2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_География населения_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
География населения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 6
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат педагогических наук, доцент, Киямова Ания Галиакбаровна _________________
 
 
География населения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование систематизированных знаний в области  географии населения с учетом логических и содержательно-методических связей в предметной области «География» в общеобразовательной школе, готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе полученных знаний и умений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
усвоение теоретических основ географии населения как научной дисциплины;
1.4
формирование знаний о численности и воспроизводстве, структуре, факторах размещения и миграции населения;
1.5
формирование умений прогнозировать изменение половозрастной и этнической структур населения исходя из закономерностей развития демографических процессов; анализировать информацию о характере и направлениях развития основных демографических процессов в регионах России и мира в целом;
1.6
выявление актуальных этнических, межконфессиональных проблем регионов и отдельных стран зарубежного мира;
1.7
обучение приемам работы с социально-экономическими картами мира;
1.8
освоение приемов и средств формирования системы экономико-географических знаний и умений при реализации образовательных программ по географии в школе, в том числе с использованием цифровых ресурсов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Генетика
2.1.2
Геоэкология
2.1.3
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.1.4
Общая экология
2.1.5
Основы экологической культуры
2.1.6
Производственная педагогическая практика
2.1.7
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.1.8
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.1.9
Технология организации краеведческой работы в школе
2.1.10
Экономическая и социальная география мира
2.1.11
Экономическая и социальная география России
2.1.12
Биогеография
2.1.13
Методический практикум
2.1.14
Микробиология с основами вирусологии
2.1.15
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.1.16
Общая экономическая и социальная география
2.1.17
Производственная педагогическая  практика
2.1.18
Производственная педагогическая практика
2.1.19
Теория и методика обучения географии
2.1.20
Учебная практика по физической, экономической и социальной географии
2.1.21
Физиология человека и животных
2.1.22
Физическая география России
2.1.23
Анатомия и морфология человека
2.1.24
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.25
Ландшафтоведение
2.1.26
Общее землеведение
2.1.27
Педагогика
2.1.28
Учебная технологическая практика
2.1.29
Физическая география материков и океанов
2.1.30
Географические информационные системы
2.1.31
Гистология с основами эмбриологии
2.1.32
Зоология позвоночных
2.1.33
Психология
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.1.34
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.35
Учебная технологическая практика
2.1.36
Физиология растений
2.1.37
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.38
Анатомия и морфология растений
2.1.39
Геология
2.1.40
Зоология беспозвоночных
2.1.41
Картография с основами топографии
2.1.42
Систематика растений и грибов
2.1.43
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.44
Цитология
2.1.45
География РТ
2.1.46
Основы здорового образа жизни
2.1.47
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.1.48
Туризм в школе
2.1.49
Биотехнологии
2.1.50
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и термины, особенности населения мира, отдельных регионов и России, историю, логику и закономерности воспроизводства и территориальной организации населения, современные демографические проблемы, содержание школьного курса экономической и социальной географии мира, способы интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать научную литературу по географии населения мира, статистический материал, социально-экономические карты; раскрывать особенности населения мира, регионов и России; планировать развивающую учебную деятельность
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска демографической и общественно-географической информации на региональном, страновом и глобальном уровнях для решения конкретных задач в области географии населения; навыками систематизации географической информации; навыками демонстрации научных знаний в ходе педагогической  деятельности; способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Предмет, задачи, структура курса /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.2
Источники данных о населении /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
1.3
География населения в системе наук /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
 
Раздел 2. Численность и воспроизводство населения 

 
2.1
Естественное движение населения /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
2.2
Типы и режимы воспроизводства населения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
2.3
Демографическая политика  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
 
Раздел 3. Структура населения

 
3.1
Половозрастная структура населения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
3.2
Национальный и религиозный состав населения  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
3.3
Трудовые ресурсы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
 
Раздел 4. Размещение и миграция населения

 
4.1
Географические особенности размещения населения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
4.2
География миграций населения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
4.3
Типология миграций /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
 
Раздел 5. Городское и сельское население

 
5.1
Формы расселения населения. Урбанизация /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
5.2
Агломерации и мегаполисы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
5.3
Сельское расселение /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Раздел 6. География населения России

 
6.1
История формирования и особенности размещения населения России /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
6.2
Характеристиска населения России /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
6.3
Трудовые ресурсы России /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-3.1
6
0
 
6.4
/Зачёт/

4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Предмет и задачи географии населения, ее место в системе наук.

