Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.
ции
Основные этапы развития психологии. Принципы и методы истории психологии. Источники истории психологии.
/Лек/
Э1
Э1
Э1
Э1 Э4
Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.Рефлексология В.М. Бехтерева
/Ср/
Э1 Э4
Э1
Теория личности А. Адлера и ее основные положения. Чувство неполноценности и его компенсация.. Жизненная цель и стиль жизни. Социальный интерес как показатель психического здоровья.
/Ср/
Э1
Уровни психики по К. Юнгу. Понятие коллективного бессознательного, архетипов личности. Психологические функции личности.
/Пр/
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1
Э1 Э5
Э1 Э3
Э1
Э1 Э3
Концепция способностей Б.М. Теплова. /Ср/
Э1 Э3
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
/Ср/
Э1 Э3
Э1
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи истории психологии. Психоисто¬рия и истори¬ческая психология науки.
2. Основные понятия и категории курса.
3. Проблема периодизация истории психологии. Основ¬ные этапы истории психологических знаний.
4. Методы исторического анализа. Источ¬ники ис¬тории психо¬ло¬гии.
5. Принципы историко-психологического анализа: прин¬цип де¬тер¬ми-низма.
6. Принципы историко-психологического анализа: прин¬цип исто¬ризма.
7. Принципы историко-психологического анализа: прин¬цип разви¬тия.
8. Принципы историко-психологического анализа: прин¬цип систем-ности.
9. Мифологические истоки зарождения взглядов на внутрен¬ний мир чело-века. Философия и методология.
10. Зарождение психологической мысли в странах Древ¬него Вос¬тока.
11. Психологические учения основных философских школ Древ¬ней Индии и Китая.
12. Периодизация античной психологической мысли.
13. Учение о душе в античном материализме.
14. Учение о по¬зна¬нии в античном ма¬териа¬лизме.
15. Проблема воли и характера в античном материа¬лизме.
16. Психологические учения Сократа и Платона.
17. Психологическое учение Аристотеля.
18. Учения античных врачей.
19. Учение о душе в христианской антропологии.
20. Развитие психологических знаний в учениях Пло¬тина и Авгу¬стина.
21. Психологические идеи на Арабском Востоке.
22. Психологические идеи средневековой Европы.
23. Духовная жизнь эпохи Возрождения. Психологиче¬ские ас¬пекты образо¬вания, обучения и воспитания.
24. Психологические идеи Ф.Бэкона и завершение этапа раз¬вития психоло¬гии в рамках учения о душе.
25. Выделение сознания в качестве критерия психики. Психо¬логиче¬ское уче¬ние Р.Декарта.
26. Психологические идеи Б.Спинозы.
27. Учение Г.Лейбница о структуре души и его характе¬ри¬стика бес¬созна-тельного.
28. Оформление эмпирической психологии сознания в ХVП веке: Т.Гоббс, Д.Локк.
29. Становление ассоциативной психологии в ХVШ века (Дж.Беркли, Д.Юм).
30. Д. Гартли – основоположник первой психологиче¬ской кон¬цеп¬ции - ассо¬цианизма.
31. Становление эмпирического направления во француз¬ской психо¬логии ХVШ века (Э.Кондильяк, Ш.Монтескье).
33. Психологические идеи в немецкой классической пси¬холо¬гии: Х.Вольф, И.Кант, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель.
34. Психологические идеи И.Ф.Гербарта. Критика тео¬рии И.Ф.Гербарта.
35. Концепция вселенского пессимизма и идея сверхчело¬века (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).
36. Развитие ассоциативной психологии в ХIХ веке: Т.Браун, Дж.Милль, Дж.Стюарт Милль, А.Бэн.
37. Психологические взгляды Г.Спенсера.
38. Развитие психологических идей русских просветите¬лей в ХVШ-ХIХ вв.
39. Дискуссии о специфике собственно психологиче¬ского и естест-веннона¬учного подходов к изучению психоло¬ги¬ческих явле¬ний в русской пси-хологической мысли.
40. Особенности развития отечественной психологии в ХIХ веке. По¬ле-мика И.М.Сеченова и К.Д.Кавелина.
41. Культурно-историческая концепция развития языка и мышле¬ния А.А.Потебни.
42. Возникновение психофизики и психометрии (Г.Фехнер, Ф.Дондерс).
43. Разви¬тие эво¬люционных идей в биологии и их значе¬ние для пси¬хо¬ло-гии.
44. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в ХIХ веке (И.Мюллер, Э.Х.Ве¬бер, Г.Гельмгольц, П.Флуранс).
45. Первые программы психологии как самостоятель¬ной науки. Ор¬ганиза-ция первых психологических лаборато¬рий.
