Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Основные законодательные акты в области образования. Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования.
3. Структура и виды нормативно-правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации.
4. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве: основные положения Конвенции о правах ребенка, основные положения Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», права ребенка и формы их правовой защиты.
5. Международное законодательство в сфере образования.
6. Федеральные нормативные акты в области образования. ФЗ –№273 от 29.12.12 «Об образовании в РФ».
7. Региональные нормативные акты в области образования. Локальные нормативные акты в области образования.
8. Образовательные отношения. Образовательный процесс. Участники образовательных отношений. Участники образовательного процесса. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики.
3. Учитель как субъект педагогической деятельности.
4. Социально-профессиональная направленность личности педагога.
5. Гуманистическая направленность личности учителя.
6. Познавательная направленность личности учителя.
7. Профессионально-значимые качества личности педагога. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Структура педагогического общения.
3. Барьеры педагогического общения.
4. Конфликты: виды, причины способы решения. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Содержание педагогического образования.
3. Мотивы выбора педагогической профессии.
4. Основы профессиональной ориентации на учительскую профессию.
5. Основы самообразовательной работы будущих учителей.
6. Профессиональная компетентность педагога.
7. Профессиональное самовоспитание учителя. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
1. Возникновение и развитие педагогической профессии.
2. Роль учителя в обществе.
3. Особенности профессиональной деятельности педагога на современном этапе.
4. Деятельность как категория в науке. Виды деятельности.
5. Перспективы педагогической профессии.
6. Характеристика и особенности личности педагога.
7. Педагогические способности и умения.
8. Педагогический такт и этика.
9. Общая и профессиональная культура педагога.
10. Профессиональная компетентность.
11. Педагогическое творчество.
12. Педагогическое мастерство.
13. Профессионально-значимые личностные качества педагога.
14. Педагогическое общение и его функции.
15. Структура педагогического общения
16. Федеральные нормативные акты в области образования. ФЗ –№273 от 29.12.12 «Об образовании в РФ».
17. Региональные нормативные акты в области образования.
18. Локальные нормативные акты в области образования.
19. Многообразие видов деятельности в профессиональном труде учителя биологии. Области профессиональной деятельности педагога-биолога.
20. Современные проблемы школьного биологического образования.
21. Передовые отечественные образовательные практики по биологии в школе.
22. Профессиональный стандарт педагога.
1. Образование как основа формирования интеллектуального потенциала общества.
2. Цели и основные задачи модернизации российского образования.
3. Новые социальные требования к системе российского образования.
4. Управление качеством образовательного процесса.
5. Система оценки качества деятельности образовательного
учреждения: лицензирование, аттестация и государственная аккредитация.
6. Управление образовательными организациями.
7. Система государственного и общественного контроля качества образования.
8. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций.
9. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации
10. Проблемы гуманизации профессионального образования.
11. Основные правовые акты международного образовательного законодательства.
12. Региональная модель системы оценки качества образования.
Задания:
1. На основе анализа материалов исследований определите достоинства и явные «белые пятна» естественнонаучного образования.
3. Изучите предложенные фрагменты видеоуроков биологии, определите, каким образом учитель включает обучающихся в групповые формы работы?
4. Напишите эссе на тему «Я – учитель» («Я – учитель?», «Я – учитель…)
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.