2. Источники информации о населении.

3. Динамика численности населения России и мира: современные особенности, перспектива.

4. Показатели, характеризующие размещение населения.

5. Факторы, влияющие на размещение населения (привести примеры). Особенности размещения населения в мире и России.

6. Показатели, характеризующие рождаемость населения.

7. Показатели, характеризующие смертность населения.

8. Факторы, влияющие на естественный прирост населения, и показатели, его измеряющие. Основные типы воспроизводства населения.

9. Показатели, характеризующие демографическую структуру населения.

10. Понятие о демографической ситуации и демографической политике.

11. Особенности современной демографической ситуации в регионах мира.

12. Основные черты демографических процессов в России.

13. Современная демографическая ситуация в России: общие черты, территориальная дифференциация.

14. Показатели, характеризующие миграции населения.

15. Причины миграций населения. Основные миграционные потоки в мире.

16. География миграций населения России.

17. Этнические процессы и этнические общности людей.

18. Этнолингвистическая классификация народов мира. Важнейшие семьи и группы языков, их география.

19. Этническая структура населения в различных странах мира.

20. Национальный состав населения России: региональные различия.

21. Особенности этнических процессов в современной России.

22. География религий в России.

23. Основные формы расселения в современном мире. Факторы, определяющие характер и рисунок расселения (привести примеры).

24. Урбанизация и ее общественное значение. Критерии выделения городских поселений в России. Типология и классификация городских поселений России.

25. Новейшие тенденции урбанизации в мире.

26. Агломерации, мегалополисы: положительные и отрицательные аспекты функционирования, пути решения существующих противоречий развития.

27. Функциональная типология сельских поселений России,

28. Зональные черты и проблемы сельского расселения России.

29. Трудовые ресурсы: понятие, основные показатели их характеризующие.

30. Занятость и география безработицы в России.

Задание: разработать и представить план проекта по изучению населения своей местности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная  работа

Тема: Численность и воспроизводство населения

1. Какова численность населения мира?

2. Что понимают под воспроизводством населения мира? Каковы социально- экономические последствия I и II типов воспроизводства населения?

3. Дать сравнительную характеристику двух типов воспроизводства населения.

4. Приведите примеры стран с высоким, средним, низким, очень низким естественным приростом.

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
5. Раскройте демографическую политику в различных странах мира. 
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении РПД "География населения"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А.А. Анохин, Д.В. Житин
География населения с основами демографии: учебник для вузов / А. А. Анохин, Д. В. Житин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03724-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489592
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Каледин, Н.В., Михеева Н.М.
Регионы и страны мира : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.] ; под редакцией Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 428 с. — ISBN 978-5-534-03139-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/geografiya-mira-v-3-t-tom-3-regiony-i-strany-mira-434308
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г.
Практикум по экономической и социальной географии зарубежных стран : учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова. – Набережные Челны, 2019. – 54 с. 
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Географический портал "Планета Земля  - URL: http://www.rgo.ru 
 
Э2
Географические карты - URL: http:// hhttp:// www.portalschool.ru/links
 
Э3
Естественно-научный образовательный портал. - URL: http://www.en.edu.ru
 
Э4
Страны мира. - URL: ttp://www.beyondspaceandtime.org
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические рекомендации к практическим занятиям.

В ходе подготовки к к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая (лабораторная) работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.При выполнении практический заданий следует изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой. При подготовке к занятиям необходимо пользоваться поисковыми системами, представленными Интернет-ресурсами. Профили, графики, контурные карты, проверенные контрольные работы и т.д. следует вклеивать в тетрадь к соответствующим разделам.  Часть заданий выполняется на контурных картах. Каждая контурная карта оформляется по единому образцу: название, отражающее ее 

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
содержание; источники, по которым выполнена работа; условные знаки; надписи на карте. Все надписи необходимо делать чертежным шрифтом.

При выполнении  практических занятий по курсу «Экономическая и социальная  география зарубежных стран» необходимо пользоваться учебниками и учебными пособиями по данной дисциплине для вузов, атласами и настенными картами. В процессе работы над курсом необходимо прорабатывать дополнительную литературу, знакомиться с периодическими и местными изданиями, научно-популярной литературой по географии.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняетсяобучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работыобучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.