2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Профилактика зависимостей и асоциального поведения у подростков_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Профилактика зависимостей и асоциального поведения у подростков
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, Хуснутдинова Р.Р. _________________
 
 
Профилактика зависимостей и асоциального поведения у подростков
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать знания у обучающихся об особенностях асоциального поведения у подростков, теоретических основах организации профилактики зависимостей и асоциального поведения у подростков, а также об особенностях практической готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать навыки решения профессиональных задач в  междисциплинарном и межведомственном взаимодействии
1.4
развивать умения осуществления сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
1.5
формирование целостного представления о профилактике социальных отклонений детей и подростков
1.6
стимулирование самостоятельного творческого поиска в русле проектирования профилактических программ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика организации волонтёрской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Практикум по методам активизации обучения
2.2.5
Практикум по методам активизации обучения
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен применять стандартные, коррекционно-развивающие методы и технологии
 
ПК-3.1: Знает: современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы; современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи; закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы
 
ПК-3.2: Умеет: проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками; оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями
 
ПК-3.3: Владеет: основами проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решения проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
разновидности асоциального поведения, этапы асоциального поведения, факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения, признаки и формы дезадаптивных состояний у подростков, виды групповых форм психосоциальной работы с подростками асоциального поведения, их отличительные особенности и принципы реализации;
3.1.2
сущность и содержание коммуникативного взаимодействия с подростками в групповых формах психосоциальной работы, превентивные методы работы с обучающимися «группы риска».
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать программу по профилактике асоциального поведения среди подростков, подбирать упражнения для организации психосоциальной работы с подростками асоциально поведения и разрабатывать конспекты проведения игровых, коррекционно-развивающих, тренинговых занятий, дискуссий, планировать и реализовывать совместно с педагогом превентивные мероприятия по профилактике возникновения аддикций и девиаций поведения подростков;
3.2.2
разрабатывать рекомендации для педагогов, преподавателей по вопросам профилактики аддикций и девиаций поведения подростков.
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.3.1
основами проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решения проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Особенности асоциального поведения у подростков

 
1.1
Общие представления об асоциальном поведении подростков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

6
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
1.2
Общие представления об асоциальном поведении подростков /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
1.3
Разновидности зависимостей и асоциального поведения у подростков /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
1.4
Разновидности зависимостей и асоциального поведения у подростков /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
1.5
Задачи школы и других социальных организаций по профилактике асоциального поведения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
1.6
Нормальное поведение подростка. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
1.7
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 2. Профилактика зависимостей и асоциального поведения у подростков

 
2.1
Особенности профилактической работы с подростками /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.2
Особенности профилактической работы с подростками /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.3
Задачи профилактической работы. Типы профилактических мероприятий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.4
Подходы профилактической работы: информационный; социально-профилактический; медико-биологический; социально-педагогический /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 3. Составление программ по профилактике асоциального поведения среди подростков

 
3.1
Особенности составления программ по предупреждению и профилактике асоциального поведения и вредных привычек у подростков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

6
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
3.2
Структура программы по предупреждению и профилактике асоциального поведения и вредных привычек у подростков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
3.3
Цели, задачи программ по предупреждению и профилактике асоциального поведения и вредных привычек у подростков, ожидаемы результаты, стратегии и механизмы достижения поставленных целей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.4
Виды групповых форм психосоциальной работы с подростками асоциального поведения, их отличительные особенности и принципы реализации, сущность и содержание коммуникативного взаимодействия с подростками в групповых формах психосоциальной работы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
3.5
Социальные факторы рискового поведения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

4
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
3.6
Отношение подростков к вредным привычкам /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
3.7
Составление программы профилактики асоциального подения подростков /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
3.8
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Нормальное поведение подростка. Отклоняющееся поведение подростка.

2. Рисковое поведение подростков. Структура и механизмы рискового поведения.

3. Социальные факторы рискового поведения

4. Гендерные различия рискового поведения.

5. Этапы асоциального поведения.

6. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения.

7. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе.

8. Девиации в подростковом возрасте.

9. Подростковая делинквентность.

10. Влияние групп сверстников на асоциальное поведение подростков.

11. Детский алкоголизм. Работа по профилактике детского алкоголизма.

12. Наркомания, токсикомания. Работа по профилактике детской наркомании и токсикомании.

13. Беспризорность, безнадзорность, проституция. Работа по профилактике беспризорности и проституции.

14. Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей.

15. Особенности профилактической работы с подростками. Задачи профилактической работы.

16. Типы профилактических мероприятий: предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие подобные обстоятельства; контролирующие проводимую работу и ее эффективность.

