2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Способы автономного выживания_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Способы автономного выживания
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 10
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Способы автономного выживания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: создание целостного представления о будущей профессионально-педагогической деятельности и формирование системы знаний, инструктивно-методических умений и навыков, связанных со способами автономного выживания.
1.2
Задачи осовоения дисциплины:
1.3
формировать у обучающихся знания о выживании в различных ситуациях, в том числе и в условиях вынужденной автономии;
1.4
раскрыть перед обучающимися значимость оценки и способов выживания личности в изменяющихся условиях среды;
1.5
представить теоретические основы безопасного поведения в природной и техногенной среде;
1.6
развивать общую культуру, способность к творческой деятельности, умения прогнозировать, анализировать, проектировать, корректировать, оценивать;
1.7
воспитывать самостоятельность, деловитость, уверенность в собственных возможностях,
1.8
формировать у будущих специалистов культуру безопасного поведения и развивать интеллектуальный потенциал личности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.1.2
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.3
Опасные ситуации техногенного  характера и защита от них
2.1.4
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.5
Документационное обеспечение образовательного процесса
2.1.6
Социология и правовые основы физической культуры и спорта
2.1.7
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.8
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.9
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.11
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.12
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.13
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.14
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.15
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
государственный стандарт по учебному предмету и содержание образования;
 
образовательные программы в соответствии с требованиями образовательных стандартов; 
 
требования государственного стандарта и содержание образования по учебному предмету.
 
 
Уметь:
 
использовать знания учебной дисциплины при организации учебно-воспитательной работы;
 
использовать знания учебной дисциплины при организации коллективной учебно-воспитательной работы со школьниками и индивидуальной работы; 
 
использовать знания учебной дисциплины при организации коллективной учебно-воспитательной работы со школьниками и индивидуальной работы с детьми ОВЗ.
 
 
Владеть:
 
готовностью реализовывать требования государственного стандарта по учебной дисциплине;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
готовностью реализовывать требования государственного стандарта  к условиям реализации учебной дисциплины;
 
готовностью реализовывать требования государственного стандарта  к условиям и результатам освоения учебной дисциплины.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные положения об автономном существовании человека в природе;
3.1.2
особенности автономного выживания человека в различных климато-географических условиях;
3.1.3
психологические аспекты автономного выживания человека в природе;
3.1.4
способы организации питания, потребления воды и голодания в условиях автономного выживания человека в природе;
3.1.5
способы ориентирования на местности;
3.1.6
способы оказания первой медицинской помощи в условиях автономного выживания человека в природе;
3.1.7
технологию организации туристических походов;
3.1.8
методику обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ориентироваться в пространстве в времени в незнакомой местности;
3.2.2
передавать информацию о своем местонахождении в условиях вынужденной автономии;
3.2.3
оказывать первую помощь и обеспечивать самолечение в условиях автономного существования;
3.2.4
определять оптимальные варианты безопасного существования в стихийных бедствиях и катастрофах;
3.2.5
планировать, организовывать туристические походы (в том числе в экстремальных условиях);
3.2.6
обучить учащихся общеобразовательных учреждений способам и действиям в условиях автономного выживания.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками автономного выживания;
3.3.2
методикой обучения учащихся к действиям в условиях автономного выживания.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Автономное существование

 
1.1
Основы аварийного выживания в дикой природе /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1
10
0
 
1.2
Аварийные ситуации в природе, меры предупреждения и первоочередные действия

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1
10
0
 
1.3
Правила поведения в условиях автономного существования. Виды средств и способы подачи сигналов бедствия /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1
10
0
 
1.4
Ориентирование на местности. Виды табельных приборов и средств ориентирования. Приемы ориентирования /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1
10
0
 
1.5
Построение "дерева причин" /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

15
ПК-1
10
0
 
 
Раздел 2. Факторы выживания человека в дикой природе

 
2.1
Организация питания и голодания в аварийных условиях. Голодание и его переносимость.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1
10
0
 
2.2
Добыча пищи и воды в условиях автономного выживания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1
10
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.3
Особенности автономного выживания в различных климато-географических условиях.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1
10
0
 
2.4
Особенности существования в джунглях. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1
10
0
 
2.5
Выживание в лесисто-болотистой местности.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1
10
0
 
2.6
Особенности автономного выживания в арктических, субарктических зонах и в условиях зимы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1
10
0
 
2.7
Особенности выживания в пустыне.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-1
10
0
 
2.8
Особенности выживания в условиях вынужденной автономии на море /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1
10
0
 
2.9
Человек - среда обитания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

20
ПК-1
10
0
 
 
Раздел 3. Психологические аспекты автономного выживания человека в природе

 
3.1
Психологические аспекты автономного выживания человека в природе. Особенности формирования отношения к экстремальным ситуациям /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1
10
0
 
3.2
Психоэмоциональные реакции на экстремальную ситуацию.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-1
10
0
 
3.3
Психические нарушения при остро возникших жизнеопасных ситуациях.

Адаптация и помощь /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1
10
0
 
3.4
Первая медицинская помощь при заболеваниях в условиях автономного выживания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1
10
0
 
3.5
Основы выживания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

25
ПК-1
10
0
 
3.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

36
ПК-1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Дайте определение: экстремальных ситуаций; выживания, автономного существования; факторов выживания, стрессоров выживания.

2. Расскажите об особенностях психического состояния в ЧС.

