2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Введение в профессию_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Введение в профессию
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.биол.наук, доц., Зарипова Р.С. _________________
 
 
Введение в профессию
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: формирование у студентов целостного представления о сущности профессиональной педагогической деятельности, её проблемах, задачах, характерных особенностях.
1.2
Задачи:
1.3
формирование у студентов комплексного представления педагогической профессии;
1.4
приобщение студентов-первокурсников к наиболее актуальной проблематике современной педагогической науки и практики;
1.5
формирование у студентов потребности, умений и начального опыта профессионально-педагогического самовоспитания и самообразования;
1.6
формирование у первокурсников навыков вузовской познавательной деятельности.
1.7
содействие формированию гуманистической направленности личности и гуманистического характера деятельности будущего учителя;
1.8
формирование мотивации непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гистология с основами эмбриологии
2.2.2
Зоология позвоночных
2.2.3
Общее землеведение
2.2.4
Педагогика
2.2.5
Психология воспитательных практик
2.2.6
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.2.7
Учебная технологическая практика
2.2.8
Физиология растений
2.2.9
Философия  
2.2.10
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.2.11
Анатомия и морфология человека
2.2.12
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.13
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.2.14
Методы математической обработки данных
2.2.15
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.2.16
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.17
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.18
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.19
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.20
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.2.21
Физиология человека и животных
2.2.22
Физическая география материков и океанов
2.2.23
Методика обучения биологии
2.2.24
Микробиология с основами вирусологии
2.2.25
Общая экономическая и социальная география
2.2.26
Производственная педагогическая  практика
2.2.27
Производственная педагогическая практика
2.2.28
Физическая география России
2.2.29
Экономическая и социальная география России
2.2.30
Генетика
2.2.31
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.32
Общая экология
2.2.33
Производственная педагогическая практика
2.2.34
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.2.35
Теория эволюции
2.2.36
Экономическая и социальная география мира
2.2.37
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.38
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
структуру и приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
3.1.2
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации;
3.1.3
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования,
3.1.4
правовые нормы, обеспечивающие право обучающегося на индивидуальный образовательный маршрут.
3.1.5
должностные обязанности педагогических и руководящих работников
3.1.6
имеет представление об общей и профессиональной этике,
3.1.7
содержание документов федерального и регионального уровней, определяющих принципы и нормы профессиональной этики педагогического работника.
3.1.8
специфику конфигурации образовательной среды, используемой при изучении преподаваемых  дисциплин
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать нормативные документы с разными задачами (ознакомление со структурой и содержанием;
3.2.2
анализировать организацию образовательной деятельности, отдельные педагогические ситуации с точки зрения их соответствия правовым нормам.
3.2.3
корректно оформлять ссылки на источники правовой информации и их библиографическое описание.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
3.3.2
навыками работы с правовыми актами, регулирующими образовательные отношения;
3.3.3
навыком применения требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования при осуществлении профессиональной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Характеристика педагогической профессии и требования к образовательной деятельности

 
1.1
Общая характеристика педагогической профессии /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 ОПК-3.1
1
0
 
1.2
Законодательство в области образования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3.1
1
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.3
1. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования.

2. Основные законодательные акты в области образования. Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования.

3. Структура и виды нормативно-правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации.

4. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве: основные положения Конвенции о правах ребенка, основные положения Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», права ребенка и формы их правовой защиты.

5. Международное законодательство в сфере образования.

6. Федеральные нормативные акты в области образования. ФЗ –№273 от 29.12.12 «Об образовании в РФ».

7. Региональные нормативные акты в области образования. Локальные нормативные акты в области образования.

8. Образовательные отношения. Образовательный процесс. Участники образовательных отношений. Участники образовательного процесса. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

26
УК-1.1 ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
 
 
Раздел 2. Общая и профессиональная культура учителя: сущность, специфика, взаимосвязь

 
2.1
1. Личность учителя и ее направленность.

2. Требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики.

3. Учитель как субъект педагогической деятельности.

4. Социально-профессиональная направленность личности педагога.

5. Гуманистическая направленность личности учителя.

6. Познавательная направленность личности учителя.

