2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Диагностика и коррекция детско-родительских отношений_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к. психол.н., доцент, Хуснутдинова Р.Р.; _________________
 
 
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - обеспечение базовой теоретической и практической подготовки студентов к диагностике и
1.2
коррекции детско-родительских отношений.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
формирование представлений об общих закономерностях развития детско-родительских отношений на различных стадиях онтогенеза и жизненного цикла развития семьи;
1.5
формирование представлений о роли семьи в социализации ребенка и развитии личности на различных стадиях онтогенеза;
1.6
формирование понятий об основных характеристиках детско-родительских отношений и причинах их нарушений;
1.7
овладение методами диагностики детско-родительских отношений; типа семейного воспитания и особенностей родительской позиции;
1.8
формирование умения разрабатывать и осуществлять программы профилактики и коррекции нарушений детско-родительских отношений и типа семейного воспитания.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиническая психология детей и подростков
2.1.2
Конфликтология
2.1.3
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
2.1.4
Модуль воспитательной деятельности
2.1.5
Модуль здоровья и безопасности жизнедеятельности
2.1.6
Основы дефектологии (с практикумом)
2.1.7
Производственная педагогическая  практика
2.1.8
Психодиагностика (с практикумом)
2.1.9
Психология семьи
2.1.10
Психолого-педагогический модуль
2.1.11
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
2.1.12
Технологии работы с различными категориями детей
2.1.13
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.14
Гендерная психология и педагогика
2.1.15
Естественнонаучный модуль
2.1.16
Педагогическая психология
2.1.17
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.18
Психология воспитания
2.1.19
Психология развития и возрастная психология
2.1.20
Социальная психология
2.1.21
Введение в профессию
2.1.22
Информационные и коммуникационные технологии
2.1.23
Общие основы педагогики
2.1.24
Психологическая служба в образовании
2.1.25
Психолого-педагогический практикум
2.1.26
Современные теории обучения и воспитания
2.1.27
Технологии здоровьесбережения в образовании
2.1.28
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.4: Демонстрирует умения проводить по известному алгоритму психологические занятия и тренинги с использованием современных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Объясняет закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности, детско-родительские отношения
 
ОПК-7.2: Демонстрирует умения вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критически оценивать обратную связь от субъектов образовательных отношений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
требования по применению методик при диагностике детей и коррекционно-развивающей работе;
3.1.2
основные понятия и подходы к изучению детско-родительских отношений;
3.1.3
закономерности развития детско-родительских отношений на разных возрастных этапах;
3.1.4
основные типы нарушений детско-родительских отношений;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить диагностические процедуры с последующим их описанием и интерпретацией;
3.2.2
составлять коррекционные программы в области детско-родительских отношений;
3.2.3
составлять план коррекционно-развивающей работы с ребенком дошкольного возраста с учетом  зоны его ближайшего развития;
3.2.4
вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критически оценивать обратную связь от субъектов образовательных отношений;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками проведения консультации для родителей о коррекционно-развивающей работе с детьми;
3.3.2
навыками проведения наблюдений за воспитанниками в процессе их познавательной деятельности;
3.3.3
навыками диагностики норм и нарушений детско-родительских отношений;
3.3.4
методами коррекции детско-родительских отношений;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Содержание и принципы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками

 
1.1
Обоснование необходимости создания развивающей среды в работе с дошкольниками. Требования к организации данного направления работы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
1.2
Задачи и принципы развивающей работы

- Понятие "развивающая работа с детьми дошкольного возраста"

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
1.3
составление рекомендаций по созданию развивающей среды в условиях семьи. Взаимоанализ данных рекомендаций  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
 
Раздел 2. Основные направления развития детей дошкольного  возраста

 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
2.1
Здоровье и двигательная активность дошкольника

Общие способности ребенка

/Ср/

Л1.1Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
2.2
направления работы с детьми разного уровня развития

- содержание работы с детьми, опережающие по развитию свой возраст

- содержание работы с детьми, отстающие от нормы развития своего возраста

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
2.3
анализ перспективных планов воспитателя и психолога дошкольного учреждения по работе с детьми разного уровня развития /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
 
Раздел 3. Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста 

 
3.1
Содержание и методика проведения развивающих занятий  и игр для детей младшего дошкольного возраста, в том числе коррекция детско-родительких отношений /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
3.2
Практическое занятие в форме деловой игры "научи игрушку" /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
3.3
Составление плана коррекционно-развивающей работы по развитию доброжелательного  отношения к другим детям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
3.4
взаимоанализ составленных планов коррекционно-развивающей работы по развитию доброжелательного отношения к другим детям /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
 
Раздел 4. Коррекционно-развивающая работа с детьми среднего дошкольного возраста 

 
4.1
Содержание и методика проведения развивающих занятий  и игр по развитию познавательной сферы и коммуникативных способностей, в том числе коррекция детско-родительких отношений. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
4.2
Практическое занятие в форме деловой игры "Сделаем вместе" /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
4.3
Составление плана коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-личностной сферы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
4.4
Взаимоанализ составленных коррекционно-развивающих планов по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольника /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
 
Раздел 5. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста 

 
5.1
Практическое занятие в форме деловой игры "Чья команда сделает правильно"  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
5.2
Содержание и методика проведения развивающих занятий  и игр по развитию познавательной сферы и коммуникативных способностей у старших дошкольников, в том числе коррекция детско-родительких отношений.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
5.3
Составление плана коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы и коммуникативных способностей /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
5.4
взамоанализ составленных планов коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы и коммуникативных способностей дошкольников /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
5.5
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-6.4 ОПК-7.1 ОПК-7.2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Предмет, принципы, категории коррекционной педагогики, цели и задачи

2. Основные научные теории коррекционной педагогики.

