2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Производственная педагогическая практика
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная педагогическая практика
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Географии, биологии и методик  их преподавания
Учебный план
z44.03.01 Б  2162 гр..plx

44.03.01 Педагогическое образование

 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
заочная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой, Зачет с оценкой
Вид практики
Производственная
Тип практики
Педагогическая практика
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
15
Продолжительность в часах/неделях
540/10 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Курс

3

4

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
2,8
2,8
4,2
4,2
7
7
Контактная работа
2,8
2,8
4,2
4,2
7
7
Сам. работа
209,2
209,2
315,8
315,8
525
525
Итого
216
216
324
324
540
540
 
Рабочую программу составил(и):
 
канд.биол.наук доц. Зарипова Р.С. _________________
 
 
Производственная педагогическая практика
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
z44.03.01 Б  2162 гр..plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Цель- приобретение и совершенствование обучающимися практических навыков, а также опыта профессиональной деятельности учителя биологии, формирование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности бакалавра на основе моделирования и реализации педагогической работы в образовательных организациях
Задачи:
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  основного общего, среднего общего образования.
Планирование и проведение учебных занятий.
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
Овладеть умением разработки программы по развитию универсальных учебных действий.
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Формирование мотивации к обучению.
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности.
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Развитие и совершенствование теоретических знаний по дисциплинам профессионального цикла, компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей учителя биологии.
Формирование мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, осознанности социальной значимости своей будущей профессии.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1: Проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах
 
 
 
УК-2.2: Демонстрирует знание правовых норм достижения поставленной цели в сфере реализации проекта
 
 
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
 
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
 
УК-2.5: Выявляет и анализирует различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.6: Осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий
 
 
 
УК-4.7: Осуществляет выбор коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров
 
 
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.3: Умеет выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
 
 
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.3: Владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов
 
 
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Умеет использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно - педагогической деятельности
 
 
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
 
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.3: Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-1.4: Выстраивает образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
 
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
 
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
 
 
ОПК-2.4: Демонстрируем умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС.
 
 
 
ОПК-3.2: Применяет различные приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
 
 
ОПК-3.4: Применяет различные подходы к учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
 
 
ОПК-3.5: Применяет формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
 
 
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
 
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
 
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся.
 
 
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов.
 
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.3: Владеет  навыками использования принципов работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
правовые нормы достижения поставленной цели в сфере реализации проекта по предмету «Биология»;

способы решения задач в рамках цели проекта по предмету «Биология».

основы деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);

виды коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров.

способы взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей субъектов образовательного процесса.

принципы самообразования и саморазвития, тайм-менеджмента.

средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности и поддержания должного уровня физической подготовленности.

условия безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

способы  оказания первой помощи, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

санитарно-гигиенические нормы, соответствующие возрастными особенностями обучающихся.

нормативно-правовые акты в сфере образования (закон об образовании, ФГОС) и нормы профессиональной этики.

технологию использования ИКТ в образовательном процессе; содержание основных и дополнительных образовательных программ; технологию разработки программ развития универсальных учебных действий; технологию разработки планируемых результатов обучения по предмету «Биология» и системы их оценивания.

цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО;

особенности организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями по предмету «Биология»»;

приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями по предмету «Биология».

требования к образовательным результатам обучающихся в рамках учебных предметов согласно профилю подготовки Биология;

диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по биологии;

средства и методы коррекции путей достижения образовательных результатов по биологии;

основы урочной и внеурочной деятельности по учебному предмету «Биология»;

методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.

технологию использования ИКТ в образовательном процессе;  

Уметь:
реализовывать проект в соответствии с правовыми нормами достижения поставленной цели; применять способы решения задач в рамках цели проекта. - реализовывать деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) с учетом национальных и социокультурных особенностей.

осуществлять поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий

выстраивать взаимодействие с участниками образовательного процесса с учетом национальных и социокультурных 

 
особенностей.

пользоваться  рационально временными и информационными ресурсами.

применять средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности и поддержания должного уровня физической подготовленности

вести образовательный процесс с соблюдением условий безопасной жизнедеятельности и санитарно-гигиенических норм, соответствующих возрастным особенностями обучающихся, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

оказывать первую помощь, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

организовывать образовательную среду и образовательный процесс в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

применять ИКТ-технологии в образовательном процессе по предмету «Биология»; разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы по биологии;

формулировать требования к образовательным результатам обучающихся по учебному предмету «Биология»; применять диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по биологии.

