2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Организация дополнительного образования в дошкольном образовании_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
зачет 8 зачет с оценкой 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
124
аудиторные занятия
92
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
9 (5.1)
Итого
Недель
14 4/6
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
32
32
46
46
Практические
14
14
32
32
46
46
Итого ауд.
28
28
64
64
92
92
Кoнтактная рабoта
28
28
64
64
92
92
Сам. работа
44
44
80
80
124
124
Итого
72
72
144
144
216
216
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Беляева Н.Л. _________________
 
 
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать целостное представление о технологии организации дополнительного образования детей дошкольного возраста, понимание структуры и сущности воспитательного процесса с детьми, умения его проектировать и осуществлять для успешного решения профессиональных задач.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
осуществлять обучение и развитие в сфере дополнительного образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов ФГОС ДОО;
1.4
вырабатывать умения планировать, конструировать и вести процесс воспитания и развития в системе дополнительного образования, анализировать их эффективность по заданным критериям.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения предмету "Литературное чтение" в начальной школе
2.1.2
Производственная педагогическая практика (дошкольное образование)
2.1.3
Учебная практика (теория и технологии начального образования по областям)
2.1.4
Курсовая работа по модулю "Теория и технологии дошкольного образования"
2.1.5
Методика обучения предмету "Окружающий мир" в начальной школе
2.1.6
Методика обучения предмету "Русский язык" в начальной школе
2.1.7
Производственная педагогическая практика
2.1.8
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.9
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.10
Методика обучения предмету "Математика" в начальной школе
2.1.11
Модуль 2 "Коммуникативный"
2.1.12
Учебная практика (теория и технология дошкольного образования)
2.1.13
Социология
2.1.14
Теория и технологии  развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.15
Иностранный язык
2.1.16
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.17
Теории и технологии литературного развития детей
2.1.18
Теория и технологии  музыкального развития детей
2.1.19
Теория и технологии  физического развития детей
2.1.20
Методика обучения  и воспитания в области дошкольного образования
2.1.21
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.22
Теория и технологии  математического развития детей
2.1.23
Теория и технологии  развития речи детей
2.1.24
Теория и технологии  экологического развития детей
2.1.25
Учебная ознакомительная практика
2.1.26
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
2.2.4
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
духовно-нравственные ценности личности, базовые национальные ценности, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности, методы формирования у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей,различные формы занятий, методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
формировать у обучающихся гражданскую позицию, толерантность и навыки поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей,разрабатывать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками формирования нравственного поведения в профессиональной деятельности, формирования у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей,навыками разработки различных форм занятий, методов, приемов и технологий образования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы организации дополнительного образования в дошкольном образовании

 
1.1
Направления дополнительного образования в ДОО. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
8
0
 
1.2
Организации дополнительного образования в ДОО. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
8
0
 
1.3
Принципы организации дополнительного образования в ДОО. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
8
0
 
1.4
Реализация дополнительных образовательных услуг в ДОО. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
1.5
Модели дополнительных образовательных услуг. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
1.6
Дополнительное образование как приоритетное образование в развитии творческих способностей ребенка. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
1.7
Программы дополнительного образования в детском саду. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
1.8
Разработка программ дополнительного образования в ДОО воспитателем. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
 
Раздел 2. Практические аспекты организации дополнительного образования в дошкольном образовании

 
2.1
Осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в ДОО. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
8
0
 
2.2
Опыт работы по организации дополнительного образования в дошкольном образовании. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
8
0
 
2.3
Необходимые условия по организации дополнительного образования в соответствии с ФГОС ДОО по всем образовательным областям.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
2.4
Возможность использования организации дополнительного образования для обучения детей с разными стартовыми возможностями. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
2.5
Создание предметно развивающей среды по организации дополнительного образования в соответствии с ФГОС ДОО по всем образовательным областям.  /Пр/
Л1.3Л2.3Л3.3

8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
2.6
Работа с родителями врспитанников по организации дополнительного образования в ДОО /Пр/
Л1.3Л2.3Л3.3

8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
2.7
Воспитание, обучение и развитие личности ребенка в процессе дополнительного образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

16
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
8
0
 
2.8
Ориентированность дополнительного образования на развитие личности ребенка; направленностью на повышение социализации воспитанников. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.9
Внешние и внутренние системы оценки качества освоения дошкольниками образовательных потребностей подрастающего поколения. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

16
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
8
0
 
2.10
Проектирование системы дополнительного образования в детском саду  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
2.11
Организация кружков в системе дополнительного образования в ДОУ  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
2.12
Результаты обучения детей по программам дополнительного образования в детском саду. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
2.13
Алгоритм разработки программ дополнительного образования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
2.14
К истории создания дополнительного образования в ДОО /Ср/
Л1.3Л2.3Л3.3

8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-1.3
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
см.ФОС в приложении к РПД
 
5.2. Темы письменных работ
см.ФОС в приложении к РПД
 
5.3. Фонд оценочных средств
см.ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. В. Золотарева 
Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей : учебное пособие 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Л. В. Байбородова 
Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Л. В. Байбородова 
Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебник для среднего профессионального образования : учебник
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 363 с., 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. В. Золотарева
Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие для бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Т. П. Завьялова
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду : учебное пособие для бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Золотарева, А. В.  
Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 315 с., 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
А. В. Золотарева
Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для  бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л3.2
М. Е. Вайндорф-Сысоева
Организация летнего отдыха детей и подростков : учеб. пособие для бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л3.3
А. В. Золотарева
Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для вузов /
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 277 с, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
Э3
Официальный сайт журнала «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» [Электронный ресурс]
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой 

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

тезисы как обобщение и вывод из изученного и проанализированного материала;

тезисы как основные положения и их обоснование, используемые при подготовке устного доклада или сообщения.

