«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Биология и География
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
образовательные результаты обучающихся по предмету "Биология растений", «Зоология»
способы взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
особенности морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений и животных, понимать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
формировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебного предмета "Биология растений", «Зоология»
организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности
систематизировать животных; работать с различными типами определителей растений и животных; анализировать морфологические особенности растений и животных, делать их описания, проводить зоологические экскурсии в природу;
современными методиками и технологиями, в том числе и информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
приемами формирования образовательных результатов обучающихся по биологии
методами описания и определения растений и животных;
основными методами полевых исследований;
навыками проведения ботанических и зоологических экскурсий со школьниками.
Изучение морфологических признаков, свойственных ведущим семействам флоры высших растений района прохождения практики.
Составление морфологических описаний и зарисовок растений из этих семейств.
Овладение методикой сбора, гербаризации и этикетирования растений.
Определение представителей семейств по внешнему облику.
Участие в тематических зоологических экскурсиях.
Проведение наблюдений за позвоночными животными в полевых условиях.
Составление списка герпетофауны и териофауны района работ.
Изучение суточной активности птиц у гнезда.
Маршрутный учет птиц.
/Ср/
Сдача отчета по практике
/ЗачётСОц/
По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.
Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:
1. Титульный лист.
2. Рабочий график (план) проведения практики.
3. Индивидуальное задание обучающегося.
Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.
4. Результаты выполненного индивидуального задания:
4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.
4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.
4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.
Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.
Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.
Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.
Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.
По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:
5 (отлично) - зачтено;
4 (хорошо) - зачтено;
3 (удовлетворительно) - зачтено;
2 (неудовлетворительно) – не зачтено.
(этапы)
Участие в установочной конференции. Знакомство с программой практики и техникой безопасности при проведении полевых исследований. Подготовка оборудования. Распределение на бригады. Требования к оформлению полевого дневника
текущий контроль успеваемости
Изучение морфологических признаков, свойственных ведущим семействам флоры высших растений района прохождения практики.
Составление морфологических описаний и зарисовок растений из этих семейств.
Овладение методикой сбора, гербаризации и этикетирования растений.
Определение представителей семейств по внешнему облику.
Участие в тематических зоологических экскурсиях.
Проведение наблюдений за позвоночными животными в полевых условиях.
Составление списка герпетофауны и териофауны района работ.
Изучение суточной активности птиц у гнезда.
Маршрутный учет птиц.
Участие в итоговой конференции с демонстрацией мультимедиа-презентации по результатам практики.
Сдача отчета по практике
промежуточная аттестация
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключенный между профильной организацией и Университетом. Обучающимся разрешается проходить практику в образовательных организациях по своему выбору.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации.
Обучающийся, проходящий практику, должен:
На организационном этапе:
присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы производственной практики;
прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
получить индивидуальное задание.
В период прохождения практики:
ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
ежедневно вести дневник практики;
соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
осуществлять взаимодействие с руководителем от профильной организации.
На заключительном этапе:
представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.
Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру.
- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;
- ответы обучающегося на вопросы по отчету;
При оценке учитываются:
содержание отчета и доклада обучающегося;
качество ответов на вопросы;
корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.
в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
Обучающийся имеет право:
на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;
пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;
на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;
на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.
Практика бакалавров проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;
- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения
При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.
Подготовка отчета. Общий объем отчета 30-35страниц. Отчет составляется на листах формата А4 (210 х 297 мм), иллюстрируется схемами, графиками, рисунками и брошюруется.
Титульный лист указывается название организации, выпустившей отчет, название факультета, кафедры, группы, состав бригады, фамилии, имена и отчества преподавателей, а также место и год написания отчета.
Второй лист отчета – оглавление со списком приложений.
Основное содержание - должно содержать следующие обязательные главы:
1. Введение, в котором указывается цель и задачи, содержание учебной практики по зоологии.
2. Географическое положение района.
3. Описание маршрутов: лесопарк, водоем, лес, луг
4. Заключение. Приводятся итоги работы, предлагаются основные выводы по каждому освещенному разделу.
5. Список использованной литературы. Составляется в алфавитном порядке, источникам присваиваются номера. На каждый литературный или электронный источник должна быть поставлена ссылка в соответствующем разделе в виде номера источника в квадратных скобках.
Приложение включает результаты выполнения практических заданий.
С момента прибытия и до конца пребывания на практике обучающийся обязан вести «Дневник практики», который является составной частью отчета о практике и используется при его написании. Записи в дневнике должны быть ежедневными.
В дневнике фиксируются виды работ, их объем и краткое содержание выполненной работы. Необходимо также отразить встретившиеся в работе затруднения, их характер, какие меры были приняты для их устранения, отметить недостатки в теоретической подготовке.
Дневники периодически проверяются руководителем практики, в нем делаются отметки по его ведению, качеству выполняемой обучающимся работы. В конце практики дневник должен быть подписан обучающимся.
Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – это описание и анализ пройденной практики от первого лица. Отчет о практике составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики. В отчете обобщаются результаты проделанной работы и делаются выводы и предложения по совершенствованию практики.
В процессе защиты обучающийся должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов. По результатам защиты комиссия выставляет обучающемуся зачет с оценкой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Вопросы:
1)Какими источниками информации пользовались при выполнении задач практики?
2)Каковы особенности животного мира района исследования? Назовите типичные виды животных.
3)При изучении каких тем в школе, можно использовать материалы исследования?
4)Назовите правила поведения в природе.
5)Как вы оцениваете состояние своей физической подготовленности для самореализации в профессиональной деятельности?