2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Учебная практика по геологии и топографии_Биология и География
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебная практика по геологии и топографии
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Географии, биологии и методик  их преподавания
Учебный план
z44.03.05  БиГ 2262.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Биология и География 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
заочная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Учебная
Тип практики
практика по геологии и топографии
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
3
Продолжительность в часах/неделях
108/2 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Курс

1

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
0,5
0,5
0,5
0,5
Контактная работа
0,5
0,5
0,5
0,5
Сам. работа
103,5
103,5
103,5
103,5
Итого
108
108
108
108
 
Рабочую программу составил(и):
 
К.п.н. доц. Киямова А.Г. _________________
 
К.п.н. доц. Гайфутдинов А.М. _________________
 
 
Учебная практика по геологии и топографии
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
z44.03.05  БиГ 2262.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью учебной практики по геологии и топографии является закрепление и углубление теоретических знаний в области геологии и топографии; приобретение навыков работы с геодезическими приборами, составления планов местности, ориентирования на местности; овладение методикой геологических, геоморфологических наблюдений на местности; приобретение обучающимися практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.
Задачами учебной практики по геологии и топографии, в соответствии с трудовыми функциями определенными профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н, являются:
- закрепить теоретические знания и практические навыки обучающихся, полученные в курсах «Геология» и «Картография с основами топографии»;
- совершенствовать умений осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи;
- научить проводить простейшие съемки местности, доступные для проведения их в школе;
- формировать навыки ориентирования на местности и в получении количественных и качественных характеристик объектов простейшими методами;
- ознакомить с основами методики геологических, геоморфологических наблюдений на местности;
- обучать обработке материалов практики и оформлению отчета по практике с необходимыми графическими приложениями;
- ознакомить со способами поддержки должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
- подготовить к предстоящей профессиональной деятельности.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
образовательные результаты обучающихся по предмету «География»; основы педагогической деятельности, основные геологические и картографические понятия и определения, причинно-следственные связи и закономерности геологических процессов и явлений; способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка
Уметь:
формировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебного предмета «География»; раскрывать содержание основных понятий, объяснять причинно- следственные связи и закономерности процессов и явлений, вести наблюдения в природе, обрабатывать и оформлять результаты полевых исследований; выбирать методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий
Владеть:
приемами формирования образовательных результатов обучающихся по географии; навыками демонстрации специальных научных знаний, в т.ч. в предметной

области «География»; способами организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка, методами и формами организации внеурочной деятельности 

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Географические информационные системы
1
 
Гистология с основами эмбриологии
2
 
Зоология позвоночных
3
 
Общее землеведение
4
 
Психология воспитательных практик
5
 
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
6
 
Учебная практика по ботанике и зоологии
7
 
Физиология растений
8
 
Анатомия и морфология человека
9
 
Ландшафтоведение
10
 
Основы вожатской деятельности
11
 
Производственная педагогическая вожатская практика
12
 
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
13
 
Теория и методика обучения географии
14
 
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
15
 
Физиология человека и животных
16
 
Физическая география материков и океанов
17
 
Биогеография
18
 
Методика обучения биологии
19
 
Методический практикум
20
 
Микробиология с основами вирусологии
21
 
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
22
 
Общая экономическая и социальная география
23
 
Производственная педагогическая практика
24
 
Физическая география России
25
 
Экономическая и социальная география России
26
 
Генетика
27
 
Геоэкология
28
 
Курсовая работа по методике обучения биологии
29
 
Общая экология
30
 
Основы экологической культуры
31
 
Производственная педагогическая практика
32
 
Решение профессиональных задач учителя биологии
33
 
Теория эволюции
34
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
35
 
Технология организации краеведческой работы в школе
36
 
Экономическая и социальная география мира
37
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
38
 
Методы биометрии
39
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
40
 
Этногеография и география религий
41
 
Методы географических исследований
42
 
Биотехнологии
43
 
География РТ
44
 
Основы здорового образа жизни
45
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
46
 
Туризм в школе
47
 
География населения
48
 
Методы биологических исследований
49
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Курс
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный
 
1.1
Ознакомление с целями и задачами

практики, повторение теоретических

знаний и практических умений для

предстоящей практики. Инструктаж по

ТБ. Подготовка оборудования для

проведения геологического маршрута. /РукПр/

1
0,5
ПК-1.1,ПК-2.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
0,5
 
1.2
Ознакомление с основами

геологических, геоморфологических

исследований на местности. Знакомство с

районом практики.

