2022-2023_z44_03_01 М 1922 гр__plx_История математики_Математика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История математики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Математика
 
экзамен 4 зачет 4
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
141
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
141
141
141
141
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Шакиров И.А. _________________
 
 
История математики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирования понимания истории возникновения и развития математики как науки.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
усвоение обучающимися этапов развития математики;
1.4
знакомство с методами решения старинных задач;
1.5
знакомство с этимологией математических понятий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Аналитическая геометрия
2.1.2
Курсовая работа по математике
2.1.3
Решение олимпиадных задач по математике
2.1.4
Специальные методы решения математических задач
2.1.5
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.6
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.7
Математический анализ
2.1.8
Методика написания исследовательской работы по математике
2.1.9
Методика организации исследовательской работы по математике  в школе
2.1.10
Учебная ознакомительная практика по математике
2.1.11
Элементарная алгебра
2.1.12
Алгебра
2.1.13
Вводный курс математики
2.1.14
Концепции современного естествознания
2.1.15
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.16
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.17
Философия
2.1.18
Элементарная геометрия
2.1.19
Специальные методы решения математических задач
2.1.20
Методика организации исследовательской работы по математике  в школе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Внеклассная работа по математике
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификацДиагностика предметных и метапредметных результатов обучения математикеионной работы
2.2.3
Дискретная математика
2.2.4
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.7
Производственная преддипломная практика
2.2.8
2.2.9
Внеклассная работа по математике
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области  "Математика"
 
стр. 4
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Математика"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы развития математики в контексте социальной истории общества в её взаимодействии с другими науками и техникой, важнейшие факты её истории (историю открытий, теорий, концепций, научные биографии крупнейших учёных, историю научных школ, этапы развития научных международных отношений и т.д.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
видеть решаемую задачу и раздел математики, к которой она относится, в исторической перспективе, оценивать их место в современной математике.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
необходимой для работающего математика историко-математической культурой, позволяющей адекватно оценивать настоящее состояние раздела математики и квалифицированно оценивать возможные перспективы. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в историю математики.

 
1.1
Введение в историю математики. Периоды развития математики.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-1.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.2
История математики в школе.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э5

2
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.3
Предмет истории математики.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э6

16
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 2. Период зарождения математики.Период элементарной математики.

 
2.1
Возникновение математических понятий в первобытном обществе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

16
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.2
Накопление математических сведений и создание практической математики древними цивилизациями Востока (Египет, Междуречье, Индия, Китай).  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4

2
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 3. Период элементарной математики.

 
3.1
Возникновение теоретической математики (Древняя Греция, эллинистические страны). Геометрическая алгебра. Математика эллинистических стран (Евклид, Архимед, Аполлоний). Математика римской эпохи (Герон, Птолемей, Диофант) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

8
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.2
Ионийская школа (Фалес). Классические задачи древности. Кризис древнегреческой математики.Афинская школа (Платон, Аристотель, Евдокс). Математика Востока после упадка античного общества. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5

2
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
3.3
Пифагорейская школа (Арифметика и геометрия пифагорейцев). Математика средневековой Индии (Ариабхата, Брахмагупта, Бхаскара). Математика стран ислама (Аль-Хорