2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Учебная практика по ботанике и зоологии_Биология и География
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебная практика по ботанике и зоологии
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Географии, биологии и методик  их преподавания
Учебный план
z44.03.05  БиГ 2262.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Биология и География 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
заочная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Учебная
Тип практики
Практика по ботанике и зоологии
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
3
Продолжительность в часах/неделях
108/2 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Курс

2

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
0,5
0,5
0,5
0,5
Контактная работа
0,5
0,5
0,5
0,5
Сам. работа
103,5
103,5
103,5
103,5
Итого
108
108
108
108
 
Рабочую программу составил(и):
 
канд.биол.наук доц. Зарипова Р.С. _________________
 
  доц. Смирнова А.В. _________________
 
 
Учебная практика по ботанике и зоологии
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
z44.03.05  БиГ 2262.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Цель - закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение ими практических навыков, овладение компетенциями и опытом профессиональной деятельности
Задачи:
закрепить теоретическую подготовку и расширить практическую обучающихся по систематике растений и зоологии позвоночных животных,
способствовать развитию исследовательских умений в полевых и лабораторных условиях.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
источники информации адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению

образовательные результаты обучающихся по предмету "Биология растений", «Зоология»

способы взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

особенности морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений и животных, понимать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

Уметь:
существлять выбор источников информации адекватных поставленным задачам и соответствующих научному мировоззрению

формировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебного предмета "Биология растений", «Зоология»

организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности

систематизировать животных; работать с различными типами определителей растений и животных;  анализировать морфологические особенности растений и  животных, делать их описания,  проводить зоологические экскурсии в природу;

Владеть:
навыками выбора источников информации адекватных поставленным задачам и соответствующих научному мировоззрению

современными методиками и технологиями, в том числе и информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

приемами формирования образовательных результатов обучающихся по биологии

методами описания и определения растений и животных;  

основными методами полевых  исследований;

навыками проведения ботанических и зоологических экскурсий со школьниками.

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Анатомия и морфология растений
1
 
Введение в профессию
2
 
Геология
3
 
Зоология беспозвоночных
4
 
Картография с основами топографии
5
 
Систематика растений и грибов
6
 
Технологии цифрового образования
7
 
Учебная практика по геологии и топографии
8
 
Цитология
9
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Анатомия и морфология человека
1
 
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2
 
Ландшафтоведение
3
 
Методы исследовательской и проектной деятельности
4
 
Методы математической обработки данных
5
 
Теория и методика обучения географии
6
 
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
7
 
Учебная технологическая практика
8
 
Физиология человека и животных
9
 
Физическая география материков и океанов
10
 
Биогеография
11
 
Методический практикум
12
 
Микробиология с основами вирусологии
13
 
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
14
 
Общая экономическая и социальная география
15
 
Производственная педагогическая  практика
16
 
Производственная педагогическая практика
17
 
Учебная практика по физической, экономической и социальной географии
18
 
Физическая география России
19
 
Экономическая и социальная география России
20
 
Генетика
21
 
Геоэкология
22
 
Курсовая работа по методике обучения биологии
23
 
Общая экология
24
 
Основы экологической культуры
25
 
Производственная педагогическая практика
26
 
Производственная практика научно-исследовательская работа
27
 
Решение профессиональных задач учителя биологии
28
 
Теория эволюции
29
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
30
 
Технология организации краеведческой работы в школе
31
 
Экономическая и социальная география мира
32
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
33
 
Методы биометрии
34
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
35
 
Этногеография и география религий
36
 
Методы географических исследований
37
 
Биотехнологии
38
 
География РТ
39
 
Основы здорового образа жизни
40
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
41
 
Туризм в школе
42
 
География населения
43
 
Методы биологических исследований
44
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Курс
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный
 
1.1
Ознакомление с целями и задачами практики, методикой сбора и определения  растений и животных  /РукПр/
2
0,5
Л1.1,Л1.2,Л2.1
Э1,Э2
0,5
 
1.2
Участие в установочной конференции. Знакомство с программой практики и техникой безопасности при проведении полевых исследований. Подготовка оборудования. Распределение на бригады. Требования к оформлению полевого дневника /Ср/
2
6
Л1.1,Л1.2,Л2.1
текущий контроль успеваемости
Э2,Э3
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
Выполнение типовых исследовательских работ (групповых и индивидуальных).

Изучение морфологических признаков, свойственных ведущим семействам флоры высших растений района прохождения практики.

Составление морфологических описаний и зарисовок растений из этих семейств.

Овладение методикой сбора, гербаризации и этикетирования растений.

Определение представителей семейств по внешнему облику.

Участие в тематических зоологических экскурсиях.

Проведение наблюдений за позвоночными животными в полевых условиях.

Составление списка герпетофауны и териофауны района работ.

Изучение суточной активности птиц у гнезда.

Маршрутный учет птиц.

/Ср/

2
91
Л1.1,Л1.2,Л2.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3
 
Раздел 3. Аналитический
 
3.1
Монтировка гербария и фотоотчета.  Подготовка отчетов по индивидуальному заданию. Обобщение материалов практики, подготовка отчета по итогам практики. /Ср/
2
6,5
Л1.1,Л1.2,Л2.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3
 
3.2
Участие в итоговой конференции   с демонстрацией мультимедиа-презентации по результатам практики.