3. Понятия норма  и отклонение.

4. Основные категории (понятия) коррекционной педагогики. Их краткая характеристика.

5. Дидактические принципы коррекционной педагогики.

6. Единство биологических и социальных факторов в развитии и поведении человека.

7. Развитие коррекционной педагогики в отечественной и зарубежной педагогической науке.

8. Сущность понятия «коррекционный процесс». Его место в учебно-воспитательном процессе.

9. Закономерности дизонтогенеза. Зона ближайшего и актуального развития (Л.С.Выготский).

10. Основные категории детей с ОВЗ (по Лебединскому)

11. Характеристики первичного и вторичного дефекта.

12. Различия ЗПР и умственной отсталости

13. Формы коррекционной работы с агрессивными детьми

14. Формы и приемы коррекционной работы с тревожными детьми.

15. Формы и приемы коррекции делинквентности.

16. Профилактика  недостатков личностного развития детей.

17. Диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей.

18. Виды и формы сотрудничества семьи и ОО в коррекционном процессе.

19. Характеристика средств диагностики в коррекционной педагогике.

20. Формы, приемы и средства коррекции трудного ребенка в семье.

21. Система консультативно-диагностической работы с детьми с проблемами в развитии.

22. Коррекция игровой деятельности. Методы и техники.

23. Коррекция поведенческой сферы. Методы и техники.

24. Коррекция эмоциональной сферы. Методы и техники.

25. Методы и техники коррекции познавательной сферы.

26. Критерии и индикаторы неблагополучного развития.

27. Использование продуктивных видов деятельности в психокоррекционной работе.

28. Коррекционные возможности игры.

29. Основания для целесообразности коррекции.

30. Алгоритм составления коррекционных программ. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1.Коррекционная работа по преодолению детской агрессии

2.Детские страхи и действия родителей

3.Метод игротерапии в коррекционной работе с дошкольниками

4.Зона ближайшего развития – основное содержание коррекционной работы с ребенком.

5.Развивающая работа с детьми младшего и среднего возраста в эмоциональной сфере

6.Требования к коррекционно-развивающим программам

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
7.Гиперактивное поведение детей и его коррекция

8.Развивающая работа по развитию коммуникативных качеств у старших дошкольников

9.Условия для развития эмоционально-коммуникативных умений у младших дошкольников

10.Развивающая среда для развития коммуникативных способностей у старших дошкольников

11.Значение развития мелкой моторики рук дошкольника

12.Коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми.

13. Коррекционно-развивающая работа с застенчивыми детьми

14. Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными дошкольниками

15. Коррекционно-развивающая работа по развитию свойств внимания дошкольника

16. Коррекционно-развивающая работа по развитию мыслительных процессов дошкольника

17. Коррекционно-развивающая работа по развитию речи дошкольника

18. Коррекция детско-родительских отношений.

19. Взаимодействие психолога и специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе по коррекции личностных нарушений у детей.

20. Оценочный блок психокоррекции. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.

21. Индивидуальная психокоррекция.

22. Групповые формы коррекционной работы.

23. Основные механизмы коррекционного воздействия в группе.

24. Специфика психодинамического подхода в психокоррекции.

25. Специфика поведенческого подхода в психокоррекции.

26. Рационально-эмотивная терапия.

27. Гештальттерапия Ф.Перлза.

28. Игротерапия. Общая характеристика метода.

29. Школьная дезадаптация: причины, признаки и основные направления психолого- педагогической коррекции.

30. Детские страхи: причины, виды, возрастная динамика. Коррекция детских страхов.

31. Психогимнастика как метод психологической коррекции. Психогимнастика как невербальный метод групповой психотерапии.

32. Этапы психокоррекционной работы с детьми.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Прохорова, О. Г.
Психология семьи. Психологическое здоровье: учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова, В. С. Торохтий. — 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2023.— 152 с.— (Высшее образование. — URL: https://urait.ru/bcode/514229
М. : Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Ворошнина, Л. В. 
Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Л. В. Ворошнина. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. - URL: https://urait.ru/bcode/515147
М: Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Михальчи, Е. В.
Инклюзивное образование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Михальчи.— Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. - URL: https://urait.ru/bcode/441176  
М: Юрайт, 2019
 
Л2.2
Рогов, Е. И.
Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е. И. Рогов.— 4-е изд., перераб. и доп— Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 412 с. — URL: https://urait.ru/bcode/510533: Практическое пособие
Издательство Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Видеолекция Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО. Режим доступа: https://infourok.ru/webinar/103.html  
 
Э2
Видеолекция "Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка". Режим доступа:https://infourok.ru/webinar/75.html 
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Э3
Лиса и журавль. Сказка записана для программы детям 2х-3х лет.vikaraskina.com Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=wJUUs9RvJRk  
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зечет является контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.