Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.
ции
Э2 Э3 Э6
Э1 Э6
Э6
Э5 Э6
Э1 Э2 Э6
Э4 Э6
Э5 Э6
Э6
Э6
Э6
Э3 Э6
Э6
Э3 Э6
Э1 Э4 Э6
Э6
Э3 Э6
Э3 Э6
/Ср/
Э3 Э6
/Ср/
Э3 Э6
/Ср/
Э2 Э3 Э6
/Ср/
Э1 Э6
Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы для подготовки к зачету
2. Методы специальной психологии.
3. Компенсация психических функций. Типы компенсации.
4. Л. С. Выготский о дефекте и компенсации.
5. Понятие дизонтогенеза. Классификация дизонтогенеза.
6. Психологический аспект понятия «норма психического развития». Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.
7. Биологические факторы как причины возникновения дизонтогений.
8. Социальные факторы как условия возникновения нарушений развития.
9. Функциональная локализация и время поражения как психологические параметры дизонтогенеза.
10. Системное строение нарушения и нарушение межфункциональных связей как психологические параметры дизонтогенеза.
11. Основные клинические типы дизонтогенеза (Г. К. Ушаков, В. В. Ковалев; Л. Каннер, Г. Е. Сухарева, Семаго).
12. Краткая характеристика основных типов нарушения развития по В. В. Лебе¬динскому.
13. Характеристика недоразвития как типа нарушения психического развития.
14. Характеристика задержанного развития как типа нарушения.
15. Характеристика поврежденного развития как типа нарушения.
16. Характеристика дефицитарного развития как типа нарушения.
17. Характеристика искаженного развития как типа нарушения.
18. Характеристика дисгармонического развития как типа нарушения.
19. Классификация и клиника олигофрении.
20. Психолого - педагогическая характеристика детей с тяжелой умственной отсталостью.
21. Основные варианты задержки психического развития.
22. Психолого - педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
23. Органическая деменция как характерная модель поврежденного развития.
24. Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха.
25. Особенности аномального развития детей, имеющих нарушения зрения
26. Общие закономерности для нормального и аномального развития.
27. Общие закономерности для всех типов аномального развития.
28. Специфические закономерности для каждого типа нарушения психического развития.
29. Социальная адаптация детей и ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
30. Теоретико - методологические положения диагностики нарушенного развития.
31. Принципы диагностики нарушенного развития.
32. Нейробиологические нарушения при атипиях развития.
33. Общие и специфические закономерности атипичного развития.
34. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития.
35. Взаимосвязь развития речи и других психических функций при отклонениях в развитии на основных возрастных этапах.
36. Методы исследования наглядно-действенного и наглядно-образного, вербально-логического мышления.
37. Методы исследования экспрессивной и импрессивной речи.
39. Структура психологического изучения ребенка.
40. Направления анализа анамнестических сведений
41. Этапы экспериментальной деятельности психолога и параметры оценки результатов
42. Анализ результатов обследования и написание заключения.
43. Психические симптомы проблем родителей, имеющих детей с нарушением развития, переживание кризиса, психологическая помощь.
44. Олигофрения, степени выраженности. Классификация по М.С. Певзнер.
45. Дети с задержкой психического развития, общая характеристика.
46. Дети с недостатками слуха, классификация.
47. Особенности самооценки и дружеских отношений детей с недостатками слуха.
48. Дети с недостатками зрения. Классификация.
49. Особенности психического развития детей с недостатками зрения.
50. Особенности пространственной ориентации детей с нарушениями зрения.
51. Дети с церебральными параличами, формы ДЦП.
52. Психологические особенности детей с ДЦП.
53. Особенности развития детей с недостатками слуха и зрения.
54. Виды эмоционально – волевых и поведенческих нарушений.
55. Психологическая характеристика детей с эмоционально – волевыми и поведенческими нарушениями.
56. Психологическая характеристика невротических состояний.
57. Возможности психолого-педагогической коррекции невротических состояний.
58. Возможности психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями речи.
59. Возможности психолого-педагогической коррекции детей со страхами.
60. Использование игровой и сказкотерапии в коррекции детей с нарушениями в развитии.
Тематика письменных сообщений
1. Закономерности психического и речевого развития ребенка.
3. Анатомо-физиологические механизмы зрительного анализатора.
4.Общие и специфические закономерности нарушений психического развития в детском возрасте.
5.Психология семейного воспитания детей с нарушениями в психическом развитии.
6.Причины отклонений в психическом развитии у детей и факторы их опосредующие.
7.Соотношение биологических и социальных факторов в дизонтогенезе.
8.Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке.
9.Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с нарушениями в психическом развитии.
10.Психология делинквентного поведения.
11.Проблемы социализации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии
12.Проблема реабилитации в современной клинической психологии.
13.Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями психического развития в современном обществе.
14.Творческие возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья
15.Проблема самосознания в современной специальной психологии.
16.Формирование личности в условиях различных психических расстройств.
17.Предметное содержание современной специальной психологии.
18.Патопсихология в структуре современного человекознания.
19.История становления патопсихологии в России и за рубежом.
20.Формирование различных форм деятельности у детей с отклонениями в психическом развитии.
21.Проблема социальной перцепции в патопсихологии.
22.Причины и формы школьной неуспеваемости.
23.Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.
24.Дети и подростки с нарушениями в формировании эмоционально-волевой сферы.
25.Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании.
26.Нарушения психического развития детей в условиях детского дома.
27.Кризисные переживания детей и подростков.
28.Особенности формирования защитных механизмов у детей с отклонениями в психическом развитии.
29.Нарушения психического развития детей с патологией опорно-двигательного аппарата.
30.Нарушения психического развитие детей с патологией сенсорной системы.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день.
С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность . Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающийся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающийся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающийся и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающийся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающийся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающийся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающийся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающийся, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающийсяов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
м увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.