2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен 
самостоятельная работа
97
аудиторные занятия
2
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Итого ауд.
2
2
2
2
Кoнтактная рабoта
2
2
2
2
Сам. работа
97
97
97
97
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н, доц., Зарипова Р.С. _________________
 
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью государственного экзамена  является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), профессиональному стандарту педагога, основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО), разработанной в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биологические основы сельского хозяйства
2.1.2
Биохимия
2.1.3
Внеучебная деятельность по биологии
2.1.4
Генетика
2.1.5
Курсовая работа по  биологии
2.1.6
Методика выполнения заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по биологии
2.1.7
Микробиология
2.1.8
Производственная практика. Педагогическая практика
2.1.9
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.10
Учебная практика. Практика  по основам сельского хозяйства
2.1.11
Физиология растений
2.1.12
Физиология человека
2.1.13
Функциональная диагностика
2.1.14
Биогеография
2.1.15
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.1.16
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.17
Комплексная подготовка вожатых к работе в организациях отдыха детей и их оздоровления
2.1.18
Методика обучения биологии
2.1.19
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.20
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.21
Основы школьной гигиены
2.1.22
Основы экологической культуры
2.1.23
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.24
Производственная практика. Летняя   педагогическая практика
2.1.25
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.26
Учебная практика. Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.27
Экономика
2.1.28
Анатомия и морфология человека
2.1.29
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.30
Зоология
2.1.31
Методы биологических  исследований
2.1.32
Образовательное право   
2.1.33
Общая и социальная психология
2.1.34
Правоведение  
2.1.35
Производственная практика. Практика  по воспитательной работе
2.1.36
Психолого-педагогический практикум
2.1.37
Теория и технология  воспитания   
2.1.38
Теория и технология обучения
2.1.39
Учебная практика. Практика  по зоологии
2.1.40
Экология
2.1.41
Ациклические виды спорта
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
2.1.42
Безопасность жизнедеятельности
2.1.43
Ботаника
2.1.44
Возрастная анатомия и  физиология
2.1.45
Иностранный язык
2.1.46
История (история России, всеобщая история)
2.1.47
Концепции современного естествознания
2.1.48
Основы медицинских знаний
2.1.49
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.50
Русский язык и культура речи
2.1.51
Учебная практика. Ознакомительная практика
2.1.52
Учебная практика. Практика  по ботанике
2.1.53
Физическая культура и спорт
2.1.54
Философия  
2.1.55
Цитология
2.1.56
Биотехнологии
2.1.57
Гистология
2.1.58
Производственная педагогическая практика
2.1.59
Учебная практика по основам сельского хозяйства
2.1.60
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.61
Самоуправление в детско-юношеских организациях
2.1.62
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.63
Основы биометрии
2.1.64
Производственная практика  по воспитательной работе
2.1.65
Учебная практика  по зоологии
2.1.66
Учебная ознакомительная практика
2.1.67
Учебная практика по ботанике
2.1.68
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Биология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Биология"
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.3: Применяет психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.2: Демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
 
ОПК-6.1: Демонстрирует знания психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов.
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся.
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Применяет различные приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС.
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
ОПК-2.4: Демонстрируем умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.4: Выстраивает образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
ОПК-1.2: Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
ОПК-1.1: Демонстрирует знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики
 
ОПК-1.3: Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.2: Демонстрирует необходимый уровень физических кондиций для самореализации в профессиональной деятельности
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
УК-5.3: Умеет выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
УК-5.2: Соблюдает требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.4: Осуществляет выбор стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией людей (в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому и религиозному признаку, по принадлежности к социальному классу)
 
УК-3.3: Осуществляет обмен информацией с другими членами команды, осуществляет презентацию результатов работы команды
 
УК-3.2: Планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Знает принципы работы современных информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Умеет использовать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
 
 
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
 
УК-10.1: Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней
 
 
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-9.2: Применяет методы личного экономического и финансового моделирования для достижения поставленных целей и привлечения кредитных ресурсов, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом)
 
УК-9.1: Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
 
3.2
Уметь:
 
 
3.3
Владеть:
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Подготовка к государственному экзамену

 
1.1
Обзорная лекция /Лек/
Л1.3 Л1.4

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
1.2
Ознакомление с программой госэкзамена, с литературой, нормативными документами, подготовка к экзамену /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2

97
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-4.1 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-2.4 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-1.4 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-7.2 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-9.1 ОПК-9.2 УК-10.1 УК-9.1 УК-9.2
5
0
 
1.3
/Экзамен/

9
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень заданий для оценки результатов освоения образовательной программы на государственном экзамене

1.Познакомьтесь с трудовыми действиями, которые установлены в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в разных функциях. По каждой функции определите 3 наиболее важных для Вас трудовых действия (поясните свой выбор).

