2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Организация проектной деятельности младших школьников_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация проектной деятельности младших школьников
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Сафина А.М. _________________
 
 
Организация проектной деятельности младших школьников
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2019-2020 уч.г.

Зав. кафедрой Федекин Игорь Николаевич

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель учебной дисциплины – расширение знаний и умений обучающих в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в системе начального общего образования
1.2
Задачи: ознакомить со спецификой проектно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе начального общего образования;
1.3
сформировать представление о технологии реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе;
1.4
сформировать практические навыки организации и проведения проектно-исследовательской деятельности обучающихся в системе начального общего образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.2
Методика семейного воспитания
2.1.3
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.1.4
Педагогика раннего возраста
2.1.5
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.6
Театрализованная деятельность в ДОО
2.1.7
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.8
Детская психология
2.1.9
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Производственная преддипломная практика
2.2.3
Методика социально-личностного развития дошкольников
2.2.4
Игровые технологии в дошкольном образовании
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
 
ПК-12: способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Знать:
 
формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся, некоторые особенности научной специфики предметной области начального блока
 
основные этапы, цели и задачи организации учебно-исследовательской работы
 
содержание методической составляющей в организации исследовательской деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей, уровня мотивации и образования 
 
 
Уметь:
 
определять перспективное направление и обосновывать отбор содержания исследовательской деятельности обучающихся 
 
выделять критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся 
 
планировать и организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыками организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся
 
навыками оценки исследовательской деятельности обучающихся 
 
профессиональным инструментарием формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
3.1.2
как организовать исследовательскую деятельность обучающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
3.2.2
планировать и организовывать исследовательскую деятельность обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком анализа характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
3.3.2
навыком организации исследовательской деятельности обучающихся
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Место проектно-исследовательской деятельности обучающихся в системе начального общего образования.

 
1.1
Применение современных мето-дик и технологий организации проектно-исследовательской дея-тельности обучающихся в системе начального общего образования. школьников /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-7 ПК-12
5
0
 
1.2
Требования к организации твор-ческой познавательной деятель-ности  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-7 ПК-12
5
0
 
1.3
Требования к организации твор-ческой познавательной деятель-ности  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-7 ПК-12
5
0
 
1.4
Современные методики и технологии организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в системе основного общего образования. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

3
ПК-7 ПК-12
5
0
 
 
Раздел 2. Проектная деятельность как форма научно-исследовательской работы обучающихся.

 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1
Технология проектного обучения и ее возможности в реализации исследовательской деятельности обучающихся.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-7 ПК-12
5
0
 
2.2
Консультирование обучающихся в ходе выполнения исследовательского проекта /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-7 ПК-12
5
0
 
2.3
Руководство  проектной деятельностью, /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-7 ПК-12
5
0
 
 
Раздел 3. Особенности организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Типология проектов. Представление результатов проектно-исследовательской деятельности.

 
3.1
Структура проектной и учебно-исследовательской  деятельности, общие компоненты. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-7 ПК-12
5
0
 
3.2
Консультирование обучающихся в ходе выполнения исследовательского проекта.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-7 ПК-12
5
0
 
3.3
Руководство  проектной деятельностью, /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-7 ПК-12
5
0
 
3.4
Взаимодействие со смежными специалистами в системе общего и дополнительного образования в организации проектной деятельности младших школьников. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-7 ПК-12
5
0
 
3.5
Особенности сопровождения проектной-исследовательской деятельностью младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-7 ПК-12
5
0
 
3.6
Особенности представления полученных результатов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-7 ПК-12
5
0
 
3.7
Особенности выполнения проектно-исследовательской деятельности младшими школьниками /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-7 ПК-12
5
0
 
3.8
Представление результатов проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-7 ПК-12
5
0
 
3.9
Оценивание проекта /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-7 ПК-12
5
0
 
3.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-7 ПК-12
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы и задания для экзамена:

1. Современные методики и технологии организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в системе основного общего образования.

2. Требования к организации творческой познавательной деятельности школьников (ФГОС НОО).

3. Модели реализации исследовательской деятельности обучающихся по учебным предметам образовательной программы ДОУ/начальной школы.

4. Технология проектного обучения и ее возможности в реализации исследовательской деятельности обучающихся.

5. Методологические подходы к проектной деятельности учащихся. Принципы организации исследовательской проектной деятельности.

6. Реализация проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся.

7. Взаимодействие педагога и обучающихся при выполнении исследовательского проекта. Руководство  проектной 

 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
деятельностью, консультирование обучающихся в ходе выполнения исследовательского проекта.

8. Взаимодействие со смежными специалистами в системе общего и дополнительного образования в организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся.

9. Планирование содержания исследовательских проектов по предметам (гуманитарного, естественнонаучного и математического цикла) образовательной программы ДОУ/начальной школы.

