2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Специальная психология_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Специальная психология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.психол.н., Доцент, Хуснутдинова Р.Р. _________________
 
 
Специальная психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.  

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся системы представлений и целостного понимания процесса развития детей с различными категориями дизонтогенеза.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обеспечить формирование устойчивых знаний о закономерностях психического дизонтогенеза;
1.4
познакомить обучающихся с категориальным аппаратом современной специальной психологии;
1.5
вооружить обучающихся знаниями о причинах развития и механизмах психического дизонтогенеза;
1.6
сформировать у обучающихся умения и навыки анализа психологической структуры нарушений в развитии;
1.7
познакомить с основными путями профилактики и психологической коррекции психического дизонтогенеза;
1.8
познакомить обучающихся со спецификой коррекционно – развивающей психолого-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Невропатология детского возраста
2.1.3
Психологические основы профессиональной деятельности логопеда
2.1.4
Психопатология с клиникой интеллектуальных нарушений
2.1.5
Безопасность жизнедеятельности
2.1.6
Валеология
2.1.7
Иностранный язык
2.1.8
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.9
Основы нейропсихологии и психофизиологии
2.1.10
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.11
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая  практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.6: владеет готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: знает историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального образования в жизни личности и общества
 
ОПК-2.2: знает основы методики коррекционного обучения, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: знает методику духовно-нравственного воспитания обучающихся; в том числе, с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.7: умеет применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
ОПК-6.8: владеет готовностью выстраивать личную траекторию развития обучающегося на основе принципов детерминизма, системности и развития, а их обучения и воспитания на основе принципов природосообразности, культуросообразности, непрерывности и целостности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы
3.1.2
Особенности психолого-педагогического взаимодействия
3.1.3
Основные стратегии педагогического взаимодействия
3.1.4
основные механизмы воздействия на партнера по общению
3.1.5
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
3.1.6
Основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
3.1.7
Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования
3.1.8
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
3.1.9
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
3.1.10
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
3.1.11
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
3.1.12
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
3.1.13
Основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
3.2.2
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
3.2.3
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
3.2.4
ориентироваться в современных проблемах специального образования
3.2.5
Ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
3.2.6
Адекватно и обоснованно оценивать социо-культурную ситуацию развития специального образования на современном этапе.
3.2.7
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
3.2.8
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса
3.2.9
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
3.2.10
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
3.2.11
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
3.2.12
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть:
3.3.2
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
3.3.3
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами)
3.3.4
Способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
3.3.5
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.3.6
Определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
3.3.7
Осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования
3.3.8
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
3.3.9
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ  
3.3.10
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ   
3.3.11
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
3.3.12
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ
3.3.13
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Общие вопросы специальной психологии

 
1.1
Специальная психология как отрасль психологической науки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э6

2
3
0
 
1.2
Категория развития в специальной психологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э6

2
3
0
 
1.3
Понятие аномального развития (дизонтогенез) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
3
0
 
1.4
Проблемы компенсации аномального развития /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5 Э6

2
3
0
 
1.5
Психологические параметры дизонтогенеза /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э6

4
3
0
 
1.6
Общие и специфические закономерности аномального развития. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4 Э6

6
3
0
 
 
Раздел 2. Классификация психического дизонтогенеза

 
2.1
Клинико - психологические типы дизонтогенеза /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5 Э6

2
3
0
 
2.2
Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
3
0
 
2.3
Задержанное развитие /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
3
0
 
2.4
Поврежденное развитие /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
3
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.5
Дефицитарное развитие /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

2
3
0
 
2.6
Искаженное развитие /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
3
0
 
2.7
Социализация, реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в общество /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

2
3
0
 
2.8
Дисгармоничное развитие /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4 Э6

2
3
0
 
2.9
Дети со сложными дефектами развития. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
3
0
 
 
Раздел 3. Психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушениями в развитии

 
3.1
Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

2
3
0
 
3.2
Дифференциальная диагностика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

2
3
0
 
3.3
Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности с детьми с нарушением познавательной деятельности

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

4
3
0
 
3.4
Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности с детьми с нарушениями анализаторных систем

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

6
3
0
 
3.5
Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности с детьми с РАС

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э6

6
3
0
 
3.6
Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности с детьми с ДЦП

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э6

6
3
0
 
3.7
Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности  с эмоционально-волевыми нарушениями /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4 Э6

6
3
0
 
3.8
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
1. Специальная психология как наука, ее предмет, задачи. Отрасли специальной психологии.

2. Методы специальной психологии.

3. Компенсация психических функций. Типы компенсации.

4. Л. С. Выготский о дефекте и компенсации.

5. Понятие дизонтогенеза. Классификация дизонтогенеза.

6. Психологический аспект понятия «норма психического развития». Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

7. Биологические факторы как причины возникновения дизонтогений.

8. Социальные факторы как условия возникновения нарушений развития.

9. Функциональная локализация и время поражения как психологические параметры дизонтогенеза.

10. Системное строение нарушения и нарушение межфункциональных связей как психологические параметры дизонтогенеза.

11. Основные клинические типы дизонтогенеза (Г. К. Ушаков, В. В. Ковалев; Л. Каннер, Г. Е. Сухарева, Семаго).

12. Краткая характеристика основных типов нарушения развития по В. В. Лебе¬динскому.

13. Характеристика недоразвития как типа нарушения психического развития.

14. Характеристика задержанного развития как типа нарушения.

15. Характеристика поврежденного развития как типа нарушения.

16. Характеристика дефицитарного развития как типа нарушения.