определять и формулировать  цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся по биологии, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;

организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся по биологии, в том числе с особыми образовательными потребностями;

использовать приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся по биологии , в том числе с особыми образовательными потребностями

формулировать образовательные результаты обучающихся по учебному предмету «Биология»;

осуществлять отбор и применять диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по учебному предмету «Биология»

выявлять и формулировать трудности в обучении по учебному предмету «Биология»;

корректировать пути достижения образовательных результатов по биологии.

реализовывать урочную и внеурочную деятельность по биологии;

применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии в процессе урочной и внеурочной деятельности по биологии на основе специальных научных знаний.

применять ИКТ-технологии в образовательном процессе по предмету «Биология»;  

Владеть:
навыками реализации проекта по биологии   в соответствии с правовыми нормами достижения поставленной цели; навыками применения способов решения задач в рамках цели проекта

навыками ведения деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) с учетом национальных и социокультурных особенностей.

навыками поиска необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;

навыками взаимодействия с участниками образовательного процесса с учетом национальных и социокультурных особенностей.

навыками  рационального распределения временных и информационных ресурсов.

средствами и методами физической культуры, необходимыми для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности и поддержания должного уровня физической подготовленности.

навыками ведения образовательного процесса с соблюдением условий безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

навыками оказания первой помощи, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

навыками применения норм профессиональной этики и нормативно-правовых актов в сфере образования в процессе организации образовательной среды по предмету «Биология».

навыками применения ИКТ-технологии в образовательном процессе по биологии; навыками реализации основных и дополнительных образовательных программ по биологии;

навыками реализации образовательных требований к результатам обучающихся в рамках учебного предмета «Биология»;

навыками применения диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по биологии.

навыками постановки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся по биологии, в том числе обучающихся  с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО;

навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся по биологии, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

навыками использования приемов мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся по биологии, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

навыками формулировки образовательных результатов обучающихся по учебному предмету «Биология»;

навыками осуществления отбора и применения диагностических средств и форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по учебному предмету «Биологии»

навыками выявления и формулирования трудностей в обучении по учебному предмету «Биология»;

навыками коррекции путей достижения образовательных результатов по биологии.

навыками реализации урочной и внеурочной деятельности по биологии;

навыками применения методов анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии в процессе урочной и внеурочной деятельности по биологии на основе специальных научных знаний

навыками применения ИКТ-технологии в образовательном процессе по биологии

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.О
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Анатомия и морфология человека
1
 
Возрастная и педагогическая психология  
2
 
Зоология
3
 
Методы биологических  исследований
4
 
Образовательное право   
5
 
Общая и социальная психология 
6
 
Правоведение  
7
 
Психолого-педагогический практикум 
8
 
Теория и технология  воспитания   
9
 
Теория и технология обучения 
10
 
Экология
11
 
Ациклические виды спорта
12
 
Безопасность жизнедеятельности
13
 
Ботаника
14
 
Возрастная анатомия и  физиология
15
 
Иностранный язык 
16
 
История (история России, всеобщая история)
17
 
Концепции современного естествознания
18
 
Основы медицинских знаний
19
 
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность 
20
 
Русский язык и культура речи
21
 
Физическая культура и спорт
22
 
Философия  
23
 
Цитология
24
 
Циклические виды спорта
25
 
Производственная практика  по воспитательной работе
26
 
Учебная практика  по зоологии
27
 
Учебная ознакомительная практика
28
 
Учебная практика по ботанике
29
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
1
 
Основы здорового образа жизни
2
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3
 
Решение биологических задач
4
 
Производственная  преддипломная практика
5
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Курс
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный этап
 
1.1
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Получение индивидуального задания на практику. требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации.

Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка образовательной организации.

/РукПр/

3
2,8
УК-2.2,ОПК-3.5
Л1.1,Л2.1,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э3,Э5
2,8
 
Раздел 2. Ознакомительный этап
 
2.1
Знакомство с базой практики, материально-техническим и методическим обеспечением практики Распределение практикантов по классам, закрепление за учителями биологии  и классными руководителями Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя биологии /Ср/
3
9,2
УК-2.4,УК-4.7,УК-6.3,УК-8.1,ОПК-3.5
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э3,Э5
 
Раздел 3. Основной этап
 
3.1
Наблюдение, анализ уроков в прикрепленном классе; изучение методической и научно-методической литературы; разработка плана учебных занятий;  Проведение  зачетных уроков  в закрепленном классе в рамках ФГОС,  их самоанализ.

Участие во всех видах текущей работы классного руководителя.  

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предмету.