Работа с картографическим материалом и

другими источниками с целью сбора и

систематизации сведений о районе

исследования. Характеристика рельефа и

геологического строения территории. /Ср/

1
11,5
ПК-1.1,ПК-2.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
Знакомство с геодезическими приборами,

изготовление простейших приборов и

проведение съемок местности.

Ориентирование на местности.

Составление плана-схемы района

исследования. Наблюдения по ходу

маршрута. Описание, зарисовка

обнажений; сбор коллекции образцов

горных пород и ископаемых остатков.

Оформление дневника практики.

Выполнение практических заданий. /Ср/

1
80
ПК-1.1,ПК-2.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
 
Раздел 3. Заключительный
 
3.1
Обобщение материалов практики;

написание отчета /Ср/

1
12
ПК-1.1,ПК-2.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
 
3.2
Защита отчета /ЗачётСОц/
1
4
ПК-1.1,ПК-2.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л3.1
промежуточная аттестация
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Представлен отдельным документом в приложении
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный
ПК-1.1, ПК-2.2
Ознакомление с целями и задачами

практики, повторение теоретических

знаний и практических умений для

предстоящей практики. Инструктаж по

ТБ. Подготовка оборудования для

проведения геологического маршрута.

Ознакомление с основами

геологических, геоморфологических

исследований на местности. Знакомство с

районом практики.

Работа с картографическим материалом и

другими источниками с целью сбора и

систематизации сведений о районе

исследования. Характеристика рельефа и

геологического строения территории.

текущий контроль успеваемости

текущий контроль успеваемости

 
2
Основной
ПК-1.1, ПК-2.2
Знакомство с геодезическими приборами,

изготовление простейших приборов и

проведение съемок местности.

Ориентирование на местности.

Составление плана-схемы района

исследования. Наблюдения по ходу

маршрута. Описание, зарисовка

обнажений; сбор коллекции образцов

горных пород и ископаемых остатков.

Оформление дневника практики.

Выполнение практических заданий.

текущий контроль успеваемости
 
3
Заключительный
ПК-1.1, ПК-2.2
Обобщение материалов практики;

написание отчета

Защита отчета

текущий контроль успеваемости

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Романовская М.А., Брянцева Г.В., Гущин А.И. Геология:: учеб. для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / М. А. Романовская и др. – М. : Академия, 2013. – 400 с.. - Академия, 2013. - 
Л1.1
 
Н. Н. Колосова, Е. А. Чурилова, Н. А. Кузьмина Картография с основами топографии:учебное пособие для вузов / Н. Н. Колосова, Е. А. Чурилова, Н. А. Кузьмина. – М. : Дрофа, 2006. – 272 с. - М. : Дрофа, 2006. - 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Киямова, А.Г. Практикум по геологии:: учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А. Г. Киямова .— Набережные Челны, 2019 .— 62 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Практикум по геологии 2019_А.Г.Киямова..pdf. - Набережные Челны: Издательство НГПУ, 2019. - 62 с.
Л2.1
 
 
Методические разработки
 
Киямова, А.Г. Методические указания по прохождению учебной практики [Электронный ресурс]: [Электронный ресурс] : направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили География и Иностранный язык : учебно-методическое пособие / сост. М. Х. Ахметова, Т. В. Гайфутдинова, А. Г. Киямова, А. А. Миронова .— Набережные Челны : НГПУ, 2019 .— 42 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Метод указания по прохождению учебной практики_сост МХ Ахметова_ТВ Гайфутдинова_АГ Киямова_АА Миронова.pdf. - НГПУ, 2019. -  – Режим доступа: http://bibl:81/books/ 
Л3.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок»: [сайт]. – Москва,

2015 – . – URL: https://infourok.ru/. – Текст: электронный.

Э1
 
Русское географическое общество: [сайт]. – Москва. – URL:

http://www.rgo.ru/ . – Текст: электронный

Э2
 
Казанский картограф.— [сайт]. – Казань. –URL: http://tat-map.ru/
Э3
 
Национальная электронная библиотека (НЭБ) [Электронный ресурс] – Режим

доступа: https://нэб.рф/

Э4
 
Электронная библиотека НГПУ [Электронный ресурс] – URL:

http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Э5
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-401, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
1-103, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
3
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

на организационном этапе:

- присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета, проводимым для разъяснения программы учебной практики;

- прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

- получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

- ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации;

- активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике;  

- выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

- ежедневно вести дневник практики;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

На заключительном этапе:

- представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

- содержание отчета и доклада обучающегося;

- качество ответов на вопросы;

- корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

- в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

- на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

- пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета;

- на консультацию руководителей по вопросам организации и содержания практики;

- на консультацию при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