46. Сравнительный анализ подходов к построению психо¬ло¬гии как самостоя¬тельной науки в ра¬бо¬тах В.Вундта, Ф.Брентано и И.М.Сеченова.
47. Теоретиче¬ская борьба периода становления психоло¬гии как само¬стоя-тельной науки в Европе и США (Э.Титченер, Ф.Брентано, К.Штумпф).
48. Развитие прикладных областей психологии: экспери¬мен¬таль¬ные исследо¬вания памяти, навыков, мышле¬ния.
49. Формирование педологии и сравнительной психоло¬гии. Исследо¬вания способностей и измерения интеллекта. Возникнове¬ние пси¬хологии индивиду-альных различий (Ф.Гальтон, Ч.Спирмен и др.).
50. Возникновение функционализма в Европе и США. Влия¬ние функцио-на¬лизма на но¬вые отрасли психологиче¬ской науки.
51. Возникновение струк¬турализма в к.ХIХ – н. ХХ вв.
52. Экспериментальные исследования в Вюрцбургской психо¬логиче¬ской школе.
53. Теоретическая борьба в русской психологической науке. Универ¬си¬теты как очаги станов¬ления психологии как само¬стоя¬тельной науки (А.И.Введенский, М.М.Троицкий, Н.Я.Грот, Г.И.Челпанов, Г.Г.Шпет и др.).
54. Философская психология Л.М.Лопатина, С.Л.Франка, Н.О.Лосского.
55. Естественнонаучное направление в русской психоло¬гии (Н.Н.Ланге, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов).
56. Возникновение экспериментальной психологии в Рос¬сии (А.П.Нечаев, А.Ф.Лазурский, Г.И.Россолимо и др.).
57. Развитие психиатрии в России в к.ХIХ - н.ХХ веков.
58. Кризис в психологии (10-е – середина 30-х гг.ХХ века). При¬чины появле¬ния, методологические основы.
59. Возникновение и развитие бихевиоризма (Э.Торндайк, Дж.Уотсон).
60. Разработка необихевиоризма: теория субъективного не¬обихевио¬ризма (Д.Миллер, К.Прибрам и др.), оперантный бихе¬виоризм (Б.Скиннер).
61. Научная феноменология: гештальтпсихология. Ос¬нов¬ные направ¬ления исследований: М.Вертгеймер, К.Келер, К.Коффка и др.
62. Исследования К.Левина. Школа К.Левина.
63. Возникновение и развитие глубинной психологии. Сис¬тема пси¬хоана-лиза З.Фрейда.
64. Индивидуальная психология А.Адлера.
65. Аналитическая психология К.Юнга.
66. Развитие неофрейдизма и его вариантов: К.Хорни, Г.Салливена и др.
67. Концепция гуманистического психоанализа Э.Фромма.
68. Возникновение и развитие французской социологиче¬ской школы.
69. Возникновение в годы кризиса описательной психоло¬гии.
70. Формирование отечественной психологии после 1917 года. Воз-никнове¬ние проблемы “психология и мар¬ксизм”.
71. Характеристика психологических взглядов В.М.Бехтерева, К.Н.Корнилова, Г.Г.Шпета. Дискуссии по пробле¬мам поведенческой пси¬холо-гии.
72. Развитие прикладных направлений в отечественной психо¬логии 20-30-х годов ХХ века.
73. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
74. Развитие психоанализа в России.
75. Деятельностный подход в советской психологии: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.
76. Создатель советской школы нейропсихологии А.Р.Лурия.
77. Психология установки (Д.Узнадзе и др.).
78. Теория поэтапного формирования умственных дейст¬вий П.Я.Гальперина.
79. Развитие педагогической и возрастной психологии в 40-80-х го¬дах ХХ века.
80. Исследования отечественных психологов в области диф¬ференци¬альной психофизиологии.
81. Проблема индивидуальных различий в психологии (Б.М.Теплов и др.).
82. Проблема комплексного исследования человека (В.М.Бехтерев, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.)
83. Концепция развития Л.С.Выготского и его последова¬те¬лей (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин).
84. Исследования в психологических школах: грузин¬ская, ле¬нинград¬ская, харьковская, пермская.
85. Генетическая психология Ж.Пиаже.
86. Появление концепции “третьего пути” развития пси¬холо¬гии во второй половине ХХ века. Гуманистическая
87. Логотерапия В.Франкла. Трансперсональная психоло¬гия.
88. Психотерапия и ее развитие в психоанализе, бихевио¬ризме и гу-манисти¬ческой психологии.
89. Теории когнитивистской психологии (Д.Келли, Л.Фестингер, А.Бандура, Дж.Брунер).
90. Развитие новейших прикладных направлений в пси¬холо¬гии в к.ХХ - н.ХХI веков.
