Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Ваккильевна
ции
Э4
Э2 Э3
Э1 Э4
Э1
Э1
Э5
Э5
Э8 Э9
Э8
Э9
Э6
Э6
Э6
Э6
Э7
Э7
Э7
Э7
Э10 Э11
Вопросы для подготовки к зачету
1. Объект и предмет психологической науки. Основные принципы и задачи психологии.
2. Классификация методов психологии. Организация психологического исследования. Этика психологического исследования.
3. Психология в системе наук. Отрасли психологии.
4. Общее понятие о психике. Функции психики. Виды психических явлений. Возникновение психики в эволюции. Уровни развития психики. Соотношение биологического и социального в психике человека.
5. Понятие о сознании. Понятие о неосознаваемых (бессознательных) процессах.
6. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологическая основа ощущений. Общее понятие о восприятии. Свойства восприятия. Восприятие пространства, времени, движения, фигуры и фона, частей и целого.
7. Общее понятие о мышлении. Физиологическая основа мышления. Характеристики мышления. Виды мышления. Операции мыслительной деятельности. Формы мышления.
8. Общее понятие о речи. Речь и язык. Психологические особенности видов речи. Функции речи. Речь и мышление.
9. Общее понятие о памяти. Роль памяти в жизнедеятельности человека. Психологические особенности видов памяти. Процессы памяти и их основные характеристики.
10. Общее понятие о воображении. Функции воображения. Соотношение воображения и других познавательных процессов. Психологические особенности видов воображения. Способы создания образов воображения. Формы воображения.
11. Общее понятие о внимании. Функции внимания. Физиологическая основа внимания. Виды внимания. Свойства внимания.
12. Общее понятие о деятельности. Общая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность.
13. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности в отечественной и зарубежной
14. Понятие о темпераменте в психологии. Свойства темперамента.
15. Понятие характера в психологии. Характер и темперамент человека. Общее представление о структуре характера. Понятие акцентуации характера.
16. Понятие о способностях. Виды способностей. Теории развития способностей. Задатки и способности. Уровни развития способностей.
17. Общее понятие об эмоциях. Функции эмоций. Типы эмоциональных состояний.
18. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Свойства воли. Функции воли. Волевые качества личности.
19. Общее понятие о мотиве и мотивации личности. Теории мотивации.
20. Общее понятие о направленности личности. Формы направленности личности.
21. Социальная психология как наука.
22. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Этапы развития социальной психологии.
23. Методы исследования в социальной психологии. Отрасли социальной психологии.
24. Понятие общения. Сущность общения. Средства общения.
25. Структура общения. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
26. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация.
27. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Типы взаимодействий (кооперация, конкуренция, конфликт).
28. Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция).
29. Конфликт. Виды, функции, структура и динамика конфликта.
30. Группа как социально-психологический феномен. Класификация социальных групп.
31. Понятие малой группы. Классификация малых групп.Стадии и уровни развития группы. Психологические процессы в малой группе.
32. Понятие больших социальных групп, их особенности.Структура психологии больших социальных групп.
33. Стихийные группы и массовые движения. Механизмы психологического воздействия в стихийных группах..
34. Характеристика и проблема личности в социальной психологии. Социализация.
35. Социальная установка и реальное поведение.
Темы письменных работ:
Общая психология
1. Становление психологии как науки. Научный подход к анализу психических явлений.
2. Сравнительный критический анализ теорий происхождения психики.
3. Сознание. Проблема дефиниции и выбора методологической основы анализа.
4. Развитие сознания ребенка (развитие в процессе обучения, индивидуальный путь ребенка).
5. Проявление сознания в поведении человека.
6. З. Фрейд и его представления о бессознательном.
7. Проявление бессознательного в поведении человека.
8. Проявление бессознательного в поведении человека.
9. Соотношение сознания и бессознательного.
10. Культурно-исторический подход к изучению личности.
11. Способности и задатки: что выступает в качестве задатков к развитию человеческих способностей
12. Личность: качества или типы
13. Личность и темперамент.
14. Сопоставительный анализ различных типологий характеров.
15. Современные концепции темперамента.
16. Сравнительный критический анализ различных теорий эмоций.
17. Ощущения, их классификация и свойства.
18. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий.
19. Проблема апперцепции, как зависимости восприятия от личности.
20. Психологический анализ обонятельных и вкусовых ощущений.
21. Общее представления о внимании. Основные свойства и методы изучения внимания.
22. Сравнительный анализ теорий внимания.
23. Общее представления о памяти. Классификация процессов памяти.
24. Индивидуальные особенности и типы памяти.
25. Общее представления о мышлении. Методы исследования мышления.
26. Проблема генезиса человеческого мышления.
27. Анализ мышления как деятельности. Процесс решения задач.
28. Речь, как психический процесс.
29. Проблема взаимосвязи речи и мышления
Социальная психология
1. Место социальной психологии в системе научного знания.
2. История формирования социально-психологических идей.
3 Методологические проблемы исследования в социальной психологии.
5. Основные этапы развития социально-психологических взглядов.
6. Место общения в жизни общества.
7. Социально-психологические теории личности.
8. Деформация социальных отношений и общений.
9. Малые неформальные группы, их структура и динамика.
10. Социальная психология семьи.
11. Социальная психология производственных общностей.
12. Социально-психологическая характеристика преступных общностей.
13. Лидерство и руководство.
14. Межличностная аттракция: дружба, любовь и взаимоотношения.
15. Психологическая теория коллектива.
16. Общение и деятельность.
17. Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.
18. Структура, содержание и формы общения. Основные функции процесса общения.
19. Основные стороны процесса общения и их характеристика.
20. Особенности проявления коммуникативной функции общения в коллективе.
21. Модель коммуникативного процесса: особенности рассмотрения в различных подходах.
22. Вербальная коммуникация, особенности проявления в конфликтных ситуациях.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и