Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.
ции
Э1 Э2
- Понятие "развивающая работа с детьми дошкольного возраста"
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Общие способности ребенка
/Ср/
Э1 Э2
- содержание работы с детьми, опережающие по развитию свой возраст
- содержание работы с детьми, отстающие от нормы развития своего возраста
/Пр/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
/Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Вопросы к зачету
1. Предмет, принципы, категории коррекционной педагогики, цели и задачи
2. Основные научные теории коррекционной педагогики.
3. Понятия норма и отклонение.
4. Основные категории (понятия) коррекционной педагогики. Их краткая характеристика.
5. Дидактические принципы коррекционной педагогики.
6. Единство биологических и социальных факторов в развитии и поведении человека.
7. Развитие коррекционной педагогики в отечественной и зарубежной педагогической науке.
8. Сущность понятия «коррекционный процесс». Его место в учебно-воспитательном процессе.
9. Закономерности дизонтогенеза. Зона ближайшего и актуального развития (Л.С.Выготский).
10. Основные категории детей с ОВЗ (по Лебединскому)
11. Характеристики первичного и вторичного дефекта.
12. Различия ЗПР и умственной отсталости
13. Формы коррекционной работы с агрессивными детьми
14. Формы и приемы коррекционной работы с тревожными детьми.
15. Формы и приемы коррекции делинквентности.
16. Профилактика недостатков личностного развития детей.
17. Диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей.
18. Виды и формы сотрудничества семьи и ОО в коррекционном процессе.
19. Характеристика средств диагностики в коррекционной педагогике.
20. Формы, приемы и средства коррекции трудного ребенка в семье.
21. Система консультативно-диагностической работы с детьми с проблемами в развитии.
22. Коррекция игровой деятельности. Методы и техники.
23. Коррекция поведенческой сферы. Методы и техники.
24. Коррекция эмоциональной сферы. Методы и техники.
25. Методы и техники коррекции познавательной сферы.
26. Критерии и индикаторы неблагополучного развития.
27. Использование продуктивных видов деятельности в психокоррекционной работе.
28. Коррекционные возможности игры.
29. Основания для целесообразности коррекции.
30. Алгоритм составления коррекционных программ.
Темы рефератов
1.Коррекционная работа по преодолению детской агрессии
2.Детские страхи и действия родителей
3.Метод игротерапии в коррекционной работе с дошкольниками
4.Зона ближайшего развития – основное содержание коррекционной работы с ребенком.
5.Развивающая работа с детьми младшего и среднего возраста в эмоциональной сфере
6.Требования к коррекционно-развивающим программам
8.Развивающая работа по развитию коммуникативных качеств у старших дошкольников
9.Условия для развития эмоционально-коммуникативных умений у младших дошкольников
10.Развивающая среда для развития коммуникативных способностей у старших дошкольников
11.Значение развития мелкой моторики рук дошкольника
12.Коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми.
13. Коррекционно-развивающая работа с застенчивыми детьми
14. Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными дошкольниками
15. Коррекционно-развивающая работа по развитию свойств внимания дошкольника
16. Коррекционно-развивающая работа по развитию мыслительных процессов дошкольника
17. Коррекционно-развивающая работа по развитию речи дошкольника
18. Коррекция детско-родительских отношений.
19. Взаимодействие психолога и специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе по коррекции личностных нарушений у детей.
20. Оценочный блок психокоррекции. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
21. Индивидуальная психокоррекция.
22. Групповые формы коррекционной работы.
23. Основные механизмы коррекционного воздействия в группе.
24. Специфика психодинамического подхода в психокоррекции.
25. Специфика поведенческого подхода в психокоррекции.
26. Рационально-эмотивная терапия.
27. Гештальттерапия Ф.Перлза.
28. Игротерапия. Общая характеристика метода.
29. Школьная дезадаптация: причины, признаки и основные направления психолого- педагогической коррекции.
30. Детские страхи: причины, виды, возрастная динамика. Коррекция детских страхов.
31. Психогимнастика как метод психологической коррекции. Психогимнастика как невербальный метод групповой психотерапии.
32. Этапы психокоррекционной работы с детьми.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зечет является контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.