91. Концепция творчества и его психологического меха¬низма (Э.Бонэ, Б.Кедров, Я.Пономарев, Д.Богоявленская и др.).
92. Психология личности в работах зарубежных и отече¬ствен¬ных психоло-гов.
93. Исследования человека как субъекта (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский и др.).
94. Тенденции и противоречия развития российской пси¬холо¬гии на со¬вре-менном этапе.
95. Психологические взгляды современных российских уче¬ных-пси¬холо-гов.
Темы рефератов
1. Сравнительный анализ особенностей различных форм психологических знаний
2. Методологические подходы в определении предмета истории науки: достоинства и недостатки
3. Мифологическое мышление в психологии: идеи и характеристики
4. Творчество Платона и его значение для психологии
5. Аристотель как основоположник современной психологии
6. Сопоставительный анализ психологических взглядов Аристотеля и Платона
7. Характеристика эллинистической психологической школы
8. Блаженный Августин и значение его творчества для развития психологических идей
9. Развитие научного познания в Средние века: основные направления и идеи
10. Христианская антропология как основа средневекового мышления
11. Фома Аквинсикий: жизнь и учение
12. Вильям Оккак и его идеи
13. Пьер Абеляр как исследователь жизненного пути человека
14. Роджер Бэкон как основатель опытной науки
15. Причины рассвета аристотелизма на рабском Востоке
16. Аль Фараби как «второй Аристотель» - жизнь и творчество
17. Биография и психологическое наследие Ибн Сины
18. Ибн Рушд как основоположник аверроизма
19. Гуманистические идеи о человеке эпохи Возрождения
20. Основные морально-философские и психологические воззрения периода Возрождения
21. Я.А. Каменский – выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения
22. Литература периода Возрождения как источник психологических идей
23. Жизнь и творчество Пьетро Помпонации
24. Джираломо Фракасторо: биография, творчество, психологические идеи
25. Философские и психологические идеи Бернадино Телезио
26. Психологические идеи Леонардо да Винчи
27. Психологические идеи в трудах Галилея
28. Декарт и Гоббс – сходство и различие психологических идей
29. Учение о страстях Декарта: основные идеи и их обоснование
30. Вклад Гоббса в развитие психологического познания
31. Спиноза – жизнь и творчество
32. Трактовка соотношения души и тела у Лейбница
33. Психологическое наследие Ф. Бэкона
34. Психофизиологические идеи Р.Декарта
35. Творческое наследие Дж. Локка в области психологии
36. Влияние Ньютона на развитие научного познания
37. Научные идеи Д. Гартли и их значение в развитии психологического знания
38. Как обосновал Гартли детерминистическое объяснение психики?
39. Система философских и психологических взглядов Дж. Беркли
40. «Трактат о человеческой природе» Д. Юма как основа эмпиризма в психологии
41. Психологическое наследие французских энциклопедистов
42. Дени Дидро: жизнь, учение, идеи
43. Сенсуалистическая концепция Кондильяка
44. Вклад Гельвеция в развитие психологического знания
45. Гольбах и его понимание внутреннего мира человека
46. Ж. Руссо и его система психолого-педагогических взглядов
47. И. Кант и его критическая философия: идеи и влияние на развитие научного познания
48. Основные отличия научной картины мира в XVIII и XIX вв.
49. Характерные черты развития философско-психологической мысли первой половины XIX в.
50. И. Гербарт и его вклад в развитие психологической мысли
51. Творческое наследие Геля и его значение для развития психологического знания
52. Л. Фейербах как представитель классической немецкой философии
53. Психологические идеи в творчестве Шеллинга
55. История становления и развития френологии
56. Психологически идеи в работах отечественных физиологов
57. Позитивная философия О. Конта и его понимание задач психологии
58. Психологические взгляды Шопенгауэра
59. Революционные демократы и их философско-психологические идеи о человеке
60. Антропологический принцип в отечественной науке: история, идеи, представители
61. Герцен как психолог – система взглядов и идей
62. Предпосылки оформления психологии как самостоятельной науки
63. В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии
64. Творчество В. Вундта и его значение для психологии
65. А.А. Петебня – выдающийся лингвист и философ конца ХIХ века
66. Основные факторы, повлиявшие на развитие российской психологии в к.ХIХ - н.ХХ ве¬ков.
67. Основные проблемы российских психологов в середине ХIХ века.
68. Роль интеллигенции в развитии российской психологии
69. Специфика отечественного подхода к проблеме поведения
70. Становление и развитие отечественной экспериментальной психоло¬гии
71. Подходы А.И.Введенского и Н.Я.Грота к месту экспери¬мента в психоло¬гическом исследова¬нии
72. Междисциплинарная школа Г.Г.Шпета, ее роль в форми¬ро¬ва¬нии куль¬турно-истори-ческого пони¬мания психики
73. Отечественные психологические школы в 20-30-х годах ХХ века.
