(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
беседа.
Скульптура
как вид изобразительного искусства
беседа.
Скульптура
как вид изобразительного искусства /Лаб/
беседа.
Скульптура
как вид изобразительного искусства /Ср/
Вопросы для подотоки к экзамену.
1.Скульптура как вид искусства.
2.Виды рельефа (горельеф, барельеф, контррельеф, прорезной рельеф и д.р.).
3.Рельеф в интерьере и экстерьере.
4.Лепка плоского рельефа.
5.Объемный рельеф .
6.Композиция в скульптуре.
7.Станковая скульптура.
8.Монументальная скульптура.
9.Памятники, мемориалы.
10.Художественно-выразительные средства скульптуры.
11.Лепка людей и предметов быта, птиц, животных с натуры, по памяти, представлению.
12.Натюрморт в скульптуре.
13.Объемная скульптура.
14.Лепка фигуры человека.
15.Лепка живой модели (мужской и женской).
16.Скульптура обнаженной женской фигуры.
17.Мастерская скульптуры, инструменты.
18.Материалы в скульптуре.
19.Основы пластической анатомии головы человека;
20.Лепка рельефа головы человека с объемных классических скульптур
21.Композиционное решение плоскости средствами скульптурного рельефа;
22.Подчинение рисунка задачам скульптурного рельефа;
23.Сокращение объемных форм в рельефе;
24.Соблюдение условностей принятые воспринимать пространства в рельефе;
25.Передача пространственных планов в скульптурном рельефе;
26.Лепка головы человека
27.Конструктивно-анатомическое строение головы человека.
28.Умение видеть основной конструктивный строй формы.
29.Умение передавать влияние строения черепа и мышц на внешнюю форму головы.
30.Передача основных пропорций деталей лица, носа, глаз, уха, губ, очертаний головы.
31.Соподчинение отдельных форм в едином пластическом объеме.
32.Передача пространственных взаимосвязей основных масс и объемов пластической формы.
33.Передача типичных и индивидуальных особенностей основных масс и объемов пластической формы.
34.Передача образа портретируемого человека.
35.Развитие координации глаза и руки.
Темы рефератов:
1.Виды скульптуры
2.Малая пластика перобытного общества
3. Скультура Древнего Египта
4.Древнегреческая скульптура
5. Скульптура гомеровского периода
6.Скульптура архаики
7.Скульптура периода классики
8. Творчество дренегреческих мастеров
9. Скульптурное убранство Парфенона
10. Малая пластика Танагры.
11. Римский скульптурный портрет.
12. Скульптура этруссков
13. Скульптура романского периода
15.Английская готическая скульптура;
16.Немецкая готическая скульптура
17.Скульпторы Ренессанса
18.Скульптура в стиле барокко
19.Неоклассическая скульптура
20.Скульпторы XIX века
Текст, изображение: электронные
Задания практические по скульптуре выполняются методом лепки с натуры под руководством ведущего преподавателя. Во время выполнения заданий студенты пользуются лекционным материалом и материалами учебников и учебных пособий. Материал и инструменты для лепки (пластилин, стеки) обеспечиваются обучающимися студентами.
Лепка композиций на темы:
Памятный знак, памятник животным, памятник учителю, художнику, дизайнеру, архитектору.
Задачи: выявить главное в композиции; раскрыть динамику сюжета; передать пластическую взаимосвязь главных и второстепенных элементов; развивать творческое воображение, наблюдательность, умение оригинально строить композицию, выражать эстетические чувства в конкретной работе.
Найти выразительную композицию, предварительно выбрать главную точку зрения решить основные объемные массы.
Лабораторные занятия проводятся в соответствии с тематическим содержанием лекционной части курса с целью закрепления изученного теоретического материала на практике. В семестре занятия проводятся в часы дисциплины в соответствии с учебно-методическим пособием по выполнению проектных работ.
