2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Психологическое сопровождение профильного обучения_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психологическое сопровождение профильного обучения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.психол.н., Доцент, Хуснутдинова Р.Р. _________________
 
 
Психологическое сопровождение профильного обучения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - сформировать знания у обучающихся по формированию психологической готовности к выбору профессии, содействии в профессиональном и личностном самоопределении школьников, а также особенности практической готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать умения применения различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся
1.4
развивать навыки выстраивания развивающих учебных ситуаций, благоприятных для развития личности и способностей ребенка
1.5
развивать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика организации волонтёрской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Практикум по методам активизации обучения
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен применять стандартные, коррекционно-развивающие методы и технологии
 
ПК-3.1: Знает: современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы; современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи; закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы
 
ПК-3.2: Умеет: проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками; оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями
 
ПК-3.3: Владеет: основами проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решения проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные особенности создания условий для личностного роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира профессионального труда; основные направления работы в психологическом сопровождении профильного обучения; методы изучения профессиональной деятельности; различные основания и способы классификации профессий; основные психологические составляющие профессиональной деятельности; роль психологических особенностей человека в трудовой деятельности; принципы и методы индивидуальной и групповой психологической диагностики профессиональных интересов и склонностей; активизирующие методы профориентационной работы с детьми и подростками;  основные факторы, влияющие на выбор профессии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ориентироваться в своей профессиональной деятельности в формах психологического сопровождения; ориентироваться в различных классификациях профессий, самостоятельно классифицировать тот или иной вид трудовой деятельности;
3.2.2
проводить индивидуальные и групповые консультации по выбору профессии с использованием современных психодиагностических методик; конструктивно взаимодействовать с педагогами, классными руководителями и представителями администрации в вопросах профориентационной работы
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками комплексного проектирования, организации и внедрения системы мероприятий, которые ориентированы помочь обучающемуся в  мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Психология профессиональной деятельности

 
1.1
Профессиональное самоопределение и его место в образовательном процессе /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
1.2
Особенности профориентационной работы с молодежью в современных условиях. Концепции профильного обучения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
1.3
Развитие представлений о труде и профессии на разных этапах развития общества /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

6
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
1.4
Основные положения и концепции профильного обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

5
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
1.5
Роль взрослых в формировании готовности детей и подростков к профессиональному самоопределению /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
1.6
Концепция профессионального самоопределения. Основные положения профильного обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 2. Основные направления работы в психологическом сопровождении профильного обучения

 
2.1
Основные направления, формы и методы профориентационной работы в условиях профильного обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

6
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
2.2
Предпрофильная подготовка как средство формирования готовности к профессиональному самоопределению. Направления, формы и методы профориентационной работы в условиях профильного обучения

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.3
Психологическая диагностика при формировании профильных групп (классов) /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
2.4
Методы профориентационной работы в условиях профильного обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.5
Определение индивидуальных особенностей личности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 3. Активизирующие методы профориентационной работы со школьниками

 
3.1
Методы и технологии профориентационной работы со школьниками /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
3.2
Технология групповой профориентационной работы с подростками: цели, задачи, условия проведения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
3.3
Игры, упражнения, тренинги как эффективное средство активизации профессионального самоопределения учащихся на уроках и внеклассных занятиях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
3.4
Мониторинг профессиональных планов и жизненных ценностей старшеклассников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.5
Экспресс-диагностика готовности к выбору профессии «Скорая помощь в выборе профессии» как начальный этап профориентационной работы /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 4. Технология комплектования профильных классов в условиях профильного обучения

 
4.1
Технология комплектования профильных классов в условиях профильного обучения. Цели и задачи комплектования профильных классов.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
4.2
Принципы, формы и методы психолого-педагогической диагностики в целях комплектования профильных классов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
4.3
Этапы отбора в профильные классы. Рекомендации по обработке и интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики в целях комплектования профильных классов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
4.4
Взаимодействие педагога и психолога по вопросам предпрофильной и профильной подготовки обучающихся /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
4.5
Работа с родителями учащихся по вопросам предпрофильной подготовки обучающихся /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
4.6
Экзамен /Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Определение понятия «самоопределение личности».

2. Подходы отечественных психологов к пониманию сущности самоопределения.

3. Структура самоопределения. Основные виды самоопределения, их взаимосвязь.

4. Сущность профессионального самоопределения.

5. Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения.

6. Типы профессионального самоопределения, основания для классификации.

7. Соотношение специфических задач профессионального самоопределения и образовательно-возрастных групп.

8. Динамика профессионального развития.

9. Закономерности профессионального развития личности.

10. Противоречия в профессиональном развитии человека.

11. Периодизации профессионального развития личности.

12. Стадии и фазы профессионального развития в периодизации Е. А.Климова.

13. Уровни и этапы профессионализма по мнению А. К. Марковой.