74. Достижения и недостатки педологии и психотехники
75. Новые подходы к проблеме психического развития в 20-30-х годах ХХ века.
76. Основные разногласия между Л.С.Выготским и П.П.Блон¬ским по во¬просу о происхожде¬нии мышления и речи
77. Основные положения теории В.С.Выготского, ее разви¬тие в 40-60-е годы
78. Особенности развития социальной психологии в Рос¬сии
79. Сравнительный анализ подходов к проблеме мышле¬ния в тео¬рии Л.С.Выготского и Ж.Пиаже
80. Специфика подхода к проблеме личности в российской пси¬хологии
81. Методологические дискуссии 20-30-х годов в отечест¬вен¬ной пси¬хологии
82. Развитие психоаналитической мысли в России
83. Развитие отечественной психологии в годы Великой Отечест¬вен¬ной войны
84. Психология и физиология: дискуссии в отечествен¬ной пси¬холо¬гии после второй миро¬вой войны
85. Развитие психологической науки в период со второй поло¬вины 60-х годов и до конца 90-х.
86. Состояние и тенденции развития психологии в Рос¬сии в 90-е – н.ХХI века.
87. Постановка проблемы личности в истории русской психоло¬гии (ХIХ – н.ХХ вв.).
88. Сравнительный анализ психологических взглядов на лич¬ность: А.Г.Ковалев и К.К.Платонов.
89. Личность в философско-психологической концеп¬ции С.Л.Рубинштейна
90. Проблема личности в работах В.М.Бехтерева
91. Исследование познавательных процессов в россий¬ской пси¬холо¬гии
92. Категория общения в истории отечественной психоло¬гии
93. Категории “деятельность и поведение” в истории пси¬холо¬гии
94. Проблема развития в истории отечественной психоло¬гии
95. Проблема субъекта в отечественной психологии
96. Экзистенциальная психология в России
97. Роль социальной ситуации в развитии российской пси¬холо¬гии во второй по¬ло¬вине ХIХ века
98. Проблема эмоций в истории русской психологии
99. Психологические взгляды М.М.Рубинштейна, М.В.Соколова, В.А.Артемова, Н.В.Добрынина, Н.Д.Левитова, В.С.Мерлина
100. Проблема воли в истории русской психологической мысли
101. Б.г. Ананьев и его идея комплексного человекознания
102. К. Хорни и ее вклад в разаботку проблем психологии
103. Вклад У. Салливана в разработку проблем личности
104. Э. Фромм и его «гуманистический психоанализ»
105. Представления о сущности человека в концепции Э. Фромма
106. Достоинство и недостатки необихевиоризма
107. Гештальтпсихология: история формирования и ключевые представители
108. Формирование иразвитие гуманистической психологии
109. Теория потребностей А. Маслоу
110. Самоактуализрующаяся личность: особенности и пути формирования
111. Основные идеи и положения рефлекторной теории психического И.М. Сеченова
112. Физиологические открытия И.М. Сеченова и их значение для психологии
113. Сходство и различие психологических взглядов Вундта и Брентано
114. Дискуссия между Сеченовым и Кавелиным о природе психического
115. Диалектика материального и духовного в полемике Чернышевского и Юркевича.
116. Вклад Спенсера в развитие ассоцианисткой теории и психологии как наука
117. Сопоставительный анализ программ развития психологии в конце ХIX в.
118. Психологические взгляды К.Д. Кавелина
120. Общенаучная и социо-культурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца ХIХ – начало ХХ в.
121. Основные этапы кризиса методологических основ в психологии и их влияние на последующее развитие психологии
122. Анализ методологического кризиса в психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном
123. Бихевиоризм - история формирования и основные идеи
124. Рефлексология как наука о поведения человека: история формирования и ключеые положения
125. Теория оперантного научения Скиннера как вариант бихевиоризма
126. У историков психоанализа – история науки о бессознательном
127. Вклад в развитие психологии А. Адлера
128. Научные идеи и влияние на развитие психологии К.Юнга
129. Э. Дюркгейм и его психологическое наследие
130. В. Дильтей как основоположник «философии жизни»
131. Жизнь и научное творчество Э. Шпрангер
132. История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России
133. Характеристика отечественного психологического знания в периодической печати начало ХХ в.
134. Значение экспериментальных методов в становлении и формировании психологии как самостоятельной научной дисциплины
135. Психологическая составляющая в деятельности российских научных обществ.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зечет является контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет,
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.