Методические указания к самостоятельным и индивидуальным работам:
Задания для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа заключается в том, что студент самостоятельно изучает скелет и мышечную основу различных животных и птиц (лось, лошадь, олень, утка, ворона, петух) для последующей композиционной работы. На кафедру предоставляется модель из пластилина животного или птицы размером от 10 до 20 см. и ставится оценка по пятибалльной системе.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Работа преподавателя по организации самостоятельной работы студентов и контроль ее результатов по данному курсу может осуществляться как в процессе обучения (на практических занятиях), так и во время консультаций по данной дисциплине во внеурочное время.
Основными задачами самостоятельной работы являются:
• закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;
• объективное оценивание собственных учебных достижений;
• формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
• подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, выполнению в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;
• формирование творческой культуры, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;
• использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Организация и обеспечение самостоятельной работы студентов реализуется на основе «Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов».
Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:
• самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;
• домашняя учебная работа.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Предусматривается также самостоятельная работа под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием: творческие задания в соответствии с учебной программой. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставленными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.
Самостоятельная работа студента по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа студентов заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного теоретического материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ информации по заданным темам.
Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре и участие в обсуждениях. Выступление и участие в обсуждениях осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.
Форма контроля самостоятельной работы:
- выступление на семинаре с выступлениями
- собеседования и консультации по заданным темам
Содержание контрольных заданий должно отражать содержание и объем базовой учебной информации.
Методические указания по работе с литературой
Особое место среди видов самостоятельной работы занимает работа с литературой, являющаяся основным методом самостоятельного овладения знаниями.
При работе с литературой следует учитывать, что имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала.
Предварительное чтение направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе. При чтении такой литературы необходимо подробнейшим образом анализировать и письменно закреплять изучаемое понятие или явление.
Сквозное чтение предполагает прочтение материала от начала до конца. Сквозное чтение литературы из рекомендуемого списка дает возможность студенту сформировать тезаурус основных понятий из изучаемой области и свободно владеть ими.
Выборочное чтение, наоборот, имеет целью поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса должно использоваться при подготовке к практическим занятиям и выполнении домашнего творческого задания.
Аналитическое чтение – это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Освоение указанных понятий будет наиболее эффективным в том случае, если при чтении текстов студент будет задавать к этим текстам вопросы, поиск ответов на которые позволяет студенту максимально понять и запомнить изучаемый материал.
Изучающее чтение направлено на глубокое и всесторонне понимание изучаемой учебной информации. Есть несколько приемов изучающего чтения:
1. Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; источник; основная идея текста; фактический материал; анализ текста путем сопоставления имеющихся точек зрения по рассматриваемым вопросам; новизна.
2. Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм:
– медленно прочитать текст, стараясь понять смысл изложенного;
– выделить ключевые слова в тексте;
– постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора.
3. Прием тезирования заключается в формулировании тезисов в виде положений, утверждений, выводов.
4. Прием реферирования заключается в записи основных положений изучаемого материала.
5. Прием комментирования включает в себя собственную оценку материала, изученного по литературному источнику.
При работе с литературой по дисциплине следует иметь в виду, что вся предметная область данной дисциплины имела свою историю развития. Поэтому при чтении текстов необходимо отмечать хронологию текстов. Такое сопоставление дает не только лучшее понимание смысла текстов, но и способствует лучшей организации материала в памяти.
В решении всех учебных задач немаловажную роль играют записи, сделанные в процессе чтения книги. Они являются серьезным подспорьем в подготовке к зачету и семинарскому занятию, так как позволяют включать глубинную память и воспроизводить содержание ранее прочитанной книги.
Выделяют три основанных способа записи:
а) запись интересных, важных для запоминания или последующего использования изложений и фактов;
б) последовательная запись мыслей автора, по разделам, главам, параграфам книги. Такая запись требует творческой переработки прочитанного, что способствует прочному усвоению содержания книги;
в) краткое изложение прочитанного: содержание страниц укладывается в несколько фраз, содержание глав – в несколько страниц связного текста. Этот вид записи проще, ближе к первоисточнику, но при этом творческая мысль студента пассивнее, а поэтому усвоение материала слабее.
Методические указания к экзамену.
Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала , а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая
Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.