2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Археология_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Археология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
экзамен 2 зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
106
аудиторные занятия
74
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18 4/6
13 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
12
12
30
30
Практические
18
18
26
26
44
44
Итого ауд.
36
36
38
38
74
74
Кoнтактная рабoта
36
36
38
38
74
74
Сам. работа
72
72
34
34
106
106
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Нигамаев А.З. _________________
 
 
Археология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся на основе археологических источников системы знаний и представлений о возникновении и развитии человечества, его материальной и духовной культуры,с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России" и "Всеобщая история" и задач по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучать основные понятия археологической науки, методы археологического исследования и особенностей развития человеческого общества и человека в различные периоды истории в археологическом аспекте;
1.4
формировать умения осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в области археологии в рамках научного мировоззрения;
1.5
формировать умения применять полученные знания на практике, в том числе для проведения археологических исследований;
1.6
соблюдать требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний археологией;
1.7
понимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
1.8
осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применить системный подход для решения поставленных задач;
1.9
применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Археология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования («История», «Мировая художественная культура», «Обществознание»).
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.2.2
История средних веков
2.2.3
Источниковедение
2.2.4
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.2.5
Педагогика
2.2.6
Архивоведение
2.2.7
Учебная архивная практика
2.2.8
Учебная технологическая практика
2.2.9
Философия  
2.2.10
Методика обучения истории
2.2.11
Новая история стран Европы и Америки
2.2.12
Учебная технологическая практика
2.2.13
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.14
Курсовая работа по истории России
2.2.15
Историография
2.2.16
История философии
2.2.17
Культурология
2.2.18
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.19
Производственная педагогическая  практика
2.2.20
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.2.21
Производственная педагогическая практика
2.2.22
Социология
2.2.23
Учебная музейная практика
2.2.24
Курсовая работа по обществознанию
2.2.25
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.26
Политология
2.2.27
Правоведение
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2.28
Производственная педагогическая практика
2.2.29
Экономика
2.2.30
Этика
2.2.31
Религиоведение
2.2.32
История зарубежной литературы XIX-XX в.
2.2.33
Литература древней и средневековой Руси
2.2.34
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.35
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.36
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
2.2.37
Музееведение
2.2.38
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
2.2.39
История русской литературы XIX-XX в.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
мировоззренческие принципы основных концепций исторического процесса, их связь с идейно-политическими течениями общественной мысли;
3.1.2
основные направления, проблемы, концепции и методы археологических исследований;
3.1.3
основные типы и виды археологических источников;
3.1.4
археологическую терминологию;
3.1.5
основные механизмы культурно-исторических связей народов мира в древности и в средние века;
3.1.6
виды и методы полевых археологических работ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать археологические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
3.2.2
выявлять общие черты и различия археологических культур, а также сравниваемых археологических процессов и событий;
3.2.3
анализировать научную литературу по археологии на основе известных методологических подходов;
3.2.4
осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения путём внешней и внутренней критики источника;
3.2.5
осуществлять отбор учебного материала, проводить аргументированные исторические аналогии, обобщать исторические факты, применять полученные знания в профессиональной деятельности
3.2.6
использовать полученные знания для комплексного анализа важнейших процессов, явлений и событий всеобщей истории
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами археологических (полевых, лабораторных) исследований;
3.3.2
технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по археологии;
3.3.3
опытом деятельности самостоятельного осуществления поиска информации в области археологии;
3.3.4
опытом работы с картографическими и информационными источниками;
3.3.5
опытом в применении полученных знаний на практике;
3.3.6
навыками самостоятельного научного поиска и анализа информации в рамках учебной дисциплины, методами научно-педагогического исследования в предметной области;
3.3.7
приемами проектирования различных форм учебных и внеурочных занятий с использованием археологических находок;
3.3.8
методами использования знаний по археологии в педагогической деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Археология как наука

