2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
зачет с оценкой 10
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
46
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
9 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
46
46
46
46
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, доцент, Беляева Н.Л. _________________
 
 
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дать знания методологии организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
1.2
Задачи освоения:
1.3
Научить определять теоретические основы дифференциации данных видов деятельности в начальной школе;
1.4
Сформировать методические навыки организации основ проектной и исследовательской работы у младших школьников;
1.5
Научить определять направления организации совместной проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.2
Образовательное право   
2.1.3
Психолого-педагогический практикум
2.1.4
Теория и технологии  развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.5
Общая и социальная психология
2.1.6
Теории и технологии литературного развития детей
2.1.7
Теория и технологии  музыкального развития детей
2.1.8
Теория и технологии  физического развития детей
2.1.9
История (история России, всеобщая история)
2.1.10
Концепции современного естествознания
2.1.11
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.12
Теория и технологии  математического развития детей
2.1.13
Теория и технологии  развития речи детей
2.1.14
Теория и технологии  экологического развития детей
2.1.15
Философия  
2.1.16
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.1.17
Методика формирования УУД у младших школьников
2.1.18
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Технологии и средства цифрового обучения
2.2.4
Курсовая работа по модулю 7  "Методический"
2.2.5
Производственная педагогическая практика (дошкольное образование)
2.2.6
Курсовая работа по модулю "Теория и технологии начального образования по областям"
2.2.7
Организация деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в организации разных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные,особенности социокультурной среды региона в организации разных видов деятельности детей дошкольного возраста
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные,использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в организации разных видов деятельности детей дошкольного возраста
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования различных форм занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные, навыками использования образовательного потенциала социокультурной среды региона в
3.3.2
организации разных видов деятельности детей дошкольного возраста
3.3.3
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Планирование и проведение учебного исследования и организации проектной деятельности в начальной школе

 
1.1
Основы исследовательской и проектной деятельности в начальной школе /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1.3 ПК-3.2
10
0
 
1.2
Сравнительная характеристика разных видов деятельности в зависимости от целей образования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-1.3 ПК-3.2
10
0
 
1.3
Планирование исследоватльской и проектной деятельности обучающихся в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
ПК-1.3 ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 2. Методы и технологии организации исследовательской и проектной деятельности

 
2.1
Теоретические основы организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе и в ДОО /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.3 ПК-3.2
10
0
 
2.2
Сраснительная характеристика разных методов, приемов и педагогических технологий /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-1.3 ПК-3.2
10
0
 
2.3
Планирование проектной и исследовательской деятельности  с использованием информационных технологий обучения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
ПК-1.3 ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 3. Проектирование исследовательской и проектной деятельности в практике образования

 
3.1
Основы педагогического проектирования /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.3 ПК-3.2
10
0
 
3.2
Критерии и принципы проектирования в зависимости от контекста педагогических условий достижения цели /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ПК-1.3 ПК-3.2
10
0
 
3.3
Проектирование системы работы учителя начальных классов в аспекте организации учебно-исследовательской деятельнсоти /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ПК-1.3 ПК-3.2
10
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.4
Проектирование системы работы воспитатля До в аспекте организации исследоватеской и проектной деятельности совместно с родителями /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
ПК-1.3 ПК-3.2
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение ФОС к РПД
 
5.2. Темы письменных работ
см. приложение ФОС к РПД
 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Е. Ф. Козина
Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте:  учебник для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 454 с, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева 
Теория и методика обучения экологии : учебник для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 190 с. , 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Н. В. Микляева
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 450 с., 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях введения  нового образовательного стандарта Ht;bv ljcnegf^  https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-i-issledovatelskoy- deyatelnosti-obuchayuschihsya-v-usloviyah-vvedeniya-novogo-obrazovatelnogo-standarta
 
Э2
Инфоурок. Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-metodicheskaya-razrabotka-2530466.html
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/ 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины Дисциплина позволит систематизировать знания будущих бакалавров по организации проектной и исследовательской деятельности в начальных классах, даст представления об основных формах, методах и направлениях педагогической работы с различными категориями детей на современном этапе развития общества. Студентам необходимо самостоятельно овладевать новым материалом, формировать навыки самостоятельного умственного труда, профессиональные умения, развивать самостоятельность мышления, формировать волевые черты характера, способность к самоорганизации.

Студентам рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:

– изучение конспекта лекции в тот же день после лекции – 10 – 15 минут;

– повторение материала по теме лекции за день перед следующей лекцией – 10 – 15 минут;

– изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю;

– подготовка к практическому занятию – 1,5 часа.

Тогда общие затраты времени на освоение дисциплины студентами составят около 3 часа в неделю.

Описание последовательности действий студента При изучении дисциплины следует внимательно слушать и конспектировать материал, излагаемый на аудиторных занятиях. Для его понимания и качественного усвоения рекомендуется следующая последовательность действий:

1. После окончания учебных занятий для закрепления материала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня, разобрать рассмотренные примеры (подобрать примеры из литературы или практики в школе)(10 – 15 минут).

2. При подготовке к лекции следующего дня повторить текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть следующая тема (10 – 15 минут).

3. В течение недели выбрать время для работы с литературой в библиотеке и для решения задач (по 1 часу).

4. При подготовке к практическим занятиям повторить основные понятия по теме домашнего задания, изучить примеры. Решая упражнение или задачу, – предварительно понять, какой теоретический материал нужно использовать. Наметить план решения, попробовать на его основе решить 1 – 2 практические задачи.

2. Методические рекомендации по подготовке к практическому (семинарскому) занятию

Практическое занятие является диалоговой формой учебного занятия. Студенты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения. На семинарах студенты закрепляют знания, полученные из лекций или из книг, в процессе их обсуждения.

Педагогические задачи, решаемые при проведении практических (семинарских) занятий:

- расширение и углубление знаний;

- развитие умений самостоятельной работы;

- стимулирование интеллектуальной деятельности.

Чтение студентами учебных пособий и первоисточников представляют важную учебную задачу.

Вопросы к каждому семинару конкретизированы и стимулируют целенаправленную поисковую и интеллектуальную активность студента. Проведение практических занятий возможно по двум вариантам:

1. Проведение семинарского занятия репродуктивного типа. Здесь формулируются основные вопросы занятия, студентам дается возможность устно раскрыть их содержание. После выслушивания ответа другим студентам предоставляется возможность дополнить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение. Студентам нужно придерживаться следующего:

- соблюдать временной регламент;

- выражать собственное мнение;

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
- активизировать других участников занятия;

- при ответах речь должна быть свободной;

- делать выводы по рассмотренному вопросу.

2. Проведение семинара творческого типа. Здесь предлагаются задания, активизирующие мыслительную активность студентов, предлагаются различные ситуации на активность и взаимодействие студентов.

Студенты должны уметь отвечать на вопросы следующих типов:

- чем отличаются…

- что общего между…

- какие механизмы (факторы, причины, методы)…

- выделите достоинства и недостатки…

3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:

- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;

- освоение умений использования знаний для решения прикладных задач;

- усвоение умений и навыков практической работы;

- развитие умений самопознания и саморазвития.

Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:

- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;

- формулирование резюме по прочитанному материалу;

- составление кластера с текстовыми пояснениями;

- составление краткого конспекта текста.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателя разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Второй – повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.

Виды внеаудиторной СРС:

– подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы;

– выполнение домашних заданий творческого (проектного или исследовательского) характера;

– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;

– подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.