2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Опасные ситуации природного характера и защита от них_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Опасные ситуации природного характера и защита от них
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Опасные ситуации природного характера и защита от них
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дать обучающимся знания об опасностях природного характера и их поражающих факторах, а также о государственной политике в области подготовки и защиты населения от этих ситуаций.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть содержание законодательных и нормативно-правовых актов в РФ;
1.4
ознакомить обучающихся  с организацией  системы защиты  населения от  чрезвычайных ситуаций природного происхождения;
1.5
изучить общие характеристики различных опасных ситуаций, их последствия;
1.6
сформировать сознательное  и ответственное отношение  к вопросам личной безопасности  и безопасности окружающей природной  среды;
1.7
ознакомить обучающихся с видами опасных ситуаций природного характера, особенностями их возникновения и проявления, выработать  алгоритм безопасного поведения  и способов защиты;  
1.8
подготовить к участию в работах по ликвидации последствий стихийных бедствий и оказанию первой медицинской помощи;
1.9
подготовить обучающихся к рациональным, эффективным, психологически и морально обоснованным действиям  в опасных ситуациях природного характера.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.2
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.3
Безопасность жизнедеятельности
2.1.4
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.5
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.6
Педагогика и психология физической культуры
2.1.7
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.8
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.9
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.10
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.11
Психолого-педагогический практикум
2.1.12
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.13
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.14
Общая и социальная психология
2.1.15
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.16
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.17
История (история России, всеобщая история)
2.1.18
Концепции современного естествознания
2.1.19
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.20
Учебная практика по физической культуре
2.1.21
Физиология человека
2.1.22
Анатомия человека
2.1.23
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.24
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.25
Философия  
2.1.26
Учебная ознакомительная практика
2.1.27
Производственная практика по воспитательной работе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.2
Система гражданской защиты населения
2.2.3
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.2.4
Основы национальной безопасности и оборона государства
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.2.5
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.6
Пожарная безопасность
2.2.7
Валеология
2.2.8
История физической культуры
2.2.9
Лечебная физическая культура
2.2.10
Международное олимпийское движение
2.2.11
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.12
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.13
Физиология спорта
2.2.14
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.2.17
Производственная педагогическая практика
2.2.18
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.19
Международное олимпийское движение
2.2.20
Спортивная медицина
2.2.21
Спортивная морфология
2.2.22
Физиология высшей нервной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Федеральные законы Российской федерации, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты о подготовке и защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
3.1.2
организацию и деятельность служб спасения на местном и Федеральном уровнях в области устранения опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
3.1.3
определения, характеристики, причины, признаки, возможные последствия, правила и способы защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разработать алгоритм безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
3.2.2
пользоваться основными способами индивидуальной и коллективной защиты жизни и здоровья при стихийных бедствиях.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поведения и обеспечения безопасности в конкретных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
3.3.2
навыками использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРИРОДНЫЙ КОМПОНЕНТ)

 
1.1
Основные понятия и определения. Человек и природа. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.2
Объективная и субъективная оценка природных ЧС  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
 
Раздел 2. ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 
2.1
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера  /Лек/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
2.2
Основные принципы и системы защиты от опасностей природного характера /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
2.3
Оценка и прогноз природного риска в России /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
2.4
Мониторинг окружающей среды /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
2.5
Ущерб от чрезвычайных ситуаций природного характера /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
 
Раздел 3. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В ЛИТОСФЕРЕ

 
3.1
Землетрясения.Основные понятия и определения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.2
Механизм происхождения землетрясений. Классификация землетрясений. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.3
Основные параметры, характеризующие землетрясения.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.4
Прогнозирование землетрясений.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.5
Мероприятия по уменьшению последствий от землетрясений.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.6
Рекомендации по поведению при землетрясении. Ликвидация последствий землетрясений /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.7
Оценка последствий катастрофических землетрясений. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.8
Оценка характера и степеней разрушения зданий

и сооружени. /Ср/

Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.9
Извержение вулканов. Основные понятия и определения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.10
Механизм возникновения вулканической деятельности. Классификация вулканов.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.11
Наиболее опасные явления, сопровождающие извержения вулканов и их последствия. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.12
Прогнозирование извержения вулканов. Мероприятия по уменьшению последствий от вулканической деятельности.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.13
Действия поражающих факторов вулканической деятельности на людей.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.14
Геологическое строение и геодинамика вулканов /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.15
Районирование областей вулканической опасности

