(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова
ции
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Культура Древнего Ирана. Культура народов Малой и Передней Азии в древности /Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задание к зачету
9 семестр:
1.Культуры верхнего палеолита. Формирование основных видов художественного творчества.
2.Культуры эпохи мезолита и неолита
3.Магия и мифология первобытного времени и их роль в процессе формирования и раннего развития художественной культуры
4.Особенности формирования и развития древневосточных культур.
5.Основные сюжеты древнеегипетской мифологии.
6.Религиозные сюжеты в живописи и скульптуре Древнего Египта
7.История древнегреческого театра и литературы.
8.Общие черты религий Древней Греции и Древнего Рима. Религиозные сюжеты в античном искусстве.
9.Своеобразие средневековых культур.
10.Влияние христианства на сложение и развитие средневековой культуры Западной Европы. Библия, ее структура и состав.
11.Литература романского и готического периодов.
12.Особенности исламской культуры средних веков. Коран как основа исламского мировоззрения.
13.Особенности художественной культуры ислама. Архитектура исламского мира.
15.Архитектура готического периода.
16.Гуманизм как определяющее мировоззрение в развитии художественной культуры Западной Европы XIV -XVI веков.
17.Идеи Возрождения в искусстве Италии.
18.Возрождение во Флоренции.
19.Особенности искусства Северного Возрождения.
20.Литература эпохи Возрождения.
21.Архитектура и живопись эпохи Возрождения.
22.Музыкальная культура эпохи Возрождения.
23.XVII век в мировой художественной культуре как самостоятельная фаза ее раз-вития. Ведущее положение Италии, Франции, Голландии, Испании в художественной культуре XVII века.
24.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в литературе.
25.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в музыке.
26.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в театральном искусстве.
27.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в архитектуре.
28.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в живописи.
29.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в литературе и театральном искусстве.
30.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в архитектуре.
31.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в скульптуре и живописи.
32.Идеи Просвещения в западноевропейской живописи и графике XVIII в.
33.Идеи Просвещения в западноевропейской литературе и драматургии XVIII в.
34.Сентиментализм, рококо и классицизм в искусстве XVIII века.
35.Социальная практика и художественная культура XIX века: формы взаимосвязи.
36.Характерные черты западноевропейского искусства XIX в.
37.Живопись романтизма в зарубежном искусстве.
38.Литература романтизма в зарубежном искусстве.
39.Музыка романтизма в зарубежном искусстве.
40.Искусство позднего классицизма и ампира.
41.Реализм в зарубежном искусстве второй половины XIX века.
42.Символизм в зарубежной музыке и литературе.
43.Югенд-стиль в живописи и графике.
44.Югенд-стиль в европейской архитектуре.
45.Особенности развития мировой культуры на рубеже XIX–XX вв.
47.Поиски художественных форм в конце XIX в. (импрессионизм, символизм, декаданс).
48.Историческое развитие и основные особенности американской культуры.
49.Основные тенденции в развитии культуры ХХ в.
50.Массовая и элитарная культура в США.
51.Соотношение национального и интернационального в европейской культуре XX века.
52.Модернизм и постмодернизм в культуре XX века.
53.Взаимодействие русской и европейской художественных школ в XIX – начале ХХ вв.
54.Советское искусство и идеология: проблемы взаимодействия.
55.Духовный путь русской эмиграции. Н.А.Струве.
56.Русская эмиграция и ее значение в духовно-культурной жизни других народов.
57.Русские культурные ценности за границей.
58.А.С. Пушкин – культурный символ русского зарубежья.
59.Культурная миссия послереволюционной эмиграции как наследие серебряного века.
60.Основные закономерности и тенденции развития мировой культуры на рубеже XX– XXI вв.
61.Россия как тип культуры.
62.Культура XX в. и глобальные проблемы современности.
63.Кризисные явления «техногенной» цивилизации.
64.Первоочередные глобальные проблемы современности. Причины их возникновения, прогноз развития событий, возможные последствия, пути решения.
Задание:На конкретном примере докажите, что искусство является механизмом трансляции исторической памяти любого события из истории.
Тематика рефератов:
9 семестр
1.Генезис культуры. Зарождение основных форм художественного творчества в первобытный период.
2.Миф как основа художественной культуры Древнего Египта.
3.Эстетические основы и художественные особенности древнегреческой архитектуры.
4.Развитие литературы и театра в искусстве Древней Греции.
5.Эстетические основы и художественные особенности скульптуры Древней Греции и Древнего Рима.
6.Развитие литературы в искусстве Древнего Рима.
7.Афинский акрополь как наивысшее достижение древнегреческого изобразительного искусства.
8.Наиболее выдающиеся памятники древнеримской архитектуры.
9.Литература и драматургия Древней Греции.
11.Памятники готической архитектуры во Франции.
12.Памятники готической архитектуры в Германии.
13.Творчество Леонардо да Винчи.
14.Творчество Рафаэля Санти.
15.Творчество Микеланджело Буонарроти.
16.Творчество У. Шекспира.
17.Искусство театра в Западной Европе XVII.
18.Творчество Н. Пуссена.
19.Творчество Рембрандта.
20.Творчество Рубенса.
21.Развитие музыки в западноевропейском искусстве XVIII века.
22.Немецкая литература XVIII века.
23.Творчество В. Гюго.
24.Творчество О. де Бальзака.
25.Музыка эпохи романтизма.
26.Западноевропейская литература эпохи символизма.
27.Особенности арабо-мусульманской художественной культуры средних веков.
28.Основные художественные формы нецерковной литературы Западной Европы средневекового периода.
29.Готический собор как наиболее полное выражение идеологических и эстетических основ средневекового искусства Западной Европы.
30.Возрождение эстетических принципов и художественных приемов античного искусства в архитектуре Италии XV-XVI вв.
31.Влияние гуманистических принципов на западноевропейскую живопись эпохи Ренессанса.
32.Идеи гуманизма в западноевропейской литературе эпохи Возрождения.
33.Идеи Просвещения и их влияние на развитие литературы и театра в Западной Европе XVIII века.
34.Поиск новых средств выразительности в литературе романтизма.
35.Музыка как одно из наивысших достижений искусства европейского романтизма.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся;
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.