(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э3 Э4
анализ процесса поддержания тре-
буемого уровня безопасности /Ср/
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Перечень вопросов на экзамен:
1. Система: составляющие, структура и морфология. Признаки классификации систем.
2. Закрытые и изолированные системы. В чем состоят принципиальные отличия между сложными и простыми системами?
3. Модель и предназначение моделирования. Укажите главные виды моделей и методов моделирования.
4. Назовите отличительные признаки материальных и идеальных моделей. В чем отличие между когнитивной и содержательной моделями?
5. Чем отличаются между собой смысловые и знаковые модели? Цель дескриптивного, нормативного и ситуационного моделирования?
6. Какие задачи решаются в ходе количественного анализа модели? Перечислите вероятные причины возможной неадекватности модели.
7. Сущность проблемы аварийности и травматизма в техносфере. Причинная цепь техногенного происшествия.
8. Объект и предмет системного анализа и моделирования опасных процессов в техносфере.
9. Дайте определение категории «безопасность». Что такое «риск» и какими единицами он может измеряться?
10. Основные методы исследования и совершенствования безопасности техносферы. Этапы и задачи в программно-целевом планировании и управлении процессом обеспечения безопасности.
11. Система обеспечения безопасности. Цель и главные задачи данной системы
12. Перечислите основные этапы системного исследования техносферы.
13. Предназначение эмпирического системного анализа. Проблемно-ориентированное описание объекта и цели исследования.
14. Укажите основные задачи, решаемые в процессе теоретического системного анализа и системного синтеза.
15. Раскройте значение термина «формализацию» и укажите его связь с моделированием.
16. Модели и методы моделирования для системного исследования опасных процессов в техносфере.
17. Диаграммы причинно-следственных связей. «Петля». Пример
18. Диаграммы причинно-следственных связей. «Дерево». Пример
19. Основное отличие диаграммы типа дерево от графа. Пример.
20. Дерево происшествия и его сущность. Что олицетворяют собой отдельные ветви и листья этой диаграммы причинно-следственных связей?
21. Отличия процедуры построения дерева событий и дерева происшествия. Пример
22. Цель качественного анализа диаграмм типа дерево. Методы качественного анализа дерева происшествия.
23. Приведите формулы расчета вероятности события, образованного конъюнкцией нескольких предпосылок.
24. Изложите идею обоснования наиболее эффективных мер безопасности с помощью моделей типа дерево. Перечислите задачи, решаемые в ходе количественного анализа этих моделей.
25. Укажите исходные данные и показатели, используемые в методикe априорной оценки безопасности разрабатываемых производственных процессов.
26. Этапы процесса причинения ущерба от техногенных происшествий.
27. Перечислите признаки, с помощью которых можно отличить трансформацию вещества в форме «взрыва» и «горения».
28. Конечная цель системного исследования этапа возможной трансформации аварийно-опасного химического вещества.
29. Перечислите группы моделей, наиболее пригодных для системного исследования процесса причинения ущерба
30. Типовые сценарии при прогнозе количества аварийно высвободившегося вещества.
31. Дайте наиболее общее определение термину «управление». Какие два этапа требуются для практической реализации программно-целевого планирования и управления безопасностью в техносфере?
32. Система оперативного управления безопасностью.
33. Перечислите основные этапы процесса выработки управляющих воздействий по совершенствованию безопасности.
34. Укажите последовательность постановки и решения задач оптимизации параметров человеко-машинных систем. Назовите критерии, рекомендуемые для использования в таких задачах.
35. Каково место нормирования безопасности среди других задач программно-целевого планирования и управления процессом ее обеспечения?
36. Перечислите известные ныне подходы к нормированию безопасности. Укажите сильные и слабые стороны каждого такого подхода.
38. Что следует понимать под «безопасным» технологическим оборудованием? Какие этапы его создания должны использоваться для придания ему таких свойств?
39. Перечислите существенные особенности целевой программы обеспечения безопасности создаваемого оборудования.
40. Укажите конструктивные способы и средства повышения безотказности и эргономичности создаваемой техники.
41. Особенность контроля безопасности на ранних этапах разработки процессов и объектов техносферы. С какого момента возможен более объективный контроль уровня безопасности создаваемых процессови почему?
42. Перечислите задачи, решение которых может способствовать улучшению программы поддержания обученности персонала мерам безопасности.
Тематика рефератов с презентацией:
1.Источники, причины возникновения техногенных опасностей, их виды.
2.Источники, причины возникновения социальных опасностей, их виды.
3.Источники, причины возникновения смешанных опасностей: военно-политические и религиозные конфликты.
4.Безопасность как условие и потребность жизни человека.
5.Безопасность в различных сферах жизнедеятельности.
6.Безопасность как ключевая потребность.
7.Проблема безопасности в современных условиях.
8.Философский аспект безопасности.
9.Общение как средство выживания среди людей.
10. Общие принципы, предмет, цель и задачи системного анализа. Понятие и классификация систем. Понятие сложной системы.
11. Свойства, состояния, взаимодействия и факторные пространства систем.
12. Разновидности сложных систем и их свойства. Системный подход к проектированию сложных систем.
13. Решение проблем с использованием теории систем. Системный анализ прикладных систем.
14. Классификация и общая характеристика методов системного анализа. Особенности системного анализа процессов в техносфере.
15. Базовые категории систем. Принцип декомпозиции систем.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия нацелены на закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки докладов, сообщений (познавательные общеучебные и логические универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) проанализировать план семинарского занятия;
2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;
3) найти определения ключевых понятий;
4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;
5) решить задания теста (при их наличии);
6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему устное сообщение и презентацию.
Рекомендации по написанию сообщения с презентацией
1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.
2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.
3. Составьте план сообщения.
4. Составьте сообщение на 5-7 минут.
5. Подготовьте тезисы и иллюстрации по теме сообщения.
6. Подготовьте презентацию.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей), составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, решение ситуационных (профессиональных) задач.
Рекомендации для подговки к экзамену
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Нельзя ограничивать подготовку простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Любой вопрос при сдачеэкзамена необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.