7. Профессионально-значимые качества личности педагога. /Пр/

Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.2
1. Педагогическое общение и его функции.

2. Структура педагогического общения.

3. Барьеры педагогического общения.

4. Конфликты: виды, причины способы решения. /Ср/

Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4

18
УК-1.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.3
1. Система непрерывного педагогического образования.

2. Содержание педагогического образования.

3. Мотивы выбора педагогической профессии.

4. Основы профессиональной ориентации на учительскую профессию.

5. Основы самообразовательной работы будущих учителей.

6. Профессиональная компетентность педагога.

7. Профессиональное самовоспитание учителя. /Ср/

Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4

18
УК-1.1 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
2.4
Промежуточная аттестация /Зачёт/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету

1. Возникновение и развитие педагогической профессии.

2. Роль учителя в обществе.

3. Особенности профессиональной деятельности педагога на современном этапе.

4. Деятельность как категория в науке. Виды деятельности.

5. Перспективы педагогической профессии.

6. Характеристика и особенности личности педагога.

7. Педагогические способности и умения.

8. Педагогический такт и этика.

9. Общая и профессиональная культура педагога.

10. Профессиональная компетентность.

11. Педагогическое творчество.

12. Педагогическое мастерство.

13. Профессионально-значимые личностные качества педагога.

14. Педагогическое общение и его функции.

15. Структура педагогического общения

16. Федеральные нормативные акты в области образования. ФЗ –№273 от 29.12.12 «Об образовании в РФ».

17. Региональные нормативные акты в области образования.

18. Локальные нормативные акты в области образования.

19. Многообразие видов деятельности в профессиональном труде учителя биологии. Области профессиональной деятельности педагога-биолога.

20. Современные проблемы школьного биологического образования.

21. Передовые отечественные образовательные практики по биологии в школе.

22. Профессиональный стандарт педагога.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерный перечень тем рефератов

1. Образование как основа формирования интеллектуального потенциала общества.

2. Цели и основные задачи модернизации российского образования.

3. Новые социальные требования к системе российского образования.

4. Управление качеством образовательного процесса.

5. Система оценки качества деятельности образовательного

учреждения: лицензирование, аттестация и государственная аккредитация.

6. Управление образовательными организациями.

7. Система государственного и общественного контроля качества образования.

8. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций.

9. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации

10. Проблемы гуманизации профессионального образования.

11. Основные правовые акты международного образовательного законодательства.

12. Региональная модель системы оценки качества образования.

Задания:

1. На основе анализа материалов  исследований определите достоинства и явные «белые пятна» естественнонаучного образования.

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2. Изучите профессиограмму учителя биологии (Н.А. Рыков и А.И. Щербаков. Дополните  ее, исходя из контекста современной образовательной ситуации (изучите в Профессиональном стандарте трудовые действия учителя). Сформулируйте вывод о роли учителя в современной общеобразовательной школе. Определите индивидуально-психологические качества, которые способствуют работе учителя. Каким образом можно их развивать?

3. Изучите предложенные фрагменты видеоуроков биологии, определите, каким образом учитель включает  обучающихся в групповые формы работы?

4. Напишите эссе на тему «Я – учитель» («Я – учитель?», «Я – учитель…)

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Блинов В. И. 
Введение в педагогическую деятельность  : учеб. пособие для вузов / В. И. Блинов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 129 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08088-9. — Текст : электронный / — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438322 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
Л1.2
Старикова, Л. Д.
Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 125 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07379-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490465
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Приказчикова, О. В. 
Государственно-правовое обеспечение образования в Российской Федерации: учебное пособие / О. В. Приказчикова, И. А. Терентьева, И. С. Черепова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 378 c. — ISBN 978-5-4486-0187-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71559.html
Ай Пи Эр Медиа, 2018.
 
Л2.2
Рожков, А. И.
Образовательное право : учебник для вузов / А. И. Рожков [и др.] ; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12877-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489440
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – URL: http://scool-collection.edu.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru. 
 
Э4
Министерство просвещения Российской Федерации.  –  URL: https://edu.gov.ru. 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-413 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков 

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.