17. Подходы профилактической работы: информационный; социально-профилактический; медико-биологический; социально-педагогический.

18. Задачи школы и других социальных организаций по профилактике асоциального поведения.

19. Особенности проведения профилактических бесед с подростками по предупреждению асоциального поведения и вредных привычек.

20. Структура программы по предупреждению и профилактике асоциального поведения и вредных привычек у подростков.

21. Цели, задачи программ по предупреждению и профилактике асоциального поведения и вредных привычек у подростков, ожидаемы результаты, стратегии и механизмы достижения поставленных целей.

22. Виды групповых форм психосоциальной работы с подростками асоциального поведения, их отличительные особенности и принципы реализации, сущность и содержание коммуникативного взаимодействия с подростками в групповых формах психосоциальной работы.

23. Сознательные и бессознательные мотивы аддиктивного поведения.

24. Проанализируйте ведущие характеристики наркотической и пищевой зависимости, их профилактику.

25. Раскройте понятия: «суицид», «суицидальная попытка», «суицидальное поведение». Структура суицидального поведения.

26. Типологии самоубийств.

27. Проанализируйте причины и техники профилактики суицидального поведения. Бессознательные и 

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
осознаваемые мотивы суицидального поведения.

28. Принцип комплексности в оказании социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности.

29. Проанализируйте цели, принципы и формы психопрофилактики отклоняющегося поведения.

30. Проанализируйте основные концептуальные модели психопрофилактики.

31. Проанализируйте психологическую интервенцию отклоняющегося поведения личности, ее задачи, формы и методы.

32. Разработайте примерную программу оказания социально-психологической помощи в отношении отдельных видов отклоняющегося поведения.

33. Проанализируйте методы и методики диагностики отклоняющегося поведения.

Контрольные задания к экзамену

1. Разработать профилактическую беседу с подростками по предупреждению и профилактике асоциального поведения и вредных привычек у подростков.

2. Составить программу по профилактике асоциального поведения среди подростков на учебный год.

 
5.2. Темы письменных работ
текущий контроль успеваемости

Задания к письменной работе

Вариант 1

1. Что предполагает нормальное поведение подростка?

2. Перечислите этапы асоциального поведения.

3. Перечислите факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения.

4. Перечислите особенности и основные причины детского алкоголизма.

5. В чем заключается профилактика асоциального поведения?

Вариант 2

1. Что предполагает отклоняющееся поведение подростка?

2. Назовите виды отклоняющегося поведения.

3. Дайте краткую характеристику семей, вызывающих асоциальное поведение детей.

4. Перечислите особенности и основные причины употребления психоактивных веществ.

5. Перечислите задачи профилактической работы с подростками по предупреждению асоциального поведения.

Вариант 3

1. Дайте определение понятия «девиация».

2. Какими факторами можно объяснить асоциальное поведение в обществе?

3. Какие стили работы школы могут способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей?

4. Перечислите особенности и основные причины беспризорности и проституции.

5. Перечислите типы профилактических мероприятий?

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Тигунцева, Г. Н.
Психология отклоняющегося поведения : учебник и практикум для вузов / Г. Н. Тигунцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00877-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511779 
Юрайт, 2023
 
Л1.2
Корнилова, Т. В. 
Подростки групп риска / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 273 с. — (Профессиональная практика). - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437415 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Клейберг, Ю. А. 
Клейберг, Ю. А.  Психология девиантного поведения : учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 287 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16487-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531152
Юрайт, 2023
 
Л2.2
Руденский, Е. В.
Психология отклоняющегося развития : учебное пособие для вузов / Е. В. Руденский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12229-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518624 : учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2023, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
А.Р. Вазиева, Р.Р. Хуснутдинова
Вазиева, А.Р. , Хуснутдинова , Р.Р. Социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения. Профилактика зависимости от психоактивных веществ и формирования жизнестойкости молодежи: [Электронный ресурс] : методическое пособие / сост. А.Р. Вазиева, Р.Р. Хуснутдинова .— - URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Социально-психолог аспекты отклоняющегося поведения_Вазиева АР, Хуснутдинова РР.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», , 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Как сигареты влияют на организм? https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=TvK4fAgVdVs
 
Э2
Новости высоких технологий #249: велосипед для майнинга и опасность игромании https://www.youtube.com/watch?time_continue=175&v=wieOZjYwgJU 
 
Э3
Химические зависимости. Алкоголизм. С.Кулаков, Г.Григорьев. https://www.youtube.com/watch?time_continue=612&v=9WIGvMpbDkY 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-118 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, оборудование для психолого-логопедических исследований.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
недостатков.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зечет является контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.