17. Характеристика искаженного развития как типа нарушения.

18. Характеристика дисгармонического развития как типа нарушения.

19. Классификация и клиника олигофрении.

20. Психолого - педагогическая характеристика детей с тяжелой умственной отсталостью.

21. Основные варианты задержки психического развития.

22. Психолого - педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

23. Органическая деменция как характерная модель поврежденного развития.

24. Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха.

25. Особенности аномального развития детей, имеющих нарушения зрения

26. Общие закономерности для нормального и аномального развития.

27. Общие закономерности для всех типов аномального развития.

28. Специфические закономерности для каждого типа нарушения психического развития.

29. Социальная адаптация детей и ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.

30. Теоретико - методологические положения диагностики нарушенного развития.

31. Принципы диагностики нарушенного развития.

32. Нейробиологические нарушения при атипиях развития.

33. Общие и специфические закономерности атипичного развития.

34. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития.

35. Взаимосвязь развития речи и других психических функций при отклонениях в развитии на основных возрастных этапах.

36. Методы исследования наглядно-действенного и наглядно-образного, вербально-логического мышления.

37. Методы исследования экспрессивной и импрессивной речи.

39. Структура психологического изучения ребенка.

40. Направления анализа анамнестических сведений

41. Этапы экспериментальной деятельности психолога и параметры оценки результатов

42. Анализ результатов обследования и написание заключения.

43. Психические симптомы проблем родителей, имеющих детей с нарушением развития, переживание кризиса, психологическая помощь.

44. Олигофрения, степени выраженности. Классификация по М.С. Певзнер.

45. Дети с задержкой психического развития, общая характеристика.

46. Дети с недостатками слуха, классификация.

47. Особенности самооценки и дружеских отношений детей с недостатками слуха.

48. Дети с недостатками зрения. Классификация.

49. Особенности психического развития детей с недостатками зрения.

50. Особенности пространственной ориентации детей с нарушениями зрения.

51. Дети с церебральными параличами, формы ДЦП.

52. Психологические особенности детей с ДЦП.

53. Особенности развития детей с недостатками слуха и зрения.

54. Виды эмоционально – волевых и поведенческих нарушений.

55. Психологическая характеристика детей с эмоционально – волевыми и поведенческими нарушениями.

56. Психологическая характеристика невротических состояний.

57. Возможности психолого-педагогической коррекции невротических состояний.

58. Возможности психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями речи.

59. Возможности психолого-педагогической коррекции детей со страхами.

60. Использование игровой и сказкотерапии в коррекции детей с нарушениями в развитии.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика письменных сообщений

1. Закономерности психического и речевого развития ребенка.

 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2. Анатомо-физиологические механизмы слухового анализатора.

3. Анатомо-физиологические механизмы зрительного анализатора.

4.Общие и специфические закономерности нарушений психического развития в детском возрасте.

5.Психология семейного воспитания детей с нарушениями в психическом развитии.

6.Причины отклонений в психическом развитии у детей и факторы их опосредующие.

7.Соотношение биологических и социальных факторов в дизонтогенезе.

8.Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке.

9.Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с нарушениями в психическом развитии.

10.Психология делинквентного поведения.

11.Проблемы социализации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии

12.Проблема реабилитации в современной клинической психологии.

13.Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями психического развития в современном обществе.

14.Творческие возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья

15.Проблема самосознания в современной специальной психологии.

16.Формирование личности в условиях различных психических расстройств.

17.Предметное содержание современной специальной психологии.

18.Патопсихология в структуре современного человекознания.

19.История становления патопсихологии в России и за рубежом.

20.Формирование различных форм деятельности у детей с отклонениями в психическом развитии.

21.Проблема социальной перцепции в патопсихологии.

22.Причины и формы школьной неуспеваемости.

23.Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.

24.Дети и подростки с нарушениями в формировании эмоционально-волевой сферы.

25.Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании.

26.Нарушения психического развития детей в условиях детского дома.

27.Кризисные переживания детей и подростков.

28.Особенности формирования защитных механизмов у детей с отклонениями в психическом развитии.

29.Нарушения психического развития детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

30.Нарушения психического развитие детей с патологией сенсорной системы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Глухов, В. П.
Специальная педагогика и специальная психология .Практикум https://biblio-online.ru/book/specialnaya-pedagogika-i-specialnaya-psihologiya-433327.
М: Юрайт, 2019
 
Л1.2
Лемех Е.А.
Основы специальной психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие. – URL: http://www.iprbookshop.ru/84880.html
ЭБС «IPRbooks», , 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Болотова, А. К.
Настольная книга практикующего психолога/ — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434074: Практическое пособие
М. : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Корсакова, Н. К.
Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09134-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437414: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психолого-педагогическая коррекция на основе АВА. Семинар. – URL: https://youtu.be/Xj2872yhvGY
 
Э2
Вебинары по направлению «Специальная психология». – URL: https://www.lomonosov.online/video
 
Э3
Специальная психология (видеолекция). -URL:   https://youtu.be/J5rb34XYma0
 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Э4
Мастер-класс "Коррекция отклоняющегося поведения". – URL: https://uchitelya.com/pedagogika/98389-korrekciya-otklonyayuschegosya-povedeniya.html
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-118 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, оборудование для психолого-логопедических исследований.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день.

С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и  на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающийся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и 

 
стр. 11
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационныевопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающийся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающийся и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающийся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающийся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающийся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающийся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающийся, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающийсяов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

м  увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.