Проектирование  форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов. Проведение контрольных работ и их анализ. Сбор материала для написания методической части ВКР

Работа в кабинетах биологии.

Выполнение индивидуальных заданий

/Ср/

3
164
УК-2.2,УК-2.3,УК-2.5,УК-4.6,УК-5.3,УК-7.1,УК-8.1,УК-8.2,ОПК-1.3,ОПК-1.4,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-2.4,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.4,ОПК-3.5,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ОПК-5.4,ОПК-8.1,ОПК-8.2,ОПК-8.3,ОПК-8.5,ОПК-9.3
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 4. Аналитический этап
 
4.1
Описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы)

/Ср/

3
36
УК-2.2,УК-4.6,УК-6.3,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-2.4,ОПК-3.5,ОПК-5.1,ОПК-8.1,ОПК-8.2,ОПК-9.3
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 5. Заключительный этап
 
5.1

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике. Подведение итогов практики

/ЗачётСОц/

3
4
ОПК-3.5,ОПК-9.3
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1
промежуточная аттестация
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 6. Подготовительный этап
 
6.1
Участие в установочной конференции. Знакомство с положением по практикам ВО, содержанием РП по практике, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной  практики на промежуточной аттестации.

Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка.

/РукПр/

4
4,2
ОПК-3.5
Л1.1,Л2.1,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э3,Э5
4,2
 
Раздел 7. Ознакомительный этап
 
7.1
Знакомство с базой практики, с администрацией. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя биологии и основ безопасности жизнедеятельности, материально-технического и методического обеспечения. /Ср/
4
13,8
УК-2.1,УК-2.2,УК-2.4,УК-2.5,УК-4.6,УК-4.7,УК-5.3,УК-6.3,УК-8.1,УК-8.2,ОПК-1.3,ОПК-1.4,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-2.4,ОПК-3.1,ОПК-3.5,ОПК-5.1,ОПК-5.3,ОПК-5.4
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э2,Э3,Э5
 
Раздел 8. Основной этап
 
8.1
Работа со  школьной документацией (изучение ООП  школы,  УП и РП по биологии,  инструкции по  ведению  журнала,  в т.ч.  и электронного и  т.п.)

Посещение уроков, мастер - классов опытных учителей, специалистов.

Посещение занятий практикантов по целевой установке методиста, учителя – наставника и педагогический анализ уроков.

Разработка планов-конспектов уроков по биологии.

Самостоятельное проведение уроков по биологии Письменный самоанализ (рефлексия) самостоятельно проведенных уроков биологии.

Подбор диагностического инструментария по теме курсовой работы и проведение диагностического исследования.

Подготовка комплекта заданий для проведения промежуточной аттестации 8-10-11 классов, состоящего из: текста заданий и критериев оценивания.

/Ср/

4
280
УК-2.2,УК-2.3,УК-2.5,УК-5.3,УК-7.1,УК-8.1,УК-8.2,ОПК-1.3,ОПК-1.4,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-2.4,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.4,ОПК-3.5,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-8.1,ОПК-8.2,ОПК-8.3,ОПК-8.5,ОПК-9.3
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 9. Аналитический этап
 
9.1
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики;

оформление отчетной документации

/Ср/

4
22
УК-2.2,УК-4.6,УК-6.3,ОПК-2.2,ОПК-3.5,ОПК-8.1,ОПК-8.2,ОПК-9.3
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 10. Заключительный этап
 
10.1
Участие в итоговой конференции

Отчет по практике

/ЗачётСОц/

4
4
ОПК-3.5,ОПК-9.3
Л1.1,Л2.1,Л2.2,Л3.1
промежуточная аттестация
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный этап
УК-2.2, ОПК-3.5
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Получение индивидуального задания на практику. требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации.

Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка образовательной организации.

текущий контроль успеваемости
 
2
Ознакомительный этап
УК-2.4, УК-4.7, УК-6.3, УК-8.1, ОПК-3.5
Знакомство с базой практики, материально-техническим и методическим обеспечением практики Распределение практикантов по классам, закрепление за учителями биологии  и классными руководителями Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя биологии
текущий контроль успеваемости
 
3
Основной этап
УК-2.2, УК-2.3, УК-2.5, УК-4.6, УК-5.3, УК-7.1, УК-8.1, УК-8.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-5.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-8.5, ОПК-9.3
Наблюдение, анализ уроков в прикрепленном классе; изучение методической и научно-методической литературы; разработка плана учебных занятий;  Проведение  зачетных уроков  в закрепленном классе в рамках ФГОС,  их самоанализ.

