2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Учебная практика по геологии и топографии_География и Иностранный язык
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебная практика по геологии и топографии
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Географии, биологии и методик  их преподавания
Учебный план
b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

География и Иностранный язык

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Учебная
Тип практики
практика по геологии и топографии
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
3
Продолжительность в часах/неделях
108/2 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

2(1.2)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
3
3
3
3
Контактная работа
3
3
3
3
Сам. работа
105
105
105
105
Итого
108
108
108
108
 
Рабочую программу составил(и):
 
К.п.н. доц. Киямова А.Г. _________________
 
К.п.н. доц. Гайфутдинов А.М. _________________
 
 
Учебная практика по геологии и топографии
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью учебной практики по геологии и топографии является закрепление и углубление теоретических знаний в области геологии и топографии; приобретение навыков работы с геодезическими приборами, составления планов местности, ориентирования на местности; овладение методикой геологических, геоморфологических наблюдений на местности; приобретение обучающимися практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.
Задачами учебной практики по геологии и топографии, в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
- закрепить теоретические знания и практические навыки обучающихся, полученные в курсах «Геология» и «Картография с основами топографии»;
- совершенствовать умений осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи;
- научить проводить простейшие съемки местности, доступные для проведения их в школе;
- формировать навыки ориентирования на местности и в получении количественных и качественных характеристик объектов простейшими методами;
- ознакомить с основами методики геологических, геоморфологических наблюдений на местности;
- обучать обработке материалов практики и оформлению отчета по практике с необходимыми графическими приложениями;
- ознакомить со способами поддержки должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
- подготовить к предстоящей профессиональной деятельности.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
образовательные результаты обучающихся по предмету «География»; основы педагогической деятельности, основные геологические и картографические понятия и определения, причинно-следственные связи и закономерности геологических процессов и явлений; способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка
Уметь:
формировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебного предмета «География»; раскрывать содержание основных понятий, объяснять причинно- следственные связи и закономерности процессов и явлений, вести наблюдения в природе, обрабатывать и оформлять результаты полевых исследований; выбирать методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий
Владеть:
приемами формирования образовательных результатов обучающихся по географии; навыками демонстрации специальных научных знаний, в т.ч. в предметной

области «География»; способами организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка, методами и формами организации внеурочной деятельности 

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Геология
1
 
Картография с основами топографии
2
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Географические информационные системы
1
 
География почв с основами почвоведения
2
 
Межкультурная коммуникация
3
 
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
4
 
Общее землеведение
5
 
Ландшафтоведение
6
 
Психология воспитательных практик
7
 
Учебная практика по физической географии
8
 
Биогеография
9
 
Коммуникативный практикум английского языка
10
 
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
11
 
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
12
 
Физическая география материков и океанов
13
 
Основы вожатской деятельности
14
 
Производственная педагогическая вожатская практика
15
 
Теория и методика обучения географии
16
 
Лексикология английского языка
17
 
Литература стран изучаемого языка
18
 
Методический практикум
19
 
Общая экономическая и социальная география
20
 
Стилистика английского языка
21
 
Страноведение
22
 
Физическая география России
23
 
История и культура стран изучаемого языка
24
 
Производственная педагогическая практика
25
 
Экономическая и социальная география России
26
 
Производственная педагогическая практика
27
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
28
 
Технология организации краеведческой работы в школе
29
 
Экономическая и социальная география мира
30
 
Язык зарубежной прессы
31
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
32
 
Геоэкология
33
 
Интерпретация иноязычного текста
34
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
35
 
Этногеография и география религий
36
 
Методы географических исследований
37
 
История иностранного языка
38
 
Основы работы с иноязычным научным текстом
39
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
40
 
Туризм в школе
41
 
География населения
42
 
География РТ
43
 
Сравнительная типология иностранного и русского языков
44
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный
 
1.1
Ознакомление с целями и задачами

практики, повторение теоретических

знаний и практических умений для

предстоящей практики. Инструктаж по

ТБ. Подготовка оборудования для

проведения геологического маршрута. /РукПр/

2
1
ПК-1.1,ПК-2.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
1
 
1.2
Ознакомление с основами

геологических, геоморфологических

исследований на местности. Знакомство с

районом практики.

Работа с картографическим материалом и

другими источниками с целью сбора и

систематизации сведений о районе

исследования. Характеристика рельефа и

геологического строения территории. /Ср/

2
13
ПК-1.1,ПК-2.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
Знакомство с геодезическими приборами,

изготовление простейших приборов и

проведение съемок местности.

