(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э2
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
и сооружени. /Ср/
Э2
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2
Э2
Э2
Э2 Э3
Курило-Камчатского региона /Ср/
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2
Э2
Э2
от селей и лавин /Ср/
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2
и торфяных пожарах /Ср/
Э2
при крупномасштабных пожарах /Ср/
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2
/Ср/
Э2
в атмосфере. /Ср/
Э2
Э2 Э3
/Пр/
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2 Э3
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
деятельности в опасных ситуациях /Пр/
Э2
и деятельности пострадавших в очаге чрезвычайной ситуации /Ср/
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2
Вопросы к экзамену:
1.Опасные ситуации. Основные понятия и определения, классификация (типы).
2.Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Основные положения.
3.Объективная и субъективная оценка природных опасных ситуаций
4.Землетрясения. Классификация. Принципы предупреждения землетрясений.
5.Понятие землетрясения. Две научные гипотезы происхождения землетрясений.
6.Поражающие факторы при землетрясении.
7.Характеристика землетрясений. Шкала Рихтера.
8.Характеристика землетрясений шкала МСК.
9.Прогнозирование землетрясений.
10.Правила поведения во время землетрясений.
11.Обвалы, их классификация.
12.Оползни, их классификация.
13.Меры защиты при обвалах и оползнях.
14.Сели: происхождение, классификация, меры защиты
15.Бури, ураганы, смерчи, причины возникновения. Шкала Бофорта.
16.Понятие о циклонах. Происхождение циклонов.
17.Меры обеспечения безопасности при угрозе бурь, ураганов, смерчей.
18.Действия населения при угрозе и во время бурь, ураганов , смерчей.
19.Действия населения при возникновении цунами.
20.Наводнения. Условия возникновения. Типы и виды. Поражающие факторы.
21.Заторы и зажоры на реках. Условия возникновения и виды. Меры по предотвращению и ликвидации.
22.Нуль поста, ординар, футшток. Последствия наводнений, меры защиты
24.Способы, средства и методы коллективной защиты в условиях опасных ситуаций природного характера.
25.Принципы защиты населения в ЧС. Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.
26.Снежные лавины. Основные характеристики. Прогнозирование лавин.
27.Природные пожары. Виды и характеристика. Меры защиты.
28.Цунами. Характеристика. Поражающие факторы. Меры безопасности.
29.Классификация лесных и торфяных пожаров.
30.Причины и периоды возгорания торфа.
31.Способы тушения лесных пожаров и особенности тушения торфяных пожаров.
32.Карантинная зона и зона обсервации.
33.Дезинсекция и дезинфекция. Основное содержание и порядок проведения этих мероприятий.
34.Массовые инфекционные заболевания человека, животных, растений.
35.Эвакуация как один из способов защиты населения.
36.Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге опасной ситуации.
Темы рефератов с презентацией:
1. Роль государства в организации защиты населения и территорий от стихийных бедствий.
2. Основные опасности природной среды. География природного риска.
3. Чрезвычайные ситуации природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера в зависимости от причин их возникновения.
4. Система и методы прогноза землетрясений и их последствий.
5. Землетрясения. Организация защиты населения от их последствий.
6. Основные методы прогноза извержения вулканов.
7. Извержение вулканов. Организация защиты населения от их последствий.
8. Основные методы прогноза оползней и их последствий.
9. Оползни. Организация защиты населения от их последствий.
10. Основные методы прогноза селей и их последствий.
11. Обвалы. Организация защиты населения от их последствий.
12. Ураганы, бури, смерчи. Организация защиты населения от их последствий.
13. Основные методы прогноза ураганов, бурь и смерчей.
14. Наводнения. Организация защиты населения от их последствий.
15. Основные методы прогноза последствий наводнений, паводков и половодий, заторов и зажоров.
16. Морские природные явления. Организация защиты населения от их последствий.
17. Организация оперативного прогноза цунами и заблаговременного предупреждения о нем.
18. Пожары в лесах и на торфяниках. Основные элементы лесных пожаров и их характеристики.
19. Профилактика и прогнозирование лесных пожаров.
20. Организация защиты населения от природных пожаров и их последствий.
21. Психологические аспекты выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера.
22. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях природного характера.
23. Значение и роль морально-психологического фактора в чрезвычайных ситуациях.
24. Индивидуальное и коллективное восприятие ЧС.
25. Мероприятия морально-психологической подготовки, проводимые в повседневных условиях.
26. Разработка алгоритмов безопасного поведения населения (учащихся) при стихийных бедствиях геологического характера.
27. Разработка алгоритмов безопасного поведения населения (учащихся) при стихийных бедствиях метеорологического характера.
28. Разработка алгоритмов безопасного поведения населения (учащихся) при стихийных бедствиях гидрологического характера.
29. Разработка алгоритмов безопасного поведения населения (учащихся) при возникновении природных пожаров.
30. Разработка дидактических материалов (тестов и проверочных работ) по дисциплине «Опасные ситуации природного характера и защита от них».
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.