Курило-Камчатского региона /Ср/

Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.16
Склоновые процессы.Основные понятия и определения. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.17
Механизм образования селя. Непосредственные причины зарождения селей. Классификация селевых бассейнов /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.18
Последствия селей и действие их поражающих факторов.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.19
Мероприятия по уменьшению последствий селей /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.20
Лавины. Характеристика лавин.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.21
Прогнозирование лавин и способы защиты от них /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.22
Распространение и режим лавин. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.23
География лавинных показателей /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.24
Оценка последствий схода селей и лавин /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.25
Инженерно-технические мероприятия по защите

от селей и лавин /Ср/

Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.26
Оползни. Механизм образования оползня и оползневого процесса. Классификация оползней. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.27
Факторы, влияющие на образование оползней /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.28
Прогнозирование оползней.Мероприятия по уменьшению последствия оползней.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.29
Противооползневые мероприятия  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.30
Обвалы. Механизм образования обвалов природного происхождения.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.31
Причины, способствующие возникновению обвалов. Классификация обвалов.  /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.32
Последствия обвалов и действие их поражающих факторов.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.33
Мероприятия по уменьшению последствия обвалов и снижению ущерба от них /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.34
Эрозия почв. Антропогенная эрозия почв. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.35
Изменение русел рек. Пыльные бури.Курумы. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.36
Природные пожары.Классификация природных пожаров, их причины и последствия.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.37
Предупреждение, прогнозирование и тушение природных лесных пожаров.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.38
Торфяные пожары.Профилактика возгорания торфа и борьба с торфяными пожарами. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
3.39
Рекомендации по защите населения при лесных

и торфяных пожарах /Ср/

Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.40
Варианты комплексов защитных мероприятий

при крупномасштабных пожарах /Ср/

Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
 
Раздел 4. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В АТМОСФЕРЕ

 
4.1
Бури и ураганы.Причины возникновения ветровых метеорологических явлений.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.2
Механизм зарождения ураганов и бурь. Классификация ураганов и разновидность бурь. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.3
Последствия ураганов и бурь, действие их поражающих факторов.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.4
Действия населения при возникновении ураганов и бурь.

/Ср/

Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.5
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций

в атмосфере. /Ср/

Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.6
Смерчи. Общая характеристика смерча и механизм его образования.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.7
Классификация смерчей.Последствия смерчей и их поражающих факторов.

/Пр/

Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.8
Действия населения при угрозе и во время смерча. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.9
Экстремальные осадки и снежно-ледниковые явления. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.10
Экстремальные температуры воздуха /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.11
Грозы, градобития. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.12
Гололед, пурга, снежные заносы. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.13
Туман. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.14
Космические опасности и методы их изучения. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.15
Астероиды и кометы. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
4.16
Черные дыры и космический мусор. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
 
Раздел 5. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В ГИДРОСФЕРЕ

 
5.1
Основные понятия, характеристики и описание гидрологических опасных ситуаций /Лек/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
5.2
Наводнения. Происхождение и причины наводнений.  /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
5.3
Превентивные меры при угрозе затопления населенных пунктов и территорий. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
5.4
Рекомендации по поведению при наводнениях /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
5.5
Прогнозирование наводнений. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
5.6
Морские гидрологические чрезвычайные ситуации. Классификация морских природных явлений. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
5.7
Цунами.Основные характеристики. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
5.8
Мероприятия по уменьшению последствий цунами. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
 
Раздел 6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ

 
6.1
Понятие об инфекционных заболеваниях. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
6.2
Инфекционные болезни человека. Эпидемии. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
6.3
Эпизоотии. Эпифитотии. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
 
Раздел 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ

 
7.1
Психические состояния страха и паники /Лек/
Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
7.2
Психологические особенности профессиональной

деятельности в опасных ситуациях /Пр/

Л1.1Л2.2

Э2

2
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
7.3
Психофизиологические аспекты состояния, поведения

и деятельности пострадавших в очаге чрезвычайной ситуации  /Ср/

Л1.1Л2.2

Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
7.4
Организация помощи и эвакуация населения.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
7.5
Методика подготовки и проведение занятий по защите населения в опасных ситуациях природного характера.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2

1
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
7.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

36
УК-8.3 ОПК-8.1
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1.Опасные ситуации. Основные понятия и определения, классификация (типы).

2.Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Основные положения.

3.Объективная и субъективная оценка природных опасных ситуаций

4.Землетрясения. Классификация. Принципы предупреждения землетрясений.

5.Понятие землетрясения. Две научные гипотезы происхождения землетрясений.

6.Поражающие факторы при землетрясении.

7.Характеристика землетрясений. Шкала Рихтера.

8.Характеристика землетрясений шкала МСК.

9.Прогнозирование землетрясений.

10.Правила поведения во время землетрясений.

11.Обвалы, их классификация.

12.Оползни, их классификация.

13.Меры защиты при обвалах и оползнях.

14.Сели: происхождение, классификация, меры защиты

15.Бури, ураганы, смерчи, причины возникновения. Шкала Бофорта.

