2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Психодиагностика (с практикумом)_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психодиагностика (с практикумом)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.психол.н., доцент , Хуснутдинова Р.Р. _________________
 
 
Психодиагностика (с практикумом)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины состоит в подготовке обучающихся к усвоению базовых понятий, методов и процедур психолого-педагогической диагностики, являющихся наиболее универсальными и широко используемыми в различных областях научной и прикладной (практической) педагогики и психологии.
1.2
Задачи: обеспечить усвоение обучающимися
1.3
основных теоретических понятий и методологических подходов в области психолого-педагогической диагностики, включая классическую и современную тестологию;
1.4
наиболее универсальной классификации методов психолого-педагогической диагностики;
1.5
психометрических (измерительно-статистических) основ психолого-педагогической диагностики, включая представления и методы проверки надежности, валидности, репрезентативности и достоверности психодиагностических измерительных методик и тестов;
1.6
наиболее популярных и универсальных методик психолого-педагогической диагностики и практики их применения;
1.7
общих принципов использования компьютерных (информационных) технологий, применяемых в настоящее время в психолого-педагогической диагностике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гендерная психология и педагогика
2.1.2
Естественнонаучный модуль
2.1.3
История психологии
2.1.4
Педагогическая психология
2.1.5
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.6
Психология воспитания
2.1.7
Психология развития и возрастная психология
2.1.8
Анатомия и возрастная физиология
2.1.9
Введение в профессию
2.1.10
Информационные и коммуникационные технологии
2.1.11
История педагогики и образования
2.1.12
Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований
2.1.13
Общая психология
2.1.14
Общие основы педагогики
2.1.15
Психологическая служба в образовании
2.1.16
Психолого-педагогический практикум
2.1.17
Современные теории обучения и воспитания
2.1.18
Технологии здоровьесбережения в образовании
2.1.19
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
2.2.2
Курсовая работа по модулю психолого-педагогического сопровождения
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.5
Профилактика девиантного поведения детей и подростков
2.2.6
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
2.2.7
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.11
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.3: Применяет диагностический инструментарий для оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.3: Демонстрирует понимание документации специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов и т.д.) и рекомендаций по использованию индивидуально-ориентированных образовательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся в учебной деятельности и воспитании личности
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.4: Демонстрирует методы диагностики и оказания психолого-педагогической помощи разным категориям обучающихся на основе стандартизированных методов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия психологической диагностики; различия научных и псевдонаучных подходов в психодиагностике;
3.1.2
статистические (психометрические) свойства методик (тестов);требования к уровню подготовки разработчиков методик;
3.1.3
операциональный смысл процедур, направленных на проверку психометрических свойств методик;
3.1.4
сферы применения наиболее универсальных методик.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
3.2.2
практически проводить обследования с помощью основных (универсальных) методик;
3.2.3
интерпретировать результаты методик в вероятностно-статистическом смысле;
3.2.4
понимает документацию специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов и т.д.) и рекомендаций по использованию индивидуально-ориентированных образовательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся в учебной деятельности и воспитании личности;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками конструированием стандартизованных методов диагностики;
3.3.2
навыками конструированием шкальных методов диагностики и методов самооценки;
3.3.3
навыками диагностики и оказания психолого-педагогической помощи разным категориям обучающихся на основе стандартизированных методов;
3.3.4
способами установления контактов и ведения беседы с субъектами образовательного процесса в условиях образовательной среды.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику

 
1.1
Предмет, объект, история и задачи психолого-педагогической диагностики. Психолого-педагогические методы  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3
3
0
 
1.2
Основные диагностические подходы.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3
3
0
 
1.3
Предмет, объект, история и задачи психолого-педагогической диагностики. Психолого-педагогические методы  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-5.2 ОПК-6.3 ОПК-8.4
3
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
1.4
Классификация психодиагностических методов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