Участие во всех видах текущей работы классного руководителя.  

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предмету.

Проектирование  форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов. Проведение контрольных работ и их анализ. Сбор материала для написания методической части ВКР

Работа в кабинетах биологии.

Выполнение индивидуальных заданий

текущий контроль успеваемости
 
4
Аналитический этап
УК-2.2, УК-4.6, УК-6.3, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-3.5, ОПК-5.1, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-9.3
Описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы)

 
5
Заключительный этап
ОПК-3.5, ОПК-9.3

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике. Подведение итогов практики

промежуточная аттестация
 
6
Подготовительный этап
ОПК-3.5
Участие в установочной конференции. Знакомство с положением по практикам ВО, содержанием РП по практике, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной  практики на промежуточной аттестации.

Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка.

текущий контроль успеваемости
 
7
Ознакомительный этап
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.4, УК-2.5, УК-4.6, УК-4.7, УК-5.3, УК-6.3, УК-8.1, УК-8.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-3.1, ОПК-3.5, ОПК-5.1, ОПК-5.3, ОПК-5.4
Знакомство с базой практики, с администрацией. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом учащихся; изучение системы работы учителя биологии и основ безопасности жизнедеятельности, материально-технического и методического обеспечения.
текущий контроль успеваемости
 
8
Основной этап
УК-2.2, УК-2.3, УК-2.5, УК-5.3, УК-7.1, УК-8.1, УК-8.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-8.5, ОПК-9.3
Работа со  школьной документацией (изучение ООП  школы,  УП и РП по биологии,  инструкции по  ведению  журнала,  в т.ч.  и электронного и  т.п.)

Посещение уроков, мастер - классов опытных учителей, специалистов.

Посещение занятий практикантов по целевой установке методиста, учителя – наставника и педагогический анализ уроков.

Разработка планов-конспектов уроков по биологии.

Самостоятельное проведение уроков по биологии Письменный самоанализ (рефлексия) самостоятельно проведенных уроков биологии.

Подбор диагностического инструментария по теме курсовой работы и проведение диагностического исследования.

Подготовка комплекта заданий для проведения промежуточной аттестации 8-10-11 классов, состоящего из: текста заданий и критериев оценивания.

текущий контроль успеваемости
 
9
Аналитический этап
УК-2.2, УК-4.6, УК-6.3, ОПК-2.2, ОПК-3.5, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-9.3
Обобщение материалов практики;

подготовка отчета по итогам практики;

оформление отчетной документации

 
10
Заключительный этап
ОПК-3.5, ОПК-9.3
Участие в итоговой конференции

Отчет по практике

промежуточная аттестация
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Арбузова, Е. Н. Методика обучения биологии:учебное пособие для вузов / Е. Н. Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06015-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473902. - Юрайт, 2021. - 
Л1.1
 
 
Дополнительная литература
 
Арбузова, ЕН. Теория и методика обучения биологии. Практикум. Схемы и таблицы ::учебное пособие для вузов / Е. Н. Арбузова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 210 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10869-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455847. - Москва,: Издательство Юрайт, 2020. - 
Л2.1
 
Зарипова Р.С. Методика обучения биологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего педагогического образования / Р. С. Зарипова, А. Р. Хасанова, С. Е. Балаян. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 94 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/49922. - , . - 
Л2.2
 
Зарипова Р.С. Биология животных:: задания  для самостоятельной работы [Электронный ресурс] : пособие / Р.С. Зарипова .— Н.Челны : НГПУ, 2017 .— 38с.. - НГПУ, 2017. - 
Л2.3
 
 
Методические разработки
 
Зарипова Р.С. Методические указания по прохождению педагогической практики:[Электронный ресурс] : направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование   профиль Биология:: учебно-методическое пособие / составитель  Р. С. Зарипова,.— Набережные Челны : НГПУ, 2021 .— 46 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/3++ методичка Произв.практика.pdf>. - НГПУ, 2021. - 
Л3.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Всероссийский педагогический портал [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://методкабинет.рф/ 
Э1
 
Национальная электронная библиотека (НЭБ)  [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://нэб.рф/ 
Э2
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок» [Электронный ресурс]   – Режим доступа: https://infourok.ru/ 
Э3
 
Российское образование: федер. образоват. портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/  
Э4
 
Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://pedsovet.su/ 
Э5
 
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://festival.1september.ru/
Э6
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-411, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
1-102б, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
3
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключенный между профильной организацией и Университетом. Обучающимся разрешается проходить практику в образовательных организациях по своему выбору.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.