2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Помощь детям в кризисной ситуации_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Помощь детям в кризисной ситуации
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Хуснутдинова Р.Р. _________________
 
 
Помощь детям в кризисной ситуации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины сформировать компетенции по оказанию психологической помощи детям в кризисных ситуациях
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
сформировать представления о кризисных ситуациях
1.4
сформировать у студентов психологическую готовность к содействию для оказания психологической помощи детям в кризисных ситуациях
1.5
сформировать компетенции по основам психологической помощи детям
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика организации волонтёрской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Практикум по методам активизации обучения
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен применять стандартные, коррекционно-развивающие методы и технологии
 
ПК-3.1: Знает: современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы; современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи; закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы
 
ПК-3.2: Умеет: проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками; оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями
 
ПК-3.3: Владеет: основами проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решения проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теории кризисных ситуаций и состояний
3.1.2
специфику детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях
3.1.3
основные направления и технологии оказания помощи детям
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять основные направления психологической помощи детям в кризисных ситуациях
3.2.2
определять методы технологии психологической помощи согласно специфике кризисной ситуации
3.2.3
определять специалистов, способных помощь детям согласно специфике кризисной ситуации
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками выделения направлений психологической помощи детям в кризисных ситуациях
3.3.2
навыками определения методов и технологий психологической помощи детям в кризисных ситуациях
3.3.3
навыками определения специалистов, способных помочь детям в кризисных ситуациях
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теория кризисных ситуаций

 
1.1
Теория кризисных ситуаций и состояний /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
1.2
Теория кризисных ситуаций и состояний,Виды кризисных ситуаций и состояний, их характеристика, Профессиональная позиция психолога в психологической помощи, Взаимодействие психолога с другими специалистами в субъектами образовательного процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
1.3
Теория кризисных ситуаций и состояний,Виды кризисных ситуаций и состояний, их характеристика, Профессиональная позиция психолога в психологической помощи, Взаимодействие психолога с другими специалистами в субъектами образовательного процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 2. Психические травмы у детей

 
2.1
Понятия о психических травмах детей,экстремальных ситуациях, типах реагирования детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 3. Основные направления оказания помощи детям в кризисных ситуациях

 
3.1
Направления и методы психологической помощи детям в кризисных ситуациях /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
3.2
Направления и методы психологической помощи детям в кризисных ситуациях /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 4. Технологии оказания психологической помощи детям в кризисных и постравматических периодах

 
4.1
Работа с детьми с суицидальным риском поведения, пережившим насилие. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
4.2
Технологии психологической помощи детям в кризисных и постравматических ситуациях /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

22
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
4.3
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Понятие  «кризисные ситуации»

2. Представление об экстремальных ситуациях

3. Понятие и виды кризиса

4. Учение о стрессе

5. Психотравмирующие факторы, влияющие на возникновение реакций дезадаптации в детском и подростковом возрасте

6. Посттравматический стресс

7. Специфика психотравмы у детей

8. Неблагоприятные факторы психотравмы, связанные с детскими учреждениями

9. Неблагоприятные семейные факторы психотравмы у детей

10. Зависимость тяжести травмы от порога выносливости, психической организации ребенка и его фиксации на 

 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
травме

11. Основные проблемы неблагополучного детства (социальное сиротство, беспризорность и др)

12. Насилие как особый вид травматической ситуации у детей

13. Виды насилия над детьми

14. Протекание посттравматического стресса у детей

15. Системная семейная психотерапия

16. Семейное психологическое консультирование

17. Игровая семейная психотерапия

18. Сказкотерапия

19. Арт-терапия

20. Психодрама

21. Метод Юнгианской песочной терапии

22. Трансактный анализ  

23. Психологическая помощь детям, проживающим в условиях палаточных лагерей

24. Комплексная реабилитация детей – вынужденных переселенцев из «горячих точек»

25. Психологическая помощь семье в кризисной ситуации тяжелого заболевания ребенка

26. Принципы работы с ребенком, переживающим горе в ситуации утраты близких

27. Психологическая помощь ребенку в ситуации насилия

28. Работа с детьми, содержащими в приюте

29. Психологическая помощь детям в экстремальной ситуации

30. Психологическая помощь при суицидальном поведении в детском и подростковом возрасте

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Представление о кризисе в теории психологических систем.

2. Копинг-стратегии в ситуации кризиса.

3. Понятие «переживание» в общей психологии.

4. Эмоциональная окрашенность кризисного переживания.

5. Формы трансформации личности в кризисной ситуации.

6. Развитие представлений о психологической травме в работах З. Фрейда.

7. Психологические модели механизмов психологической травмы.

8. Особенности психологической травмы у детей.

9. Социальные последствия чрезвычайных, катастрофических событий.

10. Факторы, оказывающие влияние на последствия психологической травмы.

11. Профессиональное выгорание психологов, оказывающих кризисную помощь.

12. Супервизия как поддержка здоровья и профессионального роста психолога-консультанта.

13. Особенности психологической помощи семьям с наркозависимостью.

14. Особенности функционирования семей с хроническими больными: пути помощи.

15. Особенности переживания утраты в детском возрасте.

16. Психологические последствия ранней утраты.

17. Особенности переживания родителями утраты ребенка.

18. Механизмы психологической защиты в ситуации утраты близкого.

19. Домашнее насилие: механизмы и феноменология.

20. Виктимное поведение подростков.

21. Особенности переживания жертв в ситуации террористического акта.

22. Психологические последствия терроризма.

23. Психологическая помощь жертвам терроризма.

24. Психологическая помощь жертвам сексуального насилия.

25. Война как источник насилия.

26. Школьное насилие: механизмы и феноменология.

27. Факторы риска применения насилия по отношению к детям, обусловленные личностью родителя.

28. Психологические особенности детей в алкогольных семьях.

29. Превентивные программы по профилактике сексуального насилия над детьми.

30. Мотивы суицидального поведения у подростков.

31. Феноменология расширенного суицида: исторический экскурс и наше время.

32. Суицидальный риск в пожилом возрасте.

33. Факторы суицидальной опасности у лиц среднего возраста.

34. Тоталитарные секты современной России: обзор и характеристика.

35. Сектантство в России: исторический обзор.

36. Психологическая помощь родственникам членов сект.

37. Психотерапевтические технологии восстановления личной свободы у бывших членов сект.

38. Личность сектанта, основные характеристики.

39. Признаки измененных состояний сознания, культивируемых в сектах.

Портфолио

Составить перечень основных техник психологической помощи детям в кризисных ситуациях

 
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в ФОС дисциплины
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Одинцова, М. А.
Психология экстремальных ситуаций : учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Е. В. Самаль. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 303 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512068: Учебник и практикум
Москва: Юрайт, 2023
 
Л1.2
М. М. Решетников
Психическая травма : учебное пособие для вузов / М. М. Решетников. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 200 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05650-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515666: Учебник
Москва: Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Е. В. Филиппова [и др.]
Детская и подростковая психотерапия : учебник для вузов / Е. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией Е. В. Филипповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 432 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00349-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511157: Учебник
Москва: Юрайт, 2023
 
Л2.2
Фесенко, Ю. А.
Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, В. И. Гарбузов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 330 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07308-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516672: Учебник
Москва: Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психическая травма детей, особенности проявления и психологическая помощь. Презентация. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/97286/
 
Э2
Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции. Презентация. Режим доступа: https://ppt-online.org/427139
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов С ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.