6
ОПК-5.2 ОПК-6.3
3
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Психолого-педагогический диагноз. Профессиональные этические нормы в психодиагностике

 
2.1
Психолого-педагогический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноза. Психолого-педагогический прогноз. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

6
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3 ОПК-8.4
3
0
 
2.2
Уровни диагноза. Психолого-педагогический прогноз. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

6
ОПК-5.2 ОПК-6.3
3
0
 
2.3
Профессионально-этические нормы  работы при проведении тестирования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

6
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3
3
0
 
2.4
Профессионально-этические принципы работы при проведении тестирования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

5
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3 ОПК-8.4
3
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Стандартизация теста. Построение тестовой шкалы

 
3.1
Анализ пунктов теста на трудность. Тестовые нормы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-5.2 ОПК-6.3
3
0
 
3.2
Стандартизация тестов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3 ОПК-8.4
3
0
 
3.3
Построение первичной формы теста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-5.2 ОПК-6.3 ОПК-8.4
3
0
 
3.4
Первичный анализ тестовых заданий.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3
3
0
 
3.5
Расчет дискриминативности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-5.2 ОПК-6.3 ОПК-8.4
3
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Основные психометрические характеристики теста

 
4.1
Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5

4
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3 ОПК-8.4
3
0
 
4.2
Психометрические критерии научности психодиагностических методик: надежность, дискриминативность. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э5

6
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3 ОПК-8.4
3
0
 
4.3
Проверка надежности теста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

6
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3
3
0
 
4.4
Расчет валидности теста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

6
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3
3
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
4.5
Опросники личностных черт и свойств характера  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

6
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3
3
0
 
4.6
Тесты интеллекта /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э4

6
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3
3
0
 
4.7
Компьютерное тестирование /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

6
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3
3
0
 
4.8
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

9
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Предмет, объект и задачи психолого-педагогической диагностики.

2. Практическое использование психолого-педагогической диагностики.

3. Тестовые и экспертные методы в психолого-педагогической диагностике. Классификация психодиагностических методов.

4. История психодиагностики (кроме проективного метода).

5. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Этапы постановки диагноза. Психологический прогноз.

6. Понятие методики, теста. Функции методик и тестов. Психолого-педагогические диагностические методы.

7. Требования, предъявляемые к процедурам диагностики и психодиагносту.

8. Стандартизованные диагностические методики.

9. Нестандартизованные диагностические методики.

10. Тесты, процедура измерения и тестовые нормы.

11. Влияние социокультурных особенностей испытуемых на результаты диагностики.

12. Общая стратегия конструирования тестов. Источники данных о личности. Надежность данных о личности.

13. Виды тестовых норм. Надежность тестовых норм.

14. Критериально-ориентированное тестирование.

15. Этические нормы пользователя методик.

16. Обоснуйте выбор методик и условия обследования в ситуации занятий с группой бстаршеклассников с целью и снижения психической напряженности и прогнозирования профессионального самоопределения.

17. Интерпретация результатов диагностики и их пользования в зависимости от применяемых измерительных инструментов.

18. Обоснуйте выбор и условия обследования в ситуации профориентации группы старшеклассников.

19. Требования к психодиагностическим методикам.

20. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.

21. Влияние психодиагноста на результаты обследования.

22. Обоснуйте выбор методик и условия обследования в ситуации дифференциации студентов после 3-х лет обучения на педагогическом факультете

23. Обоснуйте выбор методик и условия обследования в ситуации психологической экспертизы подростка, обвиняемого в совершении преступления.

24. Психодиагностика межличностных отношений.

25. Психодиагностика способностей.

26. Характеристика личностных опросников на примере методики 16-PF Р. Кеттела.

27. Классификация проективных методов.

28. Компьютерная психодиагностика.

29. Обоснуйте выбор методик и условия обследования в ситуации обращения родителей по причине снижения жизненного тонуса, работоспособности, проявления апатии подростка-девочки.

