2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Решение профессиональных задач учителя биологии_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Решение профессиональных задач учителя биологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
124
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
124
124
124
124
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Киямова А.Г. _________________
 
 
Решение профессиональных задач учителя биологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины – Формирование профессиональной компетентности будущего учителя биологии  к решению профессионально-педагогических задач  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
углубление и закрепление знаний о психолого-педагогических основах  работы с  детьми с учетом их индивидуальности;
1.4
проектировать образовательный процесс, ориентированный на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения биологии в общеобразовательной школе
1.5
использовать ресурсы образовательной среды школьной биологии для обучения, воспитания и развития учеников.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биогеография
2.1.2
Методика обучения биологии
2.1.3
Методический практикум
2.1.4
Микробиология с основами вирусологии
2.1.5
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.1.6
Общая экономическая и социальная география
2.1.7
Производственная педагогическая  практика
2.1.8
Производственная педагогическая практика
2.1.9
Теория и методика обучения географии
2.1.10
Учебная практика по физической, экономической и социальной географии
2.1.11
Физиология человека и животных
2.1.12
Анатомия и морфология человека
2.1.13
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.14
Ландшафтоведение
2.1.15
Общее землеведение
2.1.16
Основы вожатской деятельности
2.1.17
Педагогика
2.1.18
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.19
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.20
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.21
Учебная технологическая практика
2.1.22
Гистология с основами эмбриологии
2.1.23
Зоология позвоночных
2.1.24
Иностранный язык
2.1.25
Психология
2.1.26
Психология воспитательных практик
2.1.27
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.1.28
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.29
Учебная технологическая практика
2.1.30
Физиология растений
2.1.31
Философия  
2.1.32
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.33
Анатомия и морфология растений
2.1.34
Зоология беспозвоночных
2.1.35
История (история России, всеобщая история)
2.1.36
Русский язык и культура речи
2.1.37
Систематика растений и грибов
2.1.38
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.39
Финансово-экономический практикум
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.1.40
Цитология
2.1.41
2.1.42
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Методы биометрии
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
География населения
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание предметной области
3.1.2
научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
3.1.3
основы возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.1.4
способы проектирования воспитательной деятельности и методы ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять основные принципы, методы и приемы организации обучения, воспитания и развития с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
3.2.2
использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании биологии в учебной и во внеурочной деятельности
3.2.3
ставить воспитательные цели, проектировать воспитательную деятельность и применять методы ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками осуществления обучения, воспитания и развития с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
3.3.2
способами организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
3.3.3
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Психолого-педагогические основы работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.1
Современные концепции одаренности. Основные положения.  Государственная система работы с одаренными детьми.  /Лек/
Л1.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
5
0
 
1.2
Организация профориентационной работы со школьниками при обучении биологии. /Ср/
Л1.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2
5
0
 
 
Раздел 2. Формы и методы работы с одаренными детьми

 
2.1
Формы и методы работы с одаренными детьми.   /Лек/
Л1.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
5
0
 
2.2
Развитие творческих способностей обучающихся. /Пр/
Л1.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
5
0
 
2.3
Организация творческих мастерских для одаренных детей /Ср/
Л1.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

28
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ПК-2.2
5
0
 
 
Раздел 3. Подготовка учащихся к олимпиадам

 
3.1
Виды конкурсных мероприятий по биологии и экологии. Формы и методы подготовки школьников к различным биологическим соревнованиям.  /Пр/
Л1.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
3.2
Использование Интернет-ресурсов в подготовке участников олимпиады по биологии. Решение олимпиадных задач  /Ср/
Л1.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОПК-8.1 ОПК-8.2
5
0
 
 
Раздел 4. Организация исследовательской работы учащихся

 
4.1
Включение природных и природно-культурных компонентов среды в образовательный процесс по биологии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
4.2
Учебное исследование школьника: основные понятия, классификация и формы сопровождения. Этапы учебного исследования.  /Ср/
Л1.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

24
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ПК-2.2
5
0
 
4.3
Метод проектов: основные понятия, классификация и формы сопровождения.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ПК-2.2
5
0
 
4.4
Экспертиза учебного исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОПК-8.1 ОПК-8.2
5
0
 
4.5
Тематика исследовательских работ по биологии /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
4.6
Особенности организации исследований по биологии /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ПК-3.2
5
0
 
4.7
Подготовка к промежуточной аттестации /Зачёт/
Л1.1

Э4 Э5

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ПК-2.2 ПК-3.2
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов и заданий к зачету

1.Современные концепции одаренности. Понятие "одаренность".

2.Типы и виды одаренности.

3.Возрастные и индивидуальные особенности развития и проявления одаренности.

 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
4.Система работы с одаренными детьми.

5.Условия успешной работы с одаренными детьми

6.Методы выявления одаренных детей.

7.Направления работы с одаренными учениками в массовой школе.

8.Проблемы в организации работы с одарёнными детьми.  

9.Психологические особенности одаренных детей.

10.Профессиональные и личностные качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми.

11.Опыт работы с одаренными детьми в современной России

12.На примерах раскрыть формы и методы работы с одаренными детьми.

13.Подготовка учащихся к школьным олимпиадам по биологии.

14.Подготовка учащихся к олимпиадам муниципального уровня по биологии.

15.Использование Интернет-ресурсов в подготовке участников олимпиады по биологии.

16.Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей.

17.Методика работы с одаренными детьми на факультативных занятиях по биологии.

18.Работа классного руководителя с одаренными детьми.

19.Формы взаимодействия с участниками образовательного процесса.

20.Особенности обучения, воспитания и развития с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

21.Способы выявления одаренных детей.

22.Индивидуальная работа с одаренными детьми на уроках биологии.

23.Подготовка учащихся к олимпиадам   различного уровня.

24.Научное общество в школе.

25.Работа учителя с родителями одаренных детей.

Задание: разработать план реализации одного проекта по биологии

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы контрольных работ

1. Формы и методы работы с одаренными детьми

2. Подготовка учащихся к олимпиадам

3. Организация исследовательской работы.

4. Разработайте дифференцированные вариативные задания для этапа изучения нового материала, закрепления и контроля знаний, учитывающие индивидуальные особенности учащихся.

5. В настоящий момент наблюдается тенденция расширения образовательной среды школьной биологии. На примере конкретного региона, где вы планируете осуществлять педагогическую деятельность, предложите способы применения природных, культурных, природно-культурных объектов в образовательном процессе по биологии. На развитие каких биологических знаний и умений они направлены?

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Савенков, А. И.
Психология детской одаренности : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 334 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07918-0. —Текст электронный // ЭБС Юрайт {cайт}. -  URL : www.biblio-online.ru/book/psihologiya-detskoy-odarennosti-437316 (дата обращения 05.06.2019).
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Никишов, А.И.
Методика обучения биологии в школе : учебное пособие для вузов / А. И. Никишов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11011-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456319 (
Москва: Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зарипова, Р.С.
Методика обучения биологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего педагогического образования / Р. С. Зарипова, А. Р. Хасанова, С. Е. Балаян. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 94 c. — ISBN 978-5-98452-122-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49922.html 
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет,, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство образования и науки Российской Федерации - URL:http://минобрнауки.рф/
 
Э2
Российское образование - URL:http://www.edu.ru
 
Э3
Всероссийский педагогический портал. - URL: http://методкабинет.рф/
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-108 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является 

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняетсяобучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работыобучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.