Ориентирование на местности.

Составление плана-схемы района

исследования. Наблюдения по ходу

маршрута. Описание, зарисовка

обнажений; сбор коллекции образцов

горных пород и ископаемых остатков.

Оформление дневника практики.

Выполнение практических заданий. /Ср/

2
80
ПК-1.1,ПК-2.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
 
Раздел 3. Заключительный
 
3.1
Обобщение материалов практики;

написание отчета /Ср/

2
12
ПК-1.1,ПК-2.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
 
3.2
Защита отчета /РукПр/
2
2
ПК-1.1,ПК-2.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л3.1
промежуточная аттестация
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
2
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Представлен отдельным документом в приложении
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный
ПК-1.1, ПК-2.2
Ознакомление с целями и задачами

практики, повторение теоретических

знаний и практических умений для

предстоящей практики. Инструктаж по

ТБ. Подготовка оборудования для

проведения геологического маршрута.

Ознакомление с основами

геологических, геоморфологических

исследований на местности. Знакомство с

районом практики.

Работа с картографическим материалом и

другими источниками с целью сбора и

систематизации сведений о районе

исследования. Характеристика рельефа и

геологического строения территории.

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

 
2
Основной
ПК-1.1, ПК-2.2
Знакомство с геодезическими приборами,

изготовление простейших приборов и

проведение съемок местности.

Ориентирование на местности.

Составление плана-схемы района

исследования. Наблюдения по ходу

маршрута. Описание, зарисовка

обнажений; сбор коллекции образцов

горных пород и ископаемых остатков.

Оформление дневника практики.

Выполнение практических заданий.

текущий контроль успеваемости
 
3
Заключительный
ПК-1.1, ПК-2.2
Обобщение материалов практики;

написание отчета

Защита отчета

текущий контроль успеваемости

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Романовская М.А., Брянцева Г.В., Гущин А.И. Геология:: учеб. для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / М. А. Романовская и др. – М. : Академия, 2013. – 400 с.. - Академия, 2013. - 
Л1.1
 
Н. Н. Колосова, Е. А. Чурилова, Н. А. Кузьмина Картография с основами топографии:учебное пособие для вузов / Н. Н. Колосова, Е. А. Чурилова, Н. А. Кузьмина. – М. : Дрофа, 2006. – 272 с. - М. : Дрофа, 2006. - 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Киямова, А.Г. Практикум по геологии:: учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А. Г. Киямова .— Набережные Челны, 2019 .— 62 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Практикум по геологии 2019_А.Г.Киямова..pdf. - Набережные Челны: Издательство НГПУ, 2019. - 62 с.
Л2.1
 
 
Методические разработки
 
Киямова, А.Г. Методические указания по прохождению учебной практики [Электронный ресурс]: [Электронный ресурс] : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили География и Иностранный язык : учебно-методическое пособие / сост. М. Х. Ахметова, Т. В. Гайфутдинова, А. Г. Киямова, А. А. Миронова .— Набережные Челны : НГПУ, 2019 .— 42 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Метод указания по прохождению учебной практики_сост МХ Ахметова_ТВ Гайфутдинова_АГ Киямова_АА Миронова.pdf. - НГПУ, 2019. -  – Режим доступа: http://bibl:81/books/ 
Л3.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок»: [сайт]. – Москва,

2015 – . – URL: https://infourok.ru/. – Текст: электронный.

Э1
 
Русское географическое общество: [сайт]. – Москва. – URL:

http://www.rgo.ru/ . – Текст: электронный

Э2
 
Казанский картограф.— [сайт]. – Казань. –URL: http://tat-map.ru/
Э3
 
Национальная электронная библиотека (НЭБ) [Электронный ресурс] – Режим

доступа: https://нэб.рф/

Э4
 
Электронная библиотека НГПУ [Электронный ресурс] – URL:

http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Э5
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-401, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
1-103, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
3
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

на организационном этапе:

- присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета, проводимым для разъяснения программы учебной практики;

- прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

- получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

- ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации;

- активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике;  

- выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

- ежедневно вести дневник практики;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

На заключительном этапе:

- представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

- содержание отчета и доклада обучающегося;

- качество ответов на вопросы;

- корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

- в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

- на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

- пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета;

- на консультацию руководителей по вопросам организации и содержания практики;

- на консультацию при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