(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2
/Пр/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Адаптация и помощь /Лек/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы к экзамену:
1. Дайте определение: экстремальных ситуаций; выживания, автономного существования; факторов выживания, стрессоров выживания.
2. Расскажите об особенностях психического состояния в ЧС.
3. Расскажите о боли, как стрессоре выживания.
4. Расскажите о страхе, как стрессоре выживания.
5. Расскажите о жажде, как стрессоре выживания.
6. Расскажите о холоде, как стрессоре выживания.
7. Расскажите о жаре, как стрессоре выживания.
8. Расскажите о переутомлении, как стрессоре выживания.
9. Расскажите о голоде, как стрессоре выживания.
10. Расскажите об одиночестве, как стрессоре выживания.
11. Перечислите климатогеографические зоны возможного выживания.
12. Дайте характеристику арктической зоне выживания.
13. Дайте характеристику хвойных лесов как зоне выживания.
14. Дайте характеристику широколиственных лесов как зоне выживания.
15. Дайте характеристику субтропических лесов как зоне выживания
17. Дайте характеристику степей как зоне выживания
18. Дайте характеристику пустынь как зоне выживания
19. Дайте характеристику горного климата как зоне выживания
20. Дайте характеристику особо опасных ситуаций в горах.
21. Дайте характеристику морей и океанов в жарком климате как зоне выживания
22. Дайте характеристику морей и океанов в холодном климате как зоне выживания
23. Дайте характеристику систем сигнализации ЧС.
24. Добыча и роль воды в системе выживания.
25. Добыча и роль пищи в системе выживания.
26. Опасная фауна (крупные наземные животные и хищники).
27. Опасная фауна (змеи и пиявки).
28. Опасная фауна (пауки, скорпионы, многоножки).
29. Опасная фауна (пчелы, осы, клещи).
30. Опасная фауна (обитатели морей и океанов).
31. Опасная флора.
32. Лекарственная флора.
33. Двигательная асимметрия в системе выживания.
34. Добыча огня, разведение костра, типы и устройство костров.
35. Строительство и оборудование укрытий
36. Ориентировка на местности (по компасу, по солнцу, по звездам, по луне)
37. Ориентировка на местности (по растениям и животным, по рельефу, по почве, по ветру, по снегу, по постройкам)
38. Прогнозирование погоды.
Тематика рефератов с презентацией:
1.Организованное и неорганизованное вынужденное существование: Маршрутно-квалификационные комиссии: задачи и обязанности.
2.Особенности организации, подготовки и проведения туристских походов. Материально-техническое оснащение туристского мероприятия. Личное, групповое и специальное снаряжение.
3.Топография. Классификация карт. Масштаб. Классификация топографических знаков. Масштабные и внемасштабные. Линейные, площадные, точечные. Приведите примеры.
4.Ориентирование: по компасу, карте, окружающим предметам. Классификация и принцип работы компаса.
5.Правила движения на маршруте. Виды препятствий на маршруте и их безопасное преодоление.
6.Определение и классификация болот. Правила передвижения по болоту.
7.Выживание при попадании в трясину. Помощь человеку, попавшему в болотную трясину.
8.Выживание в горах. Акклиматизация. Способы ориентирования в горах. Безопасное передвижение по горной местности.
9.Лавины: классификация лавин. Признаки лавиноопасного участка. Правила передвижения по лавиноопасному участку. Выживание в лавине.
10.Автономное выживание в холодных условиях. Способы добычи огня без спичек.
11.Способы изготовления временного укрытия в условиях холодного климата.
12.Аварийные сигналы: специализированные и самодельные.
13.Международная система подачи сигналов бедствия (кодовая и жестовая).
14.Способы очистки воды в природных условиях.
15.Способы разведения огня. Типы костров.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории,
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия нацелены на закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией(познавательные общеучебные и логические универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности обучающихся по изучаемой дисциплине. Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) проанализировать план семинарского занятия;
2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;
3) найти определения ключевых понятий;
4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;
5) решить задания теста (при их наличии);
6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.
Семинар начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. В ходе семинара предполагается свободный обмен мнениями по избранной тематике: обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара. Основная часть семинара - заслушивание сообщений обучающихся. Сообщение является самостоятельной работой, обучающимися анализируются и обобщаются публикации по заданной тематике, вырабатывается и обосновывается собственная позиции обучающегося в отношении рассматриваемой проблемы.
Рекомендации по написанию реферата с презентацией
1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.
2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.
3. Напишите реферат.
4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей), составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, решение ситуационных (профессиональных) задач.
Рекомендации по подготовке к экзамену.
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Любой вопрос при сдаче экзамена необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.