 
1.1
Предмет, источники, задачи и методы археологии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Археологические понятия /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Полевые археологические исследования /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Методы разведки и раскопок /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.5
Археология раннего металла /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Археологическая периодизация /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.7
Исторические и археологическая периодизации /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.8
/Ср/
Л1.1Л2.1

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.9
/Ср/
Л1.1Л2.1

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.10
/Ср/
Л1.1Л2.1

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Археология каменного века

 
2.1
Антропоген и великое оледенение Европы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
2.2
Эпохи олдувай и ашель /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
2.3
Эпоха мустье /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
2.4
Верхний палеолит и его достижения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
2.5
Мезолит и его культуры /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
2.6
Неолит и "неолитическая революция" /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
2.7
Неолитические культуры юга /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
2.8
Неолит Татарстана /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
2.9
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
2.10
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
2.11
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
2.12
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

0
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3. Археология раннего металла

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.1
Энеолит и его открытия /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
3.2
Энеолитические культуры степной и лесной зон /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
3.3
Энеолит лесной зоны /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
3.4
Бронзовый век /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
3.5
Бронзовый век степей и Татарстана /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
3.6
Бронзовый век лесной зоны /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 4. Археология железного века

 
4.1
Ранний железный век /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.2
Ранний железный век степей: киммерийцы, скифы, савроматы и сарматы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.3
Ранний железный век Причерноморья /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.4
Салтово-маяцкая культура и раннеболгарские памятники Среднего Поволжья /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.5
Культуры I тысячелетия Волго-Уральского региона /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.6
Памятники эпохи Великого переселения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.7
Археология Волжской Болгарии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.8
Археология древнерусских городов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.9
Археология железного века /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
4.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

36
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

1 семестр

Вопросы и задание к зачету

1.Предмет, источники, задачи и методы археологии.

2.Археологические понятия.

3.Полевые археологические исследования. Методы разведки.

4.Полевые археологические исследования. Методы раскопок.

5.Археологическая периодизация.

6.Археологическая хронология.Открытые и закрытые комплексы.

7.Эволюционный типологический ряд.

8.История зарубежной археологии.

9.История отечественной археологии.

10.Антропогенез.

11.Великое оледенение Европы.

12.Эпоха олдувай.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
13.Эпоха ашель.

14.Эпоха мустье.

15.Верхний палеолит и его достижения.

16.Культура палеолита.

17.Мезолит и его особенности.

18.Культура мезолита.

19.Неолит и «неолитическая революция».

20.Неолитические зоны и культуры неолита.

22.Неолит лесной полосы и Татарстана.

23.Неолит Урала и Сибири.

24.Век ранних металлов.

25.Культура неолита.

26.Неолит Восточной Сибири и Дальнего Востока.

27.Неолитические культуры зарубежной Европы.

28.Современные археологические открытия.

29.Археология Прикамья.

30.Памятники каменного века Прикамья.

Задание: разработать квест для школьников по археологии края.

2 семестр

Вопросы и задание к экзамену

1.Предмет, задачи, источники и методы археологии.

2.Археологические понятия.

3.Полевые археологические исследования. Методы разведки.

4.История зарубежной археологии.

5.История отечественной археологии.

6.Археологическая периодизация.

7.Энеолит и его открытия.

8.Энеолитические культуры степной зоны.

9.Энеолит Кавказа и Средней Азии.

10.Энеолитические культуры лесной зоны.

11.Энеолитические культуры Татарстана.

12.Энеолит и его открытия.

13.Энеолитические культуры юга и Татарстана.

14.Бронзовый век и его достижения.

15.Бронзовый век степей.

16.Бронзовый век Татарстана.

17.Ранний железный век: хронология, этапы и открытия.

18.Керамика Волжской Болгарии.

19.Культура скифов.

20.Савроматы и сарматы в степях Восточной Европы.

21.Ананьинская и пьяноборская культуры на территории Среднего Поволжья и Прикамья.

22.Культуры I тысячелетия на территории Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья.