14. Кризисы профессионального развития.

15. Факторы могут возникновения профессиональных кризисов.

16. Нормативные профессиональные кризисы.

17. Факторы выбора профессии школьниками.

18. Индивидуальная ситуация выбора профессии.

19. Цель, функции, структура, правила оформления резюме.

20. Правила поведения на собеседовании.

21. Методы активизации профессионального самоопределения.

22. Сущность системного подхода при разработке и применении системы определения профессиональной пригодности.

23. История развития профориентационной работы за рубежом и в нашей стране.

24. Соотношение понятий «профориентация» и «профконсультация»,

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
25. «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение».

26. Периодизация развития человека как субъекта профессионального самоопределения.

27. Кризисы развития субъекта профессионального самоопределения.

28. Основные линии развития субъекта профессионального личностного самоопределения.

29. Основные стратегии профконсультирования.

30. Методика индивидуальной профконсультации в ситуации выбора профессии.

31. Структура личного профессионального плана.

32. Профессиональное самоопределение и его место в образовательном процессе.

33. Развитие представлений о труде и профессии на разных этапах развития общества.

34. Смысл профориентационной работы с молодежью в современных условиях.

35. Концепция профессионального самоопределения. Основные положения.

36. Концепции профильного обучения.

37. Роль взрослых в формировании готовности детей и подростков к профессиональному самоопределению.

38. Основные направления, формы и методы профориентационной работы в условиях профильного обучения.

39. Предпрофильная подготовка как средство формирования готовности к профессиональному самоопределению. Определение индивидуальных особенностей личности.

40. Технология групповой профориентационной работы с подростками: цели, задачи, условия проведения.

41. Экспресс-диагностика готовности к выбору профессии «Скорая помощь в выборе профессии» как начальный этап профориентационной работы. Цели, задачи, процедура проведения.

42. Игры, упражнения, тренинги как эффективное средство активизации профессионального самоопределения учащихся на уроках и внеклассных занятиях.

43. Технология комплектования профильных классов в условиях профильного обучения.

44. Цели и задачи комплектования профильных классов.

45. Взаимодействие педагога и психолога. Работа с родителями учащихся.

46. Принципы, формы и методы психолого-педагогической диагностики в целях комплектования профильных классов.

47. Этапы отбора в профильные классы. Рекомендации по обработке и интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики в целях комплектования профильных классов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Основные особенности создания условий для личностного роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира профессионального труда.

2. Основные направления работы в психологическом сопровождении профильного обучения.

3. Методы изучения профессиональной деятельности.

4. Различные основания и способы классификации профессий.

5. Основные психологические составляющие профессиональной деятельности.

6. Роль психологических особенностей человека в трудовой деятельности.

7. Принципы и методы индивидуальной и групповой психологической диагностики профессиональных интересов и склонностей.

8. Активизирующие методы профориентационной работы с детьми и подростками.

9. Основные факторы, влияющие на выбор профессии.

10. Углубленная личностно ориентированная профориентационная работа с учениками.

11. Мониторинг и своевременное устранение отклонений в развитии учеников.

12. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8-9 классы).

13. Психологическое сопровождение профильной подготовки (10 класс).

14. Профессиональное самоопределение старшеклассников.

15. Организация работы по профессиональной ориентации учеников.

16. Диагностика эффективности профильного обучения (11 класс).

17. Смысл профориентационной работы с молодежью в современных условиях.

18. Роль взрослых в формировании готовности детей и подростков к профессиональному самоопределению.

19. Определение путей взаимодействия между психологом и учащимися с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении.

20. Работа с родителями учащихся с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении.

21. Технология комплектования профильных классов в условиях профильного обучения.

22. Психологическая готовность учащихся к обучению в вузе.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
С. В. Панина, Т. А. Макаренко.
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник и практикум для  бакалавриата / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 312 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04267-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —  URL: https://www.urait.ru/bcode/510714 : Учебник и практикум
  Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мухина Т.Г.
Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54961.— ЭБС «IPRbooks», по паролю: Практико-ориентированная образовательная технология. Учебное пособие для вузов
Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2015
 
Л2.2
Пряжников, Н. С. 
Профориентология : учебник и практикум для вузов / Н. С. Пряжников. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01541-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450256: учебник и практикум для академического бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Грузд Л.В.
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие http://bibl:81/books/Рабочие программы/2016-2017_zb44_03_01 НО а1641_plz_xml_Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие  .pdf: рабочая программа
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Профильное обучение для поступления в ВУЗ https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=FgHEoN0bC_s 
 
Э2
Предпрофильная подготовка учащихся https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=K4BD8o7oIF4 
 
Э3
Сетевые формы образования при реализации предпрофильного и профильного обучения 2016-2018 годы https://www.youtube.com/watch?v=YfFGRCCThZk 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.