2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Организация проектно-исследовательской деятельности школьников_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация проектно-исследовательской деятельности школьников
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Краснова Е.Л. _________________
 
 
Организация проектно-исследовательской деятельности школьников
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
расширение знаний и умений в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в системе общего образования
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
ознакомить со спецификой проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
1.5
сформировать представление о технологии реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе;
1.6
сформировать практические навыки организации и проведения проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "Организация проектно-исследовательской деятельности школьников" обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.2
Формирование учебной деятельности в начальной школе
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен к участию в коллективной работе по проектированию и реализации программ развития и воспитания обучающихся
 
ПК-1.1: Знает: технологии проектирования образовательных программ и систем; нормативно-правовые основы профессиональной деятельности; условия, способы и средства личностного и профессионального саморазвития
 
ПК-1.2: Умеет: проектировать образовательные программы для разных категорий, обучающихся; проектировать программу личностного и профессионального развития
 
ПК-1.3: Владеет: способностью анализировать подходы и модели к проектированию программ психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в системе образования, опытом проектной деятельности; навыками проектирования и реализации векторов профессионального и личностного саморазвития
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
активные методы обучения и инновационные обучающие технологии;
3.1.2
особенности проектно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе начального общего образования;
3.1.3
основные формы и методы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ориентироваться в понятийно-терминологическом аппарате проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
3.2.2
применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности;
3.2.3
использовать инновационные обучающие технологии в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами конструктивного взаимодействия со смежными специалистами в системе общего и дополнительного образования в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
3.3.2
способами создания системы проектно-исследовательской деятельности обучающихся в групповом и в индивидуальном варианте;
3.3.3
навыками анализа и оценивания результата проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Раздел 1. Введение. Место проектно-исследовательской деятельности обучающихся в системе начального общего образования.

 
1.1
Применение современных мето-дик и технологий организации проектно-исследовательской дея-тельности обучающихся в системе начального общего образования. Требования к организации твор-ческой познавательной деятель-ности школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3
2
0
 
1.2
Требования к организации твор-ческой познавательной деятель-ности  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.3
2
0
 
1.3
Отличие проектной деятельности от проектной задачи, от исследовательской деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
1.4
Современные методики и технологии организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в системе основного общего образования. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 2. Проектная деятельность как форма научно-исследовательской работы обучающихся.

 
2.1
Технология проектного обучения и ее возможности в реализации исследовательской деятельности обучающихся.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1.3
2
0
 
2.2
консультирование обучающихся в ходе выполнения исследовательского проекта /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
2.3
Руководство  проектной деятельностью, /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 3. Особенности организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Типология проектов. Представление результатов проектно-исследовательской деятельности.

 
3.1
Структура проектной и учебно-исследовательской  деятельности, общие компоненты. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.3
2
0
 
3.2
Консультирование обучающихся в ходе выполнения исследовательского проекта.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

5
ПК-1.3
2
0
 
3.3
Руководство  проектной деятельностью, /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
3.4
Взаимодействие со смежными специалистами в системе общего и дополнительного образования в организации проектной деятельности младших школьников. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3
2
0
 
3.5
Особенности сопровождения проектной-исследовательской деятельностью младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3
2
0
 
3.6
Особенности выполнения проектно-исследовательской деятельности младшими школьниками /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.3
2
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.7
Особенности выполнения проектной работы с младшими школьниками /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
ПК-1.3
2
0
 
3.8
Особенности представления полученных результатов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
3.9
Представление результатов проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3
2
0
 
3.10
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Более подробно смотреть ФОС по дисциплине. (см. Приложение)
 
5.2. Темы письменных работ
Более подробно смотреть ФОС по дисциплине. (см. Приложение)
 
5.3. Фонд оценочных средств
Более подробно смотреть ФОС по дисциплине. (см. Приложение)
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Полат, Е.С.
Организация проектной деятельности обучающихся  : хрестоматия / Е. С. Полат, А. М. Болдырева, Е. А. Пеньковских  [и др.] ; составители В. Л. Пестерева, И. Н. Власова. —  Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 164 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86374.html
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Суртаева, Н.Н.
Педагогические технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.Н. Суртаева. -  2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  250 с. -  (Образовательный процесс). -  ISBN 978-5-534-10405-9. -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/429978 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сафина А.М., Хафизова Г.М.
Педагогические технологии [Электронный ресурс]. Часть 2 : учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета / авт.-сост. А.М. Сафина, Г.М. Хафизова .- Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. - 51 с. — URL:http://bibl:81/books/Педагогика/ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ_Ч 2_Сафина, Хафизова.pdf>..
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
видеолекция Проектная деятельность. Урок 1. Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=9z4QVeKdlYI 
 
Э2
Видеолекция Проектная деятельность. Урок 2. Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=mVCfgPG5taA
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.7
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.8
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-205 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.