30. Требования к психологу-пользователю диагностических методик.

31. Обоснуйте выбор методик и условия обследования в ситуации обращения педагогов 10-х классов по вопросу дифференциации обучения

32. Обоснуйте выбор методик и условия обследования в ситуации демонстрации группой подростков экспрессивного, но не выходящего за рамки социальных норм, поведения.

33. Тесты общих способностей их характеристика.

34. Обоснуйте выбор методик и условия обследования в ситуации обращения в психологическую консультацию родителей учеников 9 класса, которых не принимают в 10 класс.

35. Психодиагностика самосознания.

36. Психодиагностика черт личности.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
37. Выбор и использование психодиагностических методик в ситуации экспертизы.

38. Развитие психодиагностики в России в 20 веке.

39. Валидность тестов

40. Надежность тестов

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика эссе

1. Диагностика интеллекта с помощью тестов интеллекта.

2. Влияние темперамента на акцентуацию черт характера.

3. Диагностика профиля личности у людей разных профессий с помощью методики Т. Лири.

4. Исследование вербального и невербального интеллекта.

5. Диагностика самооценки у детей.

6. Исследование взаимосвязи разных способностей с помощью тестов способностей.

7. Исследование уровня тревожности от типа темперамента.

8. Изучение связи нейротизма с индивидуально-типологическими особенностями личности.

9. Методики исследования эмоционального состояния.

10. Изучение различных видов памяти школьника.

11. Диагностика акцентуированных свойств характера.

12. Исследование взаимосвязи самооценки и учебной мотивации у школьников.

13. Диагностика и прогнозирование способностей.

14. Диагностика типа родительского отношения и типичные трудности семейного воспитания.

15. Взаимосвязь направленности личности и типа характера.

16. Методы психолого-педагогической диагностики и области их использования.

17. Особенности конструирования и использования тестов и анкет.

18. Диагностика развития учащихся как основа построения учебного процесса.

19. Оценка личностных качеств учащихся и дифференциальное психолого-педагогическое воздействие.

20. Диагностика межличностных отношений в группах испытуемых разного возраста.

21. Использование методов психолого-педагогической диагностики в ходе профориентационной работы.

22. Современные тенденции развития психолого-педагогической диагностики.

23. Основные подходы к личности и ее диагностике.

24. История возникновения метода «теста».

25. Специфика подходов к психодиагностике личности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ермакова Н.И., Перепелкина Н.О., Мутавчи Е.П.
Ермакова Н.И. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Ермакова Н.И., Перепелкина Н.О., Мутавчи Е.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 224 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72995.html.— ЭБС «IPRbooks»
Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
Л1.2
А. Н. Кошелева
Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Кошелева [и др.] ; под редакцией А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00775-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511905 : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Фуряева Т. В.
Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09285-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427570 : 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Бардышевская, М. К.
Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 153 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10411-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514576: Учебное пособие
Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психодиагностика. Лекция 1. Предмет психологической диагностики - https://www.youtube.com/watch?v=0go17zhfDms
 
Э2
Психодиагностика. Лекция 2. Методы психодиагностики и профессиональные аспекты в работе психолога - https://www.youtube.com/watch?v=a7j-gksjmYk
 
Э3
Психодиагностика Психологический диагноз Понятие нормы История Психодиагностики - https://www.youtube.com/watch?v=qm_mtt26aos
 
Э4
Особенности изучения интеллекта. Лекция 2. Школьный тест умственного развития (ШТУР) - https://yandex.ru/video/preview?filmId=16015502086222281537&noreask=1&parent-reqid=1576444114630208-636527909744729249800127-sas4-3210&path=wizard&text=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8
 
Э5
Психодиагностика. Лекция 3. Основы дифференциальной психометрики - https://www.youtube.com/watch?v=qrRLY6HTmbA
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-118 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, оборудование для психолого-логопедических исследований.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену

Экзамен является контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к экзамену начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения экзамена  для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.