Сдача отчета по практике

/ЗачётСОц/

2
4
Л1.1,Л1.2,Л2.1
промежуточная аттестация
Э1,Э2,Э3
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Представлен отдельным документом в приложении
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный
Ознакомление с целями и задачами практики, методикой сбора и определения  растений и животных

Участие в установочной конференции. Знакомство с программой практики и техникой безопасности при проведении полевых исследований. Подготовка оборудования. Распределение на бригады. Требования к оформлению полевого дневника

текущий контроль успеваемости

 
2
Основной
Выполнение типовых исследовательских работ (групповых и индивидуальных).

Изучение морфологических признаков, свойственных ведущим семействам флоры высших растений района прохождения практики.

Составление морфологических описаний и зарисовок растений из этих семейств.

Овладение методикой сбора, гербаризации и этикетирования растений.

Определение представителей семейств по внешнему облику.

Участие в тематических зоологических экскурсиях.

Проведение наблюдений за позвоночными животными в полевых условиях.

Составление списка герпетофауны и териофауны района работ.

Изучение суточной активности птиц у гнезда.

Маршрутный учет птиц.

текущий контроль успеваемости
 
3
Аналитический
Монтировка гербария и фотоотчета.  Подготовка отчетов по индивидуальному заданию. Обобщение материалов практики, подготовка отчета по итогам практики.

Участие в итоговой конференции   с демонстрацией мультимедиа-презентации по результатам практики.

Сдача отчета по практике

текущий контроль успеваемости

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Зоология позвоночных:: теория и практика:учебно-методическое пособие / Н. В. Погодина, В. А. Коровин, О. С. Загайнова, О. С. Госькова. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 104 c. — ISBN 978-5-7996-1672-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68240.html. - , . - 
Л1.1
 
Машинская, Н. Д. Зоология позвоночных ::учебное пособие для вузов / Н. Д. Машинская, Л. А. Конева, Р. В. Опарин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12936-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476894. - , . - 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Анохина Е.В.  Зоология:: комплексное пособие для самостоятельной работ /Е. В. Анохина, Е. П. Титова, Т. К. Вялова.    Москва : Российский университет дружбы народов, 2018. — 52 c. — ISBN 978-5-209-08185-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/90998.html1.. - , . - 
Л2.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Электронная библиотека НГПУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Э1
 
Всероссийский педагогический портал [Электронный ресурс]  –http://методкабинет.рф/ 
Э2
 
Национальная электронная библиотека (НЭБ)  [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://нэб.рф/ 
Э3
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-108, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
1-105, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, учебное оборудование, лабораторные наборы, учебно-наглядные пособия.
3
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключенный между профильной организацией и Университетом. Обучающимся разрешается проходить практику в образовательных организациях по своему выбору.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.

Подготовка отчета. Общий объем отчета    30-35страниц.  Отчет составляется  на  листах  формата А4 (210 х 297 мм), иллюстрируется схемами, графиками, рисунками и брошюруется.

Титульный лист указывается название организации, выпустившей отчет, название факультета, кафедры, группы, состав бригады, фамилии, имена и отчества преподавателей, а также место и год написания отчета.

Второй лист отчета – оглавление со списком приложений.

Основное содержание - должно содержать следующие обязательные главы:

1. Введение, в котором указывается цель и задачи, содержание учебной практики по зоологии.

2. Географическое положение района.

3. Описание маршрутов: лесопарк, водоем, лес, луг

4. Заключение. Приводятся итоги работы, предлагаются основные выводы по каждому освещенному разделу.

5. Список использованной литературы. Составляется в алфавитном порядке, источникам присваиваются номера. На каждый литературный или электронный источник должна быть поставлена ссылка в соответствующем разделе в виде номера источника в квадратных скобках.

Приложение включает результаты выполнения практических заданий.

С момента прибытия и до конца пребывания на практике обучающийся обязан вести «Дневник практики», который является составной частью отчета о практике и используется при его написании. Записи в дневнике должны быть ежедневными.

В дневнике фиксируются виды работ, их объем и краткое содержание выполненной работы. Необходимо также отразить встретившиеся в работе затруднения, их характер, какие меры были приняты для их устранения, отметить недостатки в теоретической подготовке.

Дневники периодически проверяются руководителем практики, в нем делаются отметки по его ведению, качеству выполняемой обучающимся работы. В конце практики дневник должен быть подписан обучающимся.

Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – это описание и анализ пройденной практики от первого лица. Отчет о практике составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики. В отчете обобщаются результаты проделанной работы и делаются выводы и предложения по совершенствованию практики.

В процессе защиты обучающийся должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов. По результатам защиты комиссия выставляет обучающемуся зачет с оценкой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

 
Зачет по практике выставляется на основании выполненной работы и ответов на вопросы руководителя практики.

Вопросы:

1)Какими источниками информации пользовались при выполнении задач практики?

2)Каковы особенности животного мира района исследования? Назовите  типичные виды животных.

3)При изучении  каких тем в школе,  можно использовать материалы исследования?

4)Назовите правила поведения в природе.

5)Как вы оцениваете состояние своей физической подготовленности для самореализации в профессиональной деятельности?