16.Понятие о циклонах. Происхождение циклонов.

17.Меры обеспечения безопасности  при угрозе бурь, ураганов, смерчей.

18.Действия населения при угрозе и во время бурь, ураганов , смерчей.

19.Действия населения при возникновении цунами.

20.Наводнения. Условия возникновения. Типы и виды. Поражающие факторы.

21.Заторы и зажоры на реках. Условия возникновения и виды. Меры по предотвращению и ликвидации.

22.Нуль поста, ординар, футшток. Последствия наводнений, меры защиты

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
23.Селевые потоки. Условия возникновения и виды. Меры по предотвращению. Поражающие факторы.

24.Способы, средства и методы коллективной защиты в условиях опасных ситуаций природного характера.

25.Принципы защиты населения в ЧС. Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.

26.Снежные лавины. Основные характеристики. Прогнозирование лавин.

27.Природные пожары. Виды и характеристика. Меры защиты.

28.Цунами. Характеристика. Поражающие факторы. Меры безопасности.

29.Классификация лесных и торфяных пожаров.

30.Причины  и периоды возгорания торфа.

31.Способы тушения лесных пожаров и особенности тушения торфяных пожаров.

32.Карантинная зона и зона обсервации.

33.Дезинсекция и дезинфекция. Основное содержание и порядок проведения этих мероприятий.

34.Массовые инфекционные заболевания человека, животных, растений.

35.Эвакуация как один из способов защиты населения.

36.Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге опасной ситуации. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов с презентацией:

1. Роль государства в организации защиты населения и территорий от стихийных бедствий.

2. Основные опасности природной среды. География природного риска.

3. Чрезвычайные ситуации природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера в зависимости от причин их возникновения.

4. Система и методы прогноза землетрясений и их последствий.

5. Землетрясения. Организация защиты населения от их последствий.

6. Основные методы прогноза извержения вулканов.

7. Извержение вулканов. Организация защиты населения от их последствий.

8. Основные методы прогноза оползней и их последствий.

9. Оползни. Организация защиты населения от их последствий.

10. Основные методы прогноза селей и их последствий.

11. Обвалы. Организация защиты населения от их последствий.

12. Ураганы, бури, смерчи. Организация защиты населения от их последствий.

13. Основные методы прогноза ураганов, бурь и смерчей.

14. Наводнения. Организация защиты населения от их последствий.

15. Основные методы прогноза последствий наводнений, паводков и половодий, заторов и зажоров.

16. Морские природные явления. Организация защиты населения от их последствий.

17. Организация оперативного прогноза цунами и заблаговременного предупреждения о нем.

18. Пожары в лесах и на торфяниках. Основные элементы лесных пожаров и их характеристики.

19. Профилактика и прогнозирование лесных пожаров.

20. Организация защиты населения от природных пожаров и их последствий.

21. Психологические аспекты выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера.

22. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях природного характера.

23. Значение и роль морально-психологического фактора в чрезвычайных ситуациях.

24. Индивидуальное и коллективное восприятие ЧС.

25. Мероприятия морально-психологической подготовки, проводимые в повседневных условиях.

26. Разработка алгоритмов безопасного поведения населения (учащихся) при стихийных бедствиях геологического характера.

27. Разработка алгоритмов безопасного поведения населения (учащихся) при стихийных бедствиях метеорологического характера.

28. Разработка алгоритмов безопасного поведения населения (учащихся) при стихийных бедствиях гидрологического характера.

29. Разработка алгоритмов безопасного поведения населения (учащихся) при возникновении природных пожаров.

30. Разработка дидактических материалов (тестов и проверочных работ) по дисциплине «Опасные ситуации природного характера и защита от них».

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Опасные ситуации природного характера и защита от них"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Иванов, В.М.
Опасные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие / В. М. Иванов. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 170 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66073.html 
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ахкиямова, Г.Р.
Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие / Г. Р. Ахкиямова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 148 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49915.html 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
Л2.2
Шушлебин, И. Ф.
Чрезвычайные ситуации. Часть II. Чрезвычайные ситуации природного характера: учебное пособие / И. Ф. Шушлебин. — Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2009. — 37 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54803.html
Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2009
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научно-практический и учебно-методический журнал БЖД – URL: http://www.novtex.ru
 
Э2
Электронная библиотека по безопасности– URL: http://warning.dp.ua/lib.htm
 
Э3
Учебно- методические материалы по безопасности жизнедеятельности. –  URL:http://ele74197079.narod2.ru/Uchebno-metodicheskie_materiali
 
Э4
ОБЖ журнал МЧС России. –  URL:http://school-obz.org
 
Э5
Природные катастрофы. –  URL: http://katastrof.com.ua/
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 11
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

     Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.