2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Основы нейропсихологии и психофизиологии_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы нейропсихологии и психофизиологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хасанова А.Р. _________________
 
 
Основы нейропсихологии и психофизиологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дать представление о мозге, как субстрате психических функций, его строении, функциональной организации и особенностях психической деятельности человека, сформировать у обучающихся профессиональные знания о сущности, закономерностях и тенденциях нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга, их причинах и проявлениях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование научных представлений о предмете нейропсихологии и психофизиологии, их задачах и методах, структуре и месте в системе других наук;
1.4
ознакомление обучающихся с принципами переработки информации в центральной нервной системе;
1.5
ознакомление с современными представлениями о механизмах памяти, эмоций, целевого поведения, о проблемах системной и динамической локализации функций;
1.6
овладение навыками теоретического анализа психофизиологических источников с точки зрения системного подхода;
1.7
формирование научных представлений о специфике прикладных исследований в области нейропсихологии и психофизиологии.
1.8
1.9
1.10
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Основы нейропсихологии и психофизиологии» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Невропатология детского возраста
2.2.2
Психопатология с клиникой интеллектуальных нарушений
2.2.3
Специальная психология
2.2.4
Гуманитарные основы профессиональной деятельности
2.2.5
Производственная практика (технологическая (проектно-технологическая)) (по модулю Нарушения фонационного и звукопроизносительного оформления речи)
2.2.6
Психологические основы профессиональной деятельности логопеда
2.2.7
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
2.2.8
Методология и методы научного исследования
2.2.9
Научные исследования в профессиональной деятельности
2.2.10
Проектирование коррекционно-развивающих и дополнительных образовательных программ для детей с нарушениями речи
2.2.11
Проектирование образовательных программ
2.2.12
Проектирование основных общеобразовательных программ для детей с нарушениями речи
2.2.13
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
2.2.14
Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи
2.2.15
Разработка программ логопедического консультирования
2.2.16
Специальная педагогика
2.2.17
Философия
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Производственная практика (научно-исследовательская работа)
2.2.20
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.21
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.22
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.23
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.24
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: знает законы развития личности и проявления личностных свойств
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.4: умеет использовать методики постановки цели и определения способов ее достижения
 
УК-1.2: знает алгоритм принятия решений, включая методики постановки задач, моделирования, выбора и принятия решений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
структурно-функциональную характеристику центральной нервной системы;
3.1.2
основные закономерности развития мозга как базы формирования психических процессов;
3.1.3
системы и методы физиологического изучения мозга;
3.1.4
рефлекторную деятельность мозга;
3.1.5
нейрофизиологические механизмы психики;
3.1.6
основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;
3.1.7
методы оценки свойств нервной системы;
3.1.8
закономерности переработки информации в сенсорных системах;
3.1.9
механизмы организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза;
3.1.10
причины "школьных трудностей".
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
диагностировать основные свойства нервной системы;
3.2.2
осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;
3.2.3
планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;
3.2.4
оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;
3.2.5
оценивать адекватность методов обучения;
3.2.6
создавать благоприятные условия для оптимальной жизнедеятельности растущего организма в процессе обучения и воспитания в школе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками исследования типов межполушарной асимметрии мозга;
3.3.2
методами диагностики памяти, внимания и эмоций при локальных покражениях мозга;
3.3.3
методами диагностики самочувствия и настроения, стрессоустойчивости;
3.3.4
методами организации  исследования психической деятельности человека;
3.3.5
методами диагностика причин школьной неуспеваемости.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Функциональная организация мозга 

 
1.1
Предмет и задачи нейропсихологии и психофизиологии  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
1.2
Становление центральной нервной системы. Созревание корковых зон больших полушарий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
 
Раздел 2. Основы нейропсихологии

 
2.1
История нейропсихологии детского возраста /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.4
1
0
 
2.2
Методологические основы детской нейропсихологии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ОПК-6.1 УК-1.2
1
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.3
Психофизиологические и психологические особенности развития психических функций ребенка /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ОПК-6.1 УК-1.2
1
0
 
2.4
Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2
1
0
 
2.5
Синдромы несформированности и нарушений ВПФ у детей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2
1
0
 
2.6
Нейропсихологические аспекты специфических ситуаций аномального, атипичного развития /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2
1
0
 
2.7
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ОПК-6.1 УК-1.2
1
0
 
 
Раздел 3. Наследственно закрепленные и приобретенные формы поведения 

 
3.1
Рефлексы и их классификации. Механизм выработки условного рефлекса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
3.2
Поведенческий акт по П.К. Анохину /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
3.3
Исследование безусловных рефлексов у человека /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
3.4
Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
3.5
Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
3.6
Адаптивные биологические ритмы человека и их роль во временной организации жизни /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
3.7
Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
3.8
Понятие о функциональном состоянии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
 