Выписки являются дополнением к тезисам. Поскольку тезисы не содержат ни объяснений, ни доказательств, то выписки позволяют дополнить тезисы фактами и аргументами. Выписки делают, как правило, на отдельных карточках. Текст выписки берется в кавычки, полностью указывается источник. При составлении выписок и ведении записей рекомендуется использовать красную строку, выделение цветом, римские и арабские цифры, буквы алфавита и т.д.

Конспект – один из основных видов работы с первоисточниками, представляет собой краткий очерк, обзор, изложение материала и включает основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после их тщательного анализа и полного изучения (прочтения). Конспектирование способствует логизации мышления студентов, позволяет научиться точному и краткому выражению мыслей.

Конспект краткости, так как сам термин «конспект» означает краткое изложение какого-то выступления, произведения и т.д. (размер конспекта составляет 7-10% от размера первоисточника);

ясности, которой при сокращении изучаемого произведения в процессе конспектирования необходимо добиваться. Для этого необходимо некоторые положения автора формулировать своими словами.

полноты и точности, которые не должны противоречить требованиям краткости и ясности. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений произведения, воспроизводящих авторскую логику изложения. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках, терминологии и стилистике автора, делая ссылки на страницу, откуда была взята цитата.

При конспектировании немаловажно делать определенные записи и пояснения, отражающие собственное отношение к тем или иным идеям и мыслям, высказанным в тексте; возможна формулировка возникающих по мере конспектирования вопросов и замечаний. Оформлять записи рекомендуем по такой форме. Лист тетради делят на две части: слева 1/3 листа, где записывается план конспектируемого произведения; справа 2/3 листа, где записываются тезисные ответы к этим пунктам плана. Такая форма записи дает возможность впоследствии делать дополнения, исправления, замечания, уточнения.

Различают два вида конспекта. Простой конспект представляет собой сплошную запись без оценки и анализа текста. Составление сложного конспекта требует более высоких аналитических умений работы с первоисточниками, так как необходимо расчленить текст на отдельные смысловые части, критически проанализировать и обобщить представленный материал.

Возможно составление конспекта сразу по нескольким источникам. Подобный вид работы называется сводным (тематическим) конспектом. Этот вид конспекта необходим для подготовки к проблемным семинарам, когда рекомендуется проанализировать несколько источников по одному вопросу. При составлении тематического конспекта следует первоначально ознакомиться с планом семинарского занятия, выделить логику и последовательность в изучении 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
нескольких источников, составить план каждого из них и приступить непосредственно к конспектированию, следуя единому плану.

Критерии подготовленности студентов к семинарскому занятию:

знание темы, рекомендованной основной и дополнительной литературы, точное и правильное конспектирование первоисточников в соответствии с планом семинара и предлагаемыми вопросами для обсуждения;

подготовка по каждому вопросу плана и выбор проблемы для развернутого индивидуального выступления или обобщения материалов, над которыми работала творческая группа;

психологическая готовность каждого участника семинара к выступлению и участию в общей дискуссии

аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у тезисы как обобщение и вывод из изученного и проанализированного материала;

тезисы как основные положения и их обоснование, используемые при подготовке устного доклада или сообщения.

Выписки являются дополнением к тезисам. Поскольку тезисы не содержат ни объяснений, ни доказательств, то выписки позволяют дополнить тезисы фактами и аргументами. Выписки делают, как правило, на отдельных карточках. Текст выписки берется в кавычки, полностью указывается источник. При составлении выписок и ведении записей рекомендуется использовать красную строку, выделение цветом, римские и арабские цифры, буквы алфавита и т.д.

Конспект – один из основных видов работы с первоисточниками, представляет собой краткий очерк, обзор, изложение материала и включает основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после их тщательного анализа и полного изучения (прочтения). Конспектирование способствует логизации мышления обучающихся, позволяет научиться точному и краткому выражению мыслей.

Конспект краткости, так как сам термин «конспект» означает краткое изложение какого-то выступления, произведения и т.д. (размер конспекта составляет 7-10% от размера первоисточника);

ясности, которой при сокращении изучаемого произведения в процессе конспектирования необходимо добиваться. Для этого необходимо некоторые положения автора формулировать своими словами.

полноты и точности, которые не должны противоречить требованиям краткости и ясности. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений произведения, воспроизводящих авторскую логику изложения. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках, терминологии и стилистике автора, делая ссылки на страницу, откуда была взята цитата.

При конспектировании немаловажно делать определенные записи и пояснения, отражающие собственное отношение к тем или иным идеям и мыслям, высказанным в тексте; возможна формулировка возникающих по мере конспектирования вопросов и замечаний. Оформлять записи рекомендуем по такой форме. Лист тетради делят на две части: слева 1/3 листа, где записывается план

знание темы, рекомендованной основной и дополнительной литературы, точное и правильное конспектирование первоисточников в соответствии с планом семинара и предлагаемыми вопросами для обсуждения;

подготовка по каждому вопросу плана и выбор проблемы для развернутого индивидуального выступления или обобщения материалов, над которыми работала творческая группа;

психологическая готовность каждого участника семинара к выступлению и участию в общей дискуссии

аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.