2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_История мировой культуры_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История мировой культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р соц. наук, профессор, Дырин С.П.;д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В. _________________
 
 
История мировой культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений о развитии мирового культурного процесса и его закономерностях, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность, способностей воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности выявлять культурные потребности различных социальных групп;
1.4
формирование способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;
1.5
формирование способности осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении;
1.6
формирование способности взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
1.7
познакомить обучающихся с фундаментальными достижениями мировой культуры;
1.8
раскрыть единство и многообразие культур мира, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека и социальных групп, ее роль в творчестве и совершенствовании личности, в гуманизации общественных отношений;
1.9
выработать осознанное восприятие социально преобразующих функций культуры.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая практика
2.1.2
Практикум по организации работы с родителями
2.1.3
История России новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
2.1.4
Методика обучения истории
2.1.5
Основы вожатской деятельности
2.1.6
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.7
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.8
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.9
История Татарстана
2.1.10
Психология воспитательных практик
2.1.11
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
2.1.12
История государственности и права тюркских народов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные периоды в истории мировой культуры и их характеристику;
3.1.2
основные явления и достижения в истории мировой культуры;
3.1.3
выдающихся деятелей культуры разных исторических периодов;
3.1.4
сущность и специфические особенности культуры и культурной деятельности;
3.1.5
основные закономерности и сложности культурного развития;
3.1.6
общие тенденции развития мировой культуры;
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.1.7
периодизацию и особенности каждого из выделенных периодов развития мировой культуры;
3.1.8
историю сложения и развития художественных школ и стилей;
3.1.9
основные шедевры и достижения мировой культуры
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
составлять историко-культурную характеристику региона для определенной исторической эпохи;
3.2.2
анализировать сведения о достижениях и деятелях в истории мировой культуры;
3.2.3
производить анализ культурных событий с позиции их ценности для прошлого и настоящего;
3.2.4
в соответствии с научно-методическими требованиями анализировать, оценивать, описывать различного рода художественные явления и конкретные произведения;
3.2.5
использовать полученные знания в педагогической деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыки применения современных подходов к изучению истории мировой культуры;
3.3.2
навыки представления сведений о достижениях и деятелях мировой культуры в различных формах;
3.3.3
навыки художественного анализа произведений различных видов и жанров искусства;
3.3.4
навыки подготовки бесед, текстов лекций, экскурсий по искусству и другим видам культурной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в историю мировой культуры

 
1.1
Введение в курс. Актуальные проблемы истории мировой культуры.Значение учебной дисциплины в подготовке учителя истории и обществознания /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-2.2
9
0
 
1.2
Средства выразительности в литературе, ИЗО, музыке,театре и кино /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
1.3
История культурологической мысли: культрологическая мысль за рубежом,русские мыслители о культуре. Многообразие видов искусства. архитектура,скульптура,живопись,декоративно-прикладное искусство,литература,музыка, театр, опера, балет /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
 
Раздел 2. Культура древнего мира

 
2.1
Культура Древнего Востока и Древнего Египта /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
2.2
Культура Древней Месопотамии.

Культура Древнего Ирана. Культура народов Малой и Передней Азии в древности /Ср/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ПК-2.2
9
0
 
2.3
Культура Древнего Китая и Древней Индии /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

2
ПК-2.2
9
0
 
2.4
Античная культура Периодизация, проблемы и источники изучения. Географическое пространство античной культуры /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-2.2
9
0
 
2.5
Общее и специфичное в культуре Древней Греции и Древнего Рима /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-2.2
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.6
Культура Древней Греции /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
2.7
Культура Древнего Рима /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
2.8
Цивилизации Древнего Востока: формирование восточного типа культуры /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
2.9
Падение Римской империи, кризис античного искусства /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
 
Раздел 3. Мировая культура средневековья и Возрождения

 
3.1
Средневековая европейская художественная культура /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-2.2
9
0
 
3.2
Культура Византийского мира /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-2.2
9
0
 
3.3
Культура мусульманского Востока /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-2.2
9
0
 
3.4
Культуры, зародившиеся в средневековый период истории. Культура Возрождения и реформация /Пр/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
 
Раздел 4. Культура Нового времени 

 
4.1
Идеи Просвещения в европейской художественной культуре /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
4.2
Западноевропейская культура XIX в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-2.2
9
0
 