10. Цели и задачи исследовательской и проектной  деятельности в ДОУ/начальной школе.

11. Структура проектной и учебно-исследовательской  деятельности, общие компоненты.

12. Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных  особенностей обучающихся.

13. Типы проектов (учебные, научно-исследовательские, социальные) в начальной школе.

14. Представление результатов проектно-исследовательской деятельности в начальной школе (семинары, конкурсы, конференции, выставки и пр).

15. Критерии качества исследовательских работ в зависимости от объема, характера экспериментального материала, самостоятельности и др.

16. Система диагностики и оценки результативности учебных, научно-исследовательских, социальных проектов обучающихся.

17.  Проекты обучающихся (по направлениям внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в начальной школе.

18. Соотнесите понятия:

19. Проектная  деятельность деятельность обучающихся по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов

20.Исследовательская деятельность деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с созданием интеллектуального или материального продукта

21.Проектно-исследовательская деятельность деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением

22. Укажите формы и методы проектной и исследовательской деятельности в начальной школе

23. Установите последовательность этапов проектно-исследовательской деятельности младших школьников: презентационный, планирующий, мотивационный, рефлексивно-оценочный, информационно-операционный.

24. Классифицируйте виды учебных проектов:

по содержанию внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные

25. Классифицируйте виды учебных проектов:

по продолжительности монопроекты, межпредметные проекты

26. Классифицируйте виды учебных проектов:

по комплексности практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты

27. Классифицируйте виды учебных проектов:

по характеру контактов между участниками мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные проекты.

Задания:

1.Разработка методических моделей реализации исследовательской деятельности обучающихся по учебным предметам образовательной программы дошкольного образования/начальной школы.

2. Разработка тематики исследовательских проектов по предметам (гуманитарного, естественнонаучного и математического цикла) образовательной программы ДОУ/начальной школы.

3. Разработка модели взаимодействия со смежными специалистами в системе общего и дополнительного образования в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Тематика письменных работ:

1.Определите аппарат и логику исследования: проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи.

2. Категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

3 .Формулировка, отражение характерных черт исследования.

4. Совокупность связей и отношений, свойств, которая существует в теории и практике и служит источником

необходимой для исследователя информации.

5. Связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска.

6. Краткая и точная формулировка, в смысловом отношении выражает то основное, что намеревается сделать исследователь.

7. Конкретизация этапов исследования

8. Разработка методических моделей реализации исследовательской деятельности обучающихся по учебным предметам образовательной программы начальной школы.

9. Разработка тематики исследовательских проектов по предметам (гуманитарного, естественнонаучного и математического цикла) образовательной программы начальной школы.

10. Разработка модели взаимодействия со смежными специалистами в системе общего и дополнительного образования в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

11.Привлекательность метода проектов для системы образования.

12.Условия, необходимые для реализации проекта.

13. Реализация проектов на практике

14.Чему учит проектная деятельность.

15.Разработайте темы проектной работы о растениях

16.Разработайте темы проектной работы о животных

 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
17 Темы исследовательских работ и проектов о природе.

18. Темы исследовательских работ и проектов о грибах.

19. Темы исследовательских работ и проектов о птицах

20. Темы исследовательских работ и проектов общей тематики

21. Темы исследовательских работ и проектов о земноводных.

22. Темы исследовательских работ и проектов о рыбах.

23. Темы исследовательских работ и проектов по математике.

24. Темы исследовательских работ и проектов по географии.

25. Темы исследовательских работ и проектов по русскому языку.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Более подробно смотреть ФОС по дисциплине.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Полат, Е.С.
Организация проектной деятельности обучающихся  : хрестоматия / Е. С. Полат, А. М. Болдырева, Е. А. Пеньковских  [и др.] ; составители В. Л. Пестерева, И. Н. Власова. —  Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 164 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86374.html
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Суртаева, Н.Н.
Педагогические технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.Н. Суртаева. -  2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  250 с. -  (Образовательный процесс). -  ISBN 978-5-534-10405-9. -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/429978 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сафина А.М., Хафизова Г.М.
Педагогические технологии [Электронный ресурс]. Часть 2 : учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета / авт.-сост. А.М. Сафина, Г.М. Хафизова .- Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. - 51 с. — URL:http://bibl:81/books/Педагогика/ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ_Ч 2_Сафина, Хафизова.pdf>..
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
Л3.2
Сафина А.М.
Материалы к курсу по выбору "Организация проектной деятельности младших школьников"Н.Челны: НИСПТР, 2014 . - 29 с.
Н.Челны: НИСПТ�, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
видеолекция Проектная деятельность. Урок 1. Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=9z4QVeKdlYI  (дата обращения: 29.08.2019)
 
Э2
Видеолекция Проектная деятельность. Урок 2.Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=mVCfgPG5taA (дата обращения: 29.08.2019)
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.