Раздел 4. Высшие психические функции

 
4.1
Память. Виды памяти. Мотивация как активное состояние поведения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
4.2
Эмоции: основные компоненты эмоций, функции  и классификация  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
4.3
Внимание: характеристики,виды, основные свойства /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
4.4
Изучение особенностей восприятия /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
4.5
Исследование индивидуальных особенностей памяти /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
4.6
Биологические потребности человека и их отличие от животных. Социальные и духовные потребности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
4.7
Сон: теории сна, стадии и их характеристика /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
 
Раздел 5. Особенности ВНД человека 

 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
5.1
Концепция о сигнальных системах И.П. Павлова /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5.2
Функциональная асимметрия мозга и мышления /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5.3
Сознание. Теории сознания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5.4
Методика определения функциональной асимметрии мозга /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5.5
Методики диагностики самочувствия и настроения  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5.6
Исследование утомляемости и работоспособности  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5.7
Стрессоустойчивость /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5.8
Определение величины адаптационного потенциала /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5.9
Психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5.10
Вербальный и невербальный интеллект /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5.11
Особенности функционального состояния мозга младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

3
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5.12
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-6.1 УК-1.2 УК-1.4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Предмет, задачи и методы нейропсихологии и психофизиологии.

2.Структурная организация мозга.

3.Учение о доминанте Ухтомского.

4.Основные положения рефлекторной теории Сеченова-Павлова.

5.Безусловные рефлексы и их классификации.

6.Правила образования условных рефлексов.

7.Свойства и признаки условных рефлексов. Механизмы образования условных рефлексов.

8.Классификации условных рефлексов.

9.Внешнее торможение условных рефлексов и его характеристики.

10.Внутреннее торможение условных рефлексов и его характеристики.

11.Понятие о функциональных состояниях. Индикаторы функционального состояния.

12.Континуум функциональных состояний. Физиологические основы сна.

13.Психофизиология и механизмы, состояние спокойного и активного бодрствования.

14.Регуляция функционального состояния.

15.Биологические, социальные и духовные потребности и их физиологические основы.

16.Понятие о мотивации и её физиологических основах.

17.Эмоциональное состояние школьников. Структурная основа эмоции.

18.Кодирование сенсорной информации в нервной системе.

19.Системная организация зрительного восприятия.

20.Внимание, его основные свойства, структурно-функциональная организация внимания.

21.Психофизиология памяти. Виды и структурная организация памяти.

22.Психофизиология речи (функции, мозговая организация).

23.Мышление и его физиологические основы. Вербальный и невербальный интеллект.

24.Психофизиология научения.

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
25.Психофизиологические аспекты адаптации к школе.

26.Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, недели и учебного года.

27.Типы работоспособности, их физиологические основы.

28.Понятие “школьные трудности”. Причины школьных трудностей.

29.Психофизиологические особенности познавательной деятельности младших школьников.

30.Механизмы школьных трудностей.

31.Общие принципы работы анализаторов.

32.Физиология зрительной сенсорной системы. Рецепторный аппарат. Строение сетчатки. Световая и темновая адаптация. Функции зрительного анализатора (рефракция, острота зрения, зрачковый рефлекс, аккомодация, цветовое зрение).

33.Строение и функции слуховой сенсорной системы. Биноуральный слух.

34.Строение и функции вестибулярной сенсорной системы.

35.Строение и функции двигательной и кожной сенсорной системы.

36.Строение и функции обонятельной сенсорной системы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией

1. Психо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

2. Связь психических процессов с работой головного мозга.

3. Физиологические основы мотивации и эмоций.

4. Роль нервной системы в развитии психики.

5. Речь и её влияние на формирование познавательных процессов.

6. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

7. Специфика человеческой деятельности.

8. Виды и свойства восприятия.

9. Физиологические основы внимания.

10. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

11. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.

12. Развитие воображения.

13. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления с реальностью.

14. Развитие речи и мышления.

15. Проблема нормы и патологии в развитии личности.

16. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

17. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

18. Формирование характера человека.

19. Основные направления и пути развития воли.

20. Связь эмоций с потребностями человека.

21. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.

22. Взаимоотношение детей в совместной деятельности.

23. Физиологические основы процесса восприятия.

24. Психологические последствия компьютеризации.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Новикова Е. И. ,  Алешина Л. И.,  Маринина М. Г., Федосеева С. Ю. 
Основы нейропсихологии и психофизиологии: учебное пособие / Е. И. Новикова, Л. И. Алешина, М. Г. Маринина, С. Ю. Федосеева. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. — 87 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84396.html
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Галиакберова, И. Л. 
Основы нейропсихологии:  учебное пособие / И. Л. Галиакберова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 161 c. — ISBN 978-5-905916-86-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/31946.html
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Николаева, Е. И.
Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учебник / Е. И. Николаева. — 4-е изд. — Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 623 c. — ISBN 978-5-4486-0833-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88212.html
Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Атлас анатомии человека URL: http://www.booksmed.com/anatomiya/2794-atlas-anatomii-cheloveka-bilich-tom-1.html 
 
Э2
Педагогическая библиотека URL: http://www:ptdlib.ru/
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-105 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, 

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами,    рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач.  

     Рекомендации по подготовке к зачету.

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

      Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.