4.3
Импрессионизм в искусстве и культуре XIX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
4.4
Общий взгляд на культуру человечества XIX века /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
4.5
Великая французская революция и ее влияние на развитие культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
 
Раздел 5. Культура новейшего времени 

 
5.1
Европейская культура начала ХХ века /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-2.2
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
5.2
Культура ХХ века между двумя мировыми войнами /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-2.2
9
0
 
5.3
Русская эмиграция в Европе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-2.2
9
0
 
5.4
Русская эмиграция и ее значение в духовно-культурной жизни других народов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
5.5
Культура в тоталитарных государствах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
5.6
Культура человечества после второй мировой войны и краха тоталитаризма /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-2.2
9
0
 
5.7
Национально-освободительное движение и деколонизация мира, их отражение в культуре /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.2
9
0
 
5.8
Диалог культур Запада и Востока /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.2
9
0
 
5.9
Экспансия культуры американизма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.2
9
0
 
5.10
Глобализация культурных процессов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.2
9
0
 
5.11
Перспективы развития культуры в новом столетии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.2
9
0
 
5.12
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

0
ПК-2.2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету

9 семестр:

1.Культуры верхнего палеолита. Формирование основных видов художественного творчества.

2.Культуры эпохи мезолита и неолита

3.Магия и мифология первобытного времени и их роль в процессе формирования и раннего развития художественной культуры

4.Особенности формирования и развития древневосточных культур.

5.Основные сюжеты древнеегипетской  мифологии.

6.Религиозные сюжеты в живописи и скульптуре Древнего Египта

7.История древнегреческого театра и литературы.

8.Общие черты религий Древней Греции и Древнего Рима. Религиозные сюжеты в античном искусстве.

9.Своеобразие средневековых культур.

10.Влияние христианства на сложение и развитие средневековой культуры Западной Европы. Библия, ее структура и состав.

11.Литература романского и готического периодов.

12.Особенности исламской культуры средних веков. Коран как основа исламского мировоззрения.

13.Особенности художественной культуры ислама. Архитектура исламского мира.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
14.Архитектура дороманского и романского периодов.

15.Архитектура готического периода.

16.Гуманизм как определяющее мировоззрение в развитии художественной культуры Западной Европы XIV -XVI веков.

17.Идеи Возрождения в искусстве Италии.

18.Возрождение во Флоренции.

19.Особенности искусства Северного Возрождения.

20.Литература эпохи Возрождения.

21.Архитектура и живопись эпохи Возрождения.

22.Музыкальная культура эпохи Возрождения.

23.XVII век в мировой художественной культуре как самостоятельная фаза ее раз-вития. Ведущее положение Италии, Франции, Голландии, Испании в художественной культуре XVII века.

24.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в литературе.

25.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в музыке.

26.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в театральном искусстве.

27.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в архитектуре.

28.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в живописи.

29.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в литературе и театральном искусстве.

30.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в архитектуре.

31.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в скульптуре и живописи.

32.Идеи Просвещения в западноевропейской живописи и графике XVIII в.

33.Идеи Просвещения в западноевропейской литературе и драматургии XVIII в.

34.Сентиментализм, рококо и классицизм в искусстве XVIII века.

35.Социальная практика и художественная культура XIX века: формы взаимосвязи.

36.Характерные черты западноевропейского искусства XIX в.

37.Живопись романтизма в зарубежном искусстве.

38.Литература романтизма в зарубежном искусстве.

39.Музыка романтизма в зарубежном искусстве.

40.Искусство позднего классицизма и ампира.

41.Реализм в зарубежном искусстве второй половины XIX века.

42.Символизм в зарубежной музыке и литературе.

43.Югенд-стиль в живописи и графике.

44.Югенд-стиль в европейской архитектуре.

45.Особенности развития мировой культуры на рубеже XIX–XX вв.

47.Поиски художественных форм в конце XIX в. (импрессионизм, символизм, декаданс).

48.Историческое развитие и основные особенности американской культуры.

49.Основные тенденции в развитии культуры ХХ в.

50.Массовая и элитарная культура в США.

51.Соотношение национального и интернационального в европейской культуре XX века.

52.Модернизм и постмодернизм в культуре XX века.