2.Познакомьтесь с трудовыми действиями, которые установлены в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в разных функциях. По каждой функции определите 3 трудовых действия, в которых Вы обладаете наибольшей компетентностью.

3.Познакомьтесь с трудовыми действиями, которые установлены в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в разных функциях. По каждой функции определите от 1 до 3-х действий, в реализации которых Вы испытываете наибольшие затруднения (имеете дефициты) – поясните, в чем конкретно эти затруднения состоят.

4.Предложите конкретные приемы мотивирования обучающихся к изучению биологии в рамках перечисленных способов. Определите тему занятия и возраст учащихся (класс). Опишите содержание мотивационного приема (текст загадки, цитату, символ, иллюстрацию, материальный предмет, видеофрагмент, текст, сценарий игры, ситуация, путешествие, графический образ, притчу).

5.Сформулируйте 2-3 утверждения для организации дебатов на уроке биологии.

6.Назовите аргументы в поддержку и аргументы против использования дискуссий при изучении теории эволюции..

7.Предложите не менее трех вариантов проведения рефлексии разных видов на занятиях по курсу биологии

8.Опишите   ситуации, которые могли бы стать основой для составления кейса по биологии.. В каждом кейсе 

 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
сформулируйте ключевую проблему, назовите 3-5 базовых понятия, назовите не менее 2-х фактов  по  рассматриваемой проблеме, поставьте не менее 3-х вопросов, предложите   альтернативные решения  при сложившейся   ситуации, определив достоинства и риски каждого из них.

9.Определите дополнительные функции учителя, осуществляющего обучение и сопровождение образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями.

10.Определите и обоснуйте основные трудности, возникающие при осуществлении инклюзии в школе со стороны учителя.

11.Разработайте для предложенной темы урока элементы технологической карты: цель урока, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные).

12.Разработайте план-конспект урока биологии с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.

13.Назовите основные правила поведения при оказании первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях, признаки жизни и смерти.

14.Окажите первую помощь пострадавшему с артериальным кровотечением из бедренной артерии (выполняется на тренажере)

15.Окажите  первую помощь человеку в состоянии клинической смерти после отравления продуктами горения (выполняется на тренажере).

16.Составьте тематический план по биологии на учебный год (для определенного класса).

17.Проведите анализ учебника биологии, используя следующие вопросы:

I.Автор, название, год издания учебника.

II.Структура учебника.

III.Содержание отдельных пунктов учебника:

а) соответствует ли содержание и объем материала «Обязательному минимуму содержания

образования по биологии»;

б) ставятся ли автором вопросы для самоконтроля; приведите пример;

IV. Проведите анализ задания учебника:

а) достаточно ли заданий для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;

б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;

в) соответствует ли содержание заданий цели и задачам воспитания учащихся;

г) имеются ли задания с занимательным и историческим содержанием?

V. Оцените доступность языка изложения содержания учебного материала; его убедительность; красочность; простоту и т.п. Приведите примеры.

VI. Включен ли учебник в список рекомендованных Министерством образования и науки?

VII. Есть ли материал для внеклассной работы?

VIII. Реализованы ли в учебнике межпредметные связи курса биологии? Приведите пример.

 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кабанов, Н. А. 
Анатомия человека : учебник для вузов / Н. А. Кабанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 464 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09075-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427567
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Алферова, Г. А. 
Генетика: учебник для академического бакалавриата / под редакцией Г. А. Алферовой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 200 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07420-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434370 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Осипова, Л. А
Генетика в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / Л. А. Осипова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 243 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07721-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434577 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.4
Кустов, С. Ю. 
Зоология беспозвоночных : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.5
Машинская, Н. Д. 
Зоология позвоночных : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л1.6
Ленченко, Е. М.  
Цитология, гистология и эмбриология:  учебник для вузов / Е. М. Ленченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 355 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08185-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453011
Москва : Издательство Юрайт , 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Григорьева, Е. В.
Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11443-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494027
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Жуйкова, Т. В.  
Ботаника: анатомия и морфология растений: Практикум : учебное пособие для вузов / Т. В. Жуйкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05343-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453994
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)