер-классов по скульптуре
1.5
формирование навыков обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы пластической анатомии
2.1.2
Социальная психология
2.1.3
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.4
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.5
Теория обучения
2.1.6
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)    
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория и методика обучения технологии
2.2.2
Технология художественной обработки дерева
2.2.3
Технология художественной обработки материалов
2.2.4
Кожаная мозаика
2.2.5
Искусство скульптуры
2.2.6
Методика организации внеурочной художественно-творческой деятельности школьника
2.2.7
Художественная лепка
2.2.8
Батик
2.2.9
Декоративная живопись
2.2.10
Декорирование интерьера
2.2.11
Искусство национального костюма
2.2.12
Искусство современного костюма
2.2.13
Художественная роспись
2.2.14
Художественная  обработка стекла
2.2.15
Учебная практика по технологии
2.2.16
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.17
Производственная  летняя педагогическая практика
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.20
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.21
Искусство скульптуры
2.2.22
Декорирование интерьера
2.2.23
Искусство современного костюма
2.2.24
Художественная обработка стекла
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.2
технику лепки и последовательность выполнения учебных заданий;
3.1.3
методику лепки и способы ее применения при освоении скульптуры;
3.1.4
основы пластической анатомии человека;
3.1.5
скульптурные материалы и их изобразительно-выразительные возможности;
3.1.6
выдающиеся произведения скульптуры ,виды скульптуры
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.2.1
решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.2.2
использовать конструктивные свойства материалов при создании скульптурного произведения
3.2.3
лепить разнообразные объекты действительности
3.2.4
грамотно средствами тоновой графики передавать образно-пластическую мысль в эскизе на основе собранного материала в набросках, зарисовках и в поисках;
3.2.5
-передавать образно-пластическую мысль в материале: в глине, пластилине соответственно методике лепных работ в рельефе, мелкой пластике, круглой скульптуре; в орнаменте, анималистическом жанре, портрете: в рельефе, круглой скульптуре; в фигуре человека в мелкой пластике.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом разработки программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.2
технологией обработки скульптурных материалов,техникой и способами лепки
3.3.3
в выполнении  фронтальной пластики - рельефа, барельефа, горельефа, а также круглой скульптуры;
3.3.4
навыками передачи художественного опыта в области скульптуры в образовательном  учреждении
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Вводная

беседа.

Скульптура

как вид изобразительного искусства 

 
1.1
Вводная

беседа.

Скульптура

как вид изобразительного искусства  /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

6
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
1.2
Вводная

беседа.

Скульптура

как вид изобразительного искусства  /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
1.3
Лепка розетки (орнамент) /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
1.4
Лепка маски с гипсового классического образца /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
1.5
Лепка композиции орнамента /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

12
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
1.6
Лепка композиции орнамента /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
 
Раздел 2. Лепка рельефа головы человека с объемных гипсовых моделей

 
2.1
Лепка рельефа головы человека с объемных гипсовых моделей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
2.2
Лепка головы человека с гипсовых моделей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
2.3
Лепка натюрморта в скульптурном рельефе /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

12
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
2.4
Лепка натюрморта в скульптурном рельефе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
 
Раздел 3. Лепка этюда головы человека 

 
3.1
Лепка этюда головы человека  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
3.2
Лепка этюда головы человека  /Лаб/

6
4
0
 
 
Раздел 4. Лепка этюда животного или птицы

 
4.1
Лепка этюда животного или птицы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
4.2
Лепка этюда животного или птицы /Лаб/

6
4
0
 
4.3
Подготовка к по всем разделам /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

36
ОПК-2 ПК-3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы для подотоки к экзамену.

1.Скульптура как вид искусства.

2.Виды рельефа (горельеф, барельеф, контррельеф, прорезной рельеф и д.р.).

3.Рельеф в интерьере и экстерьере.

4.Лепка плоского рельефа.

5.Объемный рельеф .

6.Композиция в скульптуре.

7.Станковая скульптура.

8.Монументальная скульптура.

9.Памятники, мемориалы.

10.Художественно-выразительные средства скульптуры.