53.Взаимодействие русской и европейской художественных школ в XIX – начале ХХ вв.

54.Советское искусство и идеология: проблемы взаимодействия.

55.Духовный путь русской эмиграции. Н.А.Струве.

56.Русская эмиграция и ее значение в духовно-культурной жизни других народов.

57.Русские культурные ценности за границей.

58.А.С. Пушкин – культурный символ русского зарубежья.

59.Культурная миссия послереволюционной эмиграции как наследие серебряного века.

60.Основные закономерности и тенденции развития мировой культуры на рубеже XX– XXI вв.

61.Россия как тип культуры.

62.Культура XX в. и глобальные проблемы современности.

63.Кризисные явления «техногенной» цивилизации.

64.Первоочередные глобальные проблемы современности. Причины их возникновения, прогноз развития событий, возможные последствия, пути решения.

Задание:На конкретном примере докажите, что искусство является механизмом трансляции исторической памяти любого события из истории.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов:

9 семестр

1.Генезис культуры. Зарождение основных форм художественного творчества в первобытный период.

2.Миф как основа художественной культуры Древнего Египта.

3.Эстетические основы и художественные особенности древнегреческой архитектуры.

4.Развитие литературы и театра в искусстве Древней Греции.

5.Эстетические основы и художественные особенности скульптуры Древней Греции и Древнего Рима.

6.Развитие литературы в искусстве Древнего Рима.

7.Афинский акрополь как наивысшее достижение древнегреческого изобразительного искусства.

8.Наиболее выдающиеся памятники древнеримской архитектуры.

9.Литература и драматургия Древней Греции.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
10.Литература и драматургия Древнего Рима

11.Памятники готической архитектуры во Франции.

12.Памятники готической архитектуры в Германии.

13.Творчество Леонардо да Винчи.

14.Творчество Рафаэля Санти.

15.Творчество Микеланджело Буонарроти.

16.Творчество У. Шекспира.

17.Искусство театра в Западной Европе XVII.

18.Творчество Н. Пуссена.

19.Творчество Рембрандта.

20.Творчество Рубенса.

21.Развитие музыки в западноевропейском искусстве XVIII века.

22.Немецкая литература XVIII века.

23.Творчество В. Гюго.

24.Творчество О. де Бальзака.

25.Музыка эпохи романтизма.

26.Западноевропейская литература эпохи символизма.

27.Особенности арабо-мусульманской художественной культуры средних веков.

28.Основные художественные формы нецерковной литературы Западной Европы средневекового периода.

29.Готический собор как наиболее полное выражение идеологических и эстетических основ средневекового искусства Западной Европы.

30.Возрождение эстетических принципов и художественных приемов античного искусства в архитектуре Италии XV-XVI вв.

31.Влияние гуманистических принципов на западноевропейскую живопись эпохи Ренессанса.

32.Идеи гуманизма в западноевропейской литературе эпохи Возрождения.

33.Идеи Просвещения и их влияние на развитие литературы и театра в Западной Европе XVIII века.

34.Поиск новых средств выразительности в литературе романтизма.

35.Музыка как одно из наивысших достижений искусства европейского романтизма.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Касьянов, В. В. 
История культуры:учебник : / В. В. Касьянов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 436 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07267-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434053 (дата обращения: 25.08.2019).
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Каган, М.С.
Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2: учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 287 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05624-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441664 (дата обращения: 25.08.2019).
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Каган, М.С.
Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1: учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05623-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437809 (дата обращения: 25.08.2019).
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зайцева, Н.В.
История мировой культуры. Некоторые актуальные проблемы :учебное пособие в форме краткого научного обзора:  / Н. В. Зайцева, А. Г. Ипполитова, Г. М. Ипполитов, Т. В. Филатов. — Электрон. текстовые данные. — Самара : Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. — 81 c. — 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75380.html 
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Константинова, С. В. 
История мировой и отечественной культуры: учебное пособие / С. В. Константинова. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — 978-5-9758-1734-1. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81010.html
Саратов : Научная книга, 2019
 
Л2.3
Садохин, А.П.
История мировой культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. — Электрон. текстовые данные. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 975 c. — 978-5-238-01847-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81507.html
Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Арзамас-академия - URL: https://arzamas.academy/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-210 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-207 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.