3. Расскажите о боли, как стрессоре выживания.

4. Расскажите о страхе, как стрессоре выживания.

5. Расскажите о жажде, как стрессоре выживания.

6. Расскажите о холоде, как стрессоре выживания.

7. Расскажите о жаре, как стрессоре выживания.

8. Расскажите о переутомлении, как стрессоре выживания.

9. Расскажите о голоде, как стрессоре выживания.

10. Расскажите об одиночестве, как стрессоре выживания.

11. Перечислите климатогеографические зоны возможного выживания.

12. Дайте характеристику арктической зоне выживания.

13. Дайте характеристику хвойных лесов как зоне выживания.

14. Дайте характеристику широколиственных лесов как зоне выживания.

15. Дайте характеристику субтропических лесов как зоне выживания

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
16. Дайте характеристику тропических лесов как зоне выживания

17. Дайте характеристику степей как зоне выживания

18. Дайте характеристику пустынь как зоне выживания

19. Дайте характеристику горного климата как зоне выживания

20. Дайте характеристику особо опасных ситуаций в горах.

21. Дайте характеристику морей и океанов в жарком климате как зоне выживания

22. Дайте характеристику морей и океанов в холодном климате как зоне выживания

23. Дайте характеристику систем сигнализации ЧС.

24. Добыча и роль воды в системе выживания.

25. Добыча и роль пищи в системе выживания.

26. Опасная фауна (крупные наземные животные и хищники).

27. Опасная фауна (змеи и пиявки).

28. Опасная фауна (пауки, скорпионы, многоножки).

29. Опасная фауна (пчелы, осы, клещи).

30. Опасная фауна (обитатели морей и океанов).

31. Опасная флора.

32. Лекарственная флора.

33. Двигательная асимметрия в системе выживания.

34. Добыча огня, разведение костра, типы и устройство костров.

35. Строительство и оборудование укрытий

36. Ориентировка на местности (по компасу, по солнцу, по звездам, по луне)

37. Ориентировка на местности (по растениям и животным, по рельефу, по почве, по ветру, по снегу, по постройкам)

38. Прогнозирование погоды.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией:

1.Организованное и неорганизованное вынужденное существование: Маршрутно-квалификационные комиссии: задачи и обязанности.

2.Особенности организации, подготовки и проведения туристских походов. Материально-техническое оснащение туристского мероприятия. Личное, групповое и специальное снаряжение.

3.Топография. Классификация карт. Масштаб. Классификация топографических знаков. Масштабные и внемасштабные. Линейные, площадные, точечные. Приведите примеры.

4.Ориентирование: по компасу, карте, окружающим предметам. Классификация и принцип работы компаса.

5.Правила движения на маршруте. Виды препятствий на маршруте и их безопасное преодоление.

6.Определение и классификация болот. Правила передвижения по болоту.

7.Выживание при попадании в трясину. Помощь человеку, попавшему в болотную трясину.

8.Выживание в горах. Акклиматизация. Способы ориентирования в горах. Безопасное передвижение по горной местности.

9.Лавины: классификация лавин. Признаки лавиноопасного участка. Правила передвижения по лавиноопасному участку. Выживание в лавине.

10.Автономное выживание в холодных условиях. Способы добычи огня без спичек.

11.Способы изготовления временного укрытия в условиях холодного климата.

12.Аварийные сигналы: специализированные и самодельные.

13.Международная система подачи сигналов бедствия (кодовая и жестовая).

14.Способы очистки воды в природных условиях.

15.Способы разведения огня. Типы костров. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Айзман, Р.И.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи : учебное пособие / Р. И. Айзман, Л. К. Айзман, Н. В. Балиоз [и др.] ; под ред. Р. И. Айзман, С. Г. Кривощеков, И. В. Омельченко. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 463 c. — ISBN 978-5-379-02006-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65283.html 
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Айзман, Р. И.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова ; под редакцией А. Я. Тернер. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 247 c. — ISBN 978-5-379-02005-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65282.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
Л2.2
Екимова, И. А. 
Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / И. А. Екимова. — Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. — 192 c. — ISBN 978-5-4332-0031-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13876.html
Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахкиямова, Г.Р.
Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие / Г. Р. Ахкиямова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 148 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49915.html 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

   В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, 

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

   

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия   нацелены на   закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией(познавательные общеучебные и логические  универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности обучающихся по изучаемой дисциплине.  Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1) проанализировать план семинарского занятия;  

2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;

3) найти определения ключевых понятий;

4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;

5) решить задания теста (при их наличии);

6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.  

Семинар  начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику.  В ходе  семинара  предполагается  свободный обмен мнениями по избранной тематике:  обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются  намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара.  Основная часть семинара - заслушивание  сообщений обучающихся. Сообщение является   самостоятельной  работой,    обучающимися анализируются  и обобщаются  публикации по заданной тематике, вырабатывается  и обосновывается  собственная  позиции обучающегося в отношении рассматриваемой  проблемы.       

    Рекомендации по написанию реферата с презентацией

1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.

2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.

3. Напишите реферат.

4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.

  

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:  чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста,  конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,  учебно-исследовательская работа,  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:  работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:  решение задач и упражнений по образцу,  решение вариативных задач,  решение ситуационных (профессиональных) задач.

Рекомендации по подготовке к экзамену.

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Любой вопрос при сдаче экзамена необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.

    

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.