11.Лепка людей и предметов быта, птиц, животных с натуры, по памяти, представлению.

12.Натюрморт в скульптуре.

13.Объемная скульптура.

14.Лепка фигуры человека.

15.Лепка живой модели (мужской и женской).

16.Скульптура обнаженной женской фигуры.

17.Мастерская скульптуры, инструменты.

18.Материалы в скульптуре.

19.Основы пластической анатомии головы человека;

20.Лепка рельефа головы человека с объемных классических скульптур

21.Композиционное решение плоскости средствами скульптурного рельефа;

22.Подчинение рисунка задачам скульптурного рельефа;

23.Сокращение объемных форм в рельефе;

24.Соблюдение условностей принятые воспринимать пространства в рельефе;

25.Передача пространственных планов в скульптурном рельефе;

26.Лепка головы человека

27.Конструктивно-анатомическое строение головы человека.

28.Умение видеть основной конструктивный строй формы.

29.Умение передавать влияние строения черепа и мышц на внешнюю форму головы.

30.Передача основных пропорций деталей лица, носа, глаз, уха, губ, очертаний головы.

31.Соподчинение отдельных форм в едином пластическом объеме.

32.Передача пространственных взаимосвязей основных масс и объемов пластической формы.

33.Передача типичных и индивидуальных особенностей основных масс и объемов пластической формы.

34.Передача образа портретируемого человека.

35.Развитие координации глаза и руки.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости. Реферат.

Темы рефератов:

1.Виды скульптуры

2.Малая пластика перобытного общества

3. Скультура Древнего Египта

4.Древнегреческая скульптура

5. Скульптура  гомеровского периода

6.Скульптура  архаики

7.Скульптура  периода классики

8. Творчество  дренегреческих мастеров

9. Скульптурное убранство Парфенона

10. Малая пластика Танагры.

11. Римский скульптурный портрет.

12. Скульптура этруссков

13. Скульптура романского периода

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
14.Готическая скульптура (c.1150-1280);

15.Английская готическая скульптура;

16.Немецкая готическая скульптура

17.Скульпторы Ренессанса

18.Скульптура в стиле барокко

19.Неоклассическая скульптура

20.Скульпторы XIX века

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС  в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. Ш. Амиржанова.
История искусств. Основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья  : учебное пособие                                                                               :  Амиржанова, А. Ш.- Омск ; издательство:Омский государственный технический университет,2017, 92 c. — ISBN 978-5-8149-2549-7.- текст электронный ЭБС iprbooks // — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78434.html    
Омск ; издательство:Омский государственный технический университет,2, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org. Текст, изображение: электронные  
 
Э2
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru. Текст, изображение: электронные                 
 
Э3
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru. Текст, изображение: электронные      
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Текст, изображение: электронные  

 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru.  Текст, изображение: электронные  
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям:

Задания практические по скульптуре выполняются методом лепки с натуры под руководством ведущего преподавателя. Во время выполнения заданий студенты пользуются лекционным материалом и материалами учебников и учебных пособий. Материал и инструменты для лепки (пластилин, стеки) обеспечиваются обучающимися студентами.

Лепка композиций на темы:

Памятный знак, памятник животным, памятник учителю, художнику, дизайнеру, архитектору.

Задачи: выявить главное в композиции; раскрыть динамику сюжета; передать пластическую взаимосвязь главных и второстепенных элементов; развивать творческое воображение, наблюдательность, умение оригинально строить композицию, выражать эстетические чувства в конкретной работе.

Найти выразительную композицию, предварительно выбрать главную точку зрения решить основные объемные массы.

Лабораторные занятия проводятся в соответствии с тематическим содержанием лекционной части курса с целью закрепления изученного теоретического материала на практике. В семестре занятия проводятся в часы дисциплины в соответствии с учебно-методическим пособием по выполнению проектных работ.

Методические указания к самостоятельным и индивидуальным работам:

Задания для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа заключается в том, что студент самостоятельно изучает скелет и мышечную основу различных животных и птиц (лось, лошадь, олень, утка, ворона, петух) для последующей композиционной работы. На кафедру предоставляется модель из пластилина животного или птицы размером от 10 до 20 см. и ставится оценка по пятибалльной системе.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Работа преподавателя по организации самостоятельной работы студентов и контроль ее результатов по данному курсу может осуществляться как в процессе обучения (на практических занятиях), так и во время консультаций по данной дисциплине во внеурочное время.

Основными задачами самостоятельной работы являются:

• закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;

• объективное оценивание собственных учебных достижений;

• формирование умений студентов  мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

• подготовка студентов  к предстоящим занятиям, зачёту, выполнению в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;

• формирование творческой культуры, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;

• использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Организация и обеспечение самостоятельной работы студентов реализуется на основе «Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов».

Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:

• самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;

• домашняя учебная работа.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Предусматривается также самостоятельная работа  под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием: творческие задания в соответствии с учебной программой. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставленными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Программа самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студента по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа студентов заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного теоретического материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ информации по заданным темам.

Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре и участие в обсуждениях. Выступление и участие в обсуждениях осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

Форма контроля самостоятельной работы:

- выступление на семинаре с выступлениями

- собеседования и консультации по заданным темам

Содержание контрольных заданий должно отражать содержание и объем базовой учебной информации.

Методические указания по работе с литературой

Особое место среди видов самостоятельной работы занимает работа с литературой, являющаяся основным методом самостоятельного овладения знаниями.

При работе с литературой следует учитывать, что имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала.

Предварительное чтение направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе. При чтении такой литературы необходимо подробнейшим образом анализировать и письменно закреплять изучаемое понятие или явление.

Сквозное чтение предполагает прочтение материала от начала до конца. Сквозное чтение литературы из рекомендуемого списка дает возможность студенту сформировать тезаурус основных понятий из изучаемой области и свободно владеть ими.

Выборочное чтение, наоборот, имеет целью поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса должно использоваться при подготовке к практическим занятиям и выполнении домашнего творческого задания.

Аналитическое чтение – это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Освоение указанных понятий будет наиболее эффективным в том случае, если при чтении текстов студент будет задавать к этим текстам вопросы, поиск ответов на которые позволяет студенту максимально понять и запомнить изучаемый материал.

Изучающее чтение направлено на глубокое и всесторонне понимание изучаемой учебной информации. Есть несколько приемов изучающего чтения:

 1. Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; источник; основная идея текста; фактический материал; анализ текста путем сопоставления имеющихся точек зрения по рассматриваемым вопросам; новизна.

2. Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм:

– медленно прочитать текст, стараясь понять смысл изложенного;

– выделить ключевые слова в тексте;

– постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора.

3. Прием тезирования заключается в формулировании тезисов в виде положений, утверждений, выводов.

4. Прием реферирования заключается в записи основных положений изучаемого материала.

5. Прием комментирования включает в себя собственную оценку материала, изученного по литературному источнику.

При работе с литературой по дисциплине  следует иметь в виду, что вся предметная область данной дисциплины имела свою историю развития. Поэтому при чтении текстов необходимо отмечать хронологию текстов. Такое сопоставление дает не только лучшее понимание смысла текстов, но и способствует лучшей организации материала в памяти.

В решении всех учебных задач немаловажную роль играют записи, сделанные в процессе чтения книги. Они являются серьезным подспорьем в подготовке к зачету и семинарскому занятию, так как позволяют включать глубинную память и воспроизводить содержание ранее прочитанной книги.

Выделяют три основанных способа записи:

а) запись интересных, важных для запоминания или последующего использования изложений и фактов;

б) последовательная запись мыслей автора, по разделам, главам, параграфам книги. Такая запись требует творческой переработки прочитанного, что способствует прочному усвоению содержания книги;

в) краткое изложение прочитанного: содержание страниц укладывается в несколько фраз, содержание глав – в несколько страниц связного текста. Этот вид записи проще, ближе к первоисточнику, но при этом творческая мысль студента пассивнее, а поэтому усвоение материала слабее.

Методические указания к экзамену.

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала , а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.