23.Культуры угров на территории Прикамья.

24.Салтово-маяцкая культура и памятники.

25.Классификация болгарских городищ и типология городов Волжской Болгарии.

26.Материальная культура памятников Волжской Болгарии.

27.Археология восточных славян.

28.Археология древнерусских городов.

29.Археология Золотой Орды.

30.Русские города XIV-XV вв.

Задание: разработать проект полевого археологического лагеря.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1 семестр

1.Место археологии в современной науке.

2.Полевые методы исследования прошлого (археологические, палеонтологические и др.)

3.Роль археологии в школьном историческом краеведении.

4.Археологические экспонаты в школьных музеях.

5.Участие школьников в археологических экспедициях.

6.Полевой археологический лагерь.

7.Антропогенез: от habilis до Homo sapiens.

8.Теории происхождения человека и его прародины.

9.Ранние Homo: памятники, техника и технология.

10.Сунгирь: техника и технология верхнего палеолита.

11.Шульганташ-Каповая пещера.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
12.Палеолитическое искусство.

13.Мустьерские памятники юга Франции.

14.Мальчик из пещеры Тешик-Таш.

15.Верхнепалеолитические памятники Волго-Камского региона.

16.Мезолитические стоянки Нижнего Прикамья.

17.Мезолитическая флора и фауна в Волго-Камском регионе.

18.Неолитические стоянки Нижнего Прикамья.

19.Неолитическая техника.

20.Одежда неолитического населения Нижнего Прикамья.

21.Неолитическое население Приобья.

22.Производящие культуры Кавказа.

23.Горное дело в эпоху неолита.

24.Неолитическое население на севере Восточной Европы.

25.Рыболовство в неолите.

26.Неолитические памятники Нижнего Прикамья.

27.Хозяйство неолитического населения Прикамья.

28.Культурный обмен неолитического населения Прикамья.

29.Микролитичексие и макролитические орудия в неолите.

30.Неолитические экспонаты в музеях Прикамья.

2 семестр

1.Первые металлурги.

2.Бородинский клад.

3.Загадки Аркаима.

4.Царские курганы скифов.

5.Аржан.

6.Сокровища сарматских вождей.

7.Ольвия.

8.Древний Херсонес.

9.Перещепинский клад.

10.Гнездово уникальный памятник средневековья.

11.Неревский раскоп в древнем Новгороде.

12.Древний Псков и Изборск.

13.Средневековая Москва по данным археологии.

14.Архитектурные памятники домонгольской Руси.

15.Хозяйство волжских болгар по археологическим материалам.

16.Биляр-Великий город.

17.Город Болгар на Волге.

18.Древняя Казань.

19.Древняя Алабуга и ее округа.

20.Языческие некрополи волжских болгар в Нижнем Прикамье.

21.Угорские элементы в материальной культуре волжских болгар.

22.Археологические памятники Тукаевского района: перспективы изучения.

23.Археологические памятники Мензелинского района: перспективы изучения.

24.Археологические памятники Нижнекамского района: перспективы изучения.

25.Бородинский клад.

26.Кобанская культура и ее достижения.

27.Ананьинский могильник.

28.Перещепинский клад.

29.Археология Прикамья XIX в.

30.Краеведы древности Прикамья.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кудрявцев, А. А.
Археология: учебное пособие / А. А. Кудрявцев, Е. А. Кудрявцев. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 227 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83256.html
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Скрипкин, А.С.
История отечественной археологии: учебное пособие для вузов / А. С. Скрипкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03557-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472204
Москва: Издательство Юрайт, 2021
 
Л2.2
Худяков, Ю. С.
Археология степной Евразии. Искусство кочевников Южной Сибири и Центральной Азии: учебное пособие для вузов / Ю. С. Худяков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10220-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494175
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Российский государственный гуманитарный университет(РГГУ)/ История и археология. – URL: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-i-arxeologiya/istoriya-i-arxeologiya/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
7.3
2-320 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.