2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Система гражданской защиты населения_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Система гражданской защиты населения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
49
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
49
49
49
49
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Система гражданской защиты населения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:ознакомление обучающихся основными  задачами,  структурой  и принципами  организации и ведения гражданской защиты населения
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить систему гражданской защиты, её организационную структуру, принципы организации и ведения,
1.4
выявить роль гражданской защиты в обеспечении национальной безопасности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.1.2
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
2.1.3
Методика обучения  физической культуры   
2.1.4
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.5
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.6
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.1.7
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.8
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.9
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.1.10
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.11
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.12
Педагогика и психология физической культуры
2.1.13
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.14
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.15
Теория и методика оТеория и методика физической культуры и спорта
2.1.16
Теория обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.17
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.18
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.19
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.20
Общая и социальная психология
2.1.21
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.22
Производственная  практика по воспитательной работе
2.1.23
Психолого-педагогический практикум
2.1.24
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.25
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.26
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.27
Учебная практика по безопасности жизнедеятельности
2.1.28
Анатомия человека
2.1.29
Безопасность жизнедеятельности
2.1.30
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.31
История (история России, всеобщая история)
2.1.32
Концепции современного естествознания
2.1.33
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.34
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.35
Физиология человека
2.1.36
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Международное олимпийское движение
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
История физической культуры
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы законодательства и нормативных документов Российской Федерации по вопросам ГО и ЧС;
3.1.2
порядок планирования мероприятий по предупреждению ЧС и их ликвидации;
3.1.3
основные способы защиты людей от опасных химических веществ, отравляющих веществ, радиоактивных веществ и бактериальных средств;
3.1.4
правила действий в условиях угрозы и проведения террористических актов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
прогнозировать последствия ЧС;
3.2.2
планировать мероприятия по защите людей, материальных ценностей и окружающей среды в ЧС;
3.2.3
выбирать и планировать эффективное применение средств индивидуальной и коллективной защиты при чрезвычайных ситуациях;  
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками расчетного прогнозирования последствий  ЧС;
3.3.2
методами выбора рациональных методов и средств защиты людей и материальных ценностей в ЧС.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Современные средства поражения

 
1.1
Ядерное оружие /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.2
Средства и способы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.3
Взрывы. Определение взрыва.  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.4
Химическое оружие /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.5
Средства и способы применения отравляющих веществ и способов защиты от них /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.6
Характеристика отравляющих веществ /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.7
Биологическое оружие  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
1.8
Способы защиты от поражающих факторов биологического оружия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.9
Характеристика очагов биологического поражения /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.10
Обычные средства поражения /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.11
Высокоточное оружие /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.12
Особенности применения средств поражения в современных военных конфликтах /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.13
Развития нетрадиционных средств ведения войны /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.14
Средства не летального поражения людей /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
1.15
Информационно-психологическое оружие /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
 
Раздел 2. Организация гражданской обороны

 
2.1
Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.2
Структура гражданской обороны /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.3
Организация работы по гражданской обороне в учебном заведении. /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.4
Органы и пункты управления гражданской обороны.Организация управления, оповещания и связи /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.5
Защита населения и территорий от современных средств поражения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.6
Укрытие населения в защитных сооружениях /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.7
Предоставление населению средств индивидуальной защиты /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.8
Ведение гражданской обороны /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.9
Организация и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
2.10
Мероприятия радиационной и химической защиты /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

7
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
2.11
/Экзамен/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

9
ОПК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену.

1. Гражданская оборона (определение). Задачи ГО.

2. Основные этапы создания и развития ГО Российской Федерации. Их краткое содержание.

3. Организационная структура ГО Российской Федерации.

4. Права и обязанности граждан в области ГО.

5. Принципы организации и ведения ГО.

6. Руководство ГО. Органы управления ГО. Силы ГО и их функции.

7. Структура ГО на объектах экономики. Основные задачи ГО объекта (организации).

8. Порядок отнесения территорий к группам по ГО. Основные критерии.

9. Порядок отнесения организаций к категориям по ГО. Основные показатели.

10. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Воздействие поражающих факторов ядерного оружия на объекты и человека. Допустимые дозы облучения для людей, допустимые уровни загрязнения различных объектов и поверхностей, продуктов питания, фуража и воды. Защита от ядерного оружия.

11.Химическое оружие, классификация и краткая характеристика отравляющих веществ. Поражающие факторы химического оружия. Воздействие отравляющих веществ на организм человека. Характеристика зон химического заражения и очагов химического поражения. Защита от химического оружия.

12. Бактериологическое (биологическое) оружие, краткая характеристика токсинов и болезнетворных микробов. Поражающие факторы биологического оружия. Классификация инфекционных болезней, действие на людей болезнетворных микробов и токсинов. Защита от биологического оружия.

13. Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Воздействие поражающих факторов обычных средств нападения.

14. Номенклатура аварийных химически опасных веществ, используемых в опасных производствах, их классификация. Воздействие основных АХОВ на производственный персонал и население в санитарно-защитной зоне. Защита от АХОВ.

15. Службы ГО. Основные задачи и организационная структура. База создания.

16. Степени готовности ГО. Краткая характеристика и проводимые по ним мероприятия.

17. Система оповещения ГО объекта. Действия населения по сигналам оповещения ГО.

18. Комплекты индивидуальных дозиметров, их назначение и общее устройство, порядок зарядки приборов и снятия показаний.

19. Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

20. Организация радиационной, химической и биологической защиты населения и персонала организаций.

21. Классификация средств индивидуальной защиты. Устройство и принцип действия фильтрующего и изолирующего противогаза.

22. Организация медицинской защиты населения и персонала организаций.

23. Защита населения путем эвакуации.

24. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.

25. Организация пожарной безопасности и противопожарной защиты в организации (на объекте).

26. Структура и основные задачи ГО учреждения образования. Руководство ГО учреждения образования. Органы управления ГО. Формирования ГО и их функции.

27. Структура и содержание плана ГО учреждения образования. Особенности организации и ведения ГО в учреждении образования.

28. Роль и место преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности в системе ГО учреждения образования. Обязанности преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности в области ГО.

29. Цели проверки и оценки состояния гражданской обороны. Перечень элементов проверок. Проведение проверок и подготовка отчетных материалов по их итогам.

30. Задачи пропаганды мероприятий ГО. Организация пропаганды среди населения. Планирование пропаганды, ее организаторы и исполнители, формы и методы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. История возникновения ГО. Определение ГО.

2. Предназначение и задачи гражданской обороны.

3. Организация и ведение гражданской обороны Российской Федерации.

4. Руководство гражданской обороны.

5. Силы гражданской обороны. Режимы функционирования.

6. Права граждан в области защиты от ЧС.

7. Обязанности граждан в области защиты от ЧС.

8.План ГО, основные требования, задачи, структура.

9. Ядерное оружие. Общая характеристика. Виды ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва.

 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
10. Химическое оружие. Виды химического оружия. Классификация и характеристика отравляющих  веществ.  

11.Защитные сооружения гражданской обороны, алгоритм поведения в защитных сооружениях при угрозе возникновения ЧС

12.Средства индивидуальной защиты органов дыхания

13.Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания.

14.Средства индивидуальной защиты кожи:назначение, устройство, комплектация.

15.Простейшие средства индивидуальной защиты кожи.

16.Медицинские средства индивидуальной защиты (апте чка АИ-2, индивидуальные противохимической пакет).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд  оценочных средств представлен в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Николенко С.Д.
Защитные сооружения в системе защиты населения от чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] :  :  учебное пособие/ С.Д.Николенко-  — Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 105 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59112.html.— ЭБС «IPRbooks»
ЭБС АСВ, ,  2016.
 
Л1.2
Гражданская оборона [Электронный ресурс]: :  учебное пособие: : направление подготовкиПедагогическое образование / Направленность программы Образование в области безопасности жизнедеятельности/ — Электрон. текстовые данные.— Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86986.html.— ЭБС «IPRbooks»
Сургутский государственный педагогический университет, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ю.С. Рысин, С.Л. Яблочников.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 122 c. — ISBN 978-5-4486-0158-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70759.html 
Саратов: Ай Пи Эр Медиа,, 2018
 
Л2.2
Евсеев В.О.
Безопасность жизнедеятельности : учебник для бакалавров / В. О. Евсеев, В. В. Кастерин, Т. А. Коржинек [и др.]. — 2-е изд. — М. : Дашков и К, 2019. — 453 c. — ISBN 978-5-394-03216-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85210.html 
Дашков и К, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахкиямова Г.Р.
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие
Н.Челны: НИСПТ�, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Гражданская оборона РФ - http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/grazhdanskaya-oborona-rf.html
 
Э2
МЧС России - http://www.mchs.gov.ru/activities/Grazhdanskaja_oborona/Istorija
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов    семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач        

  Рекомендации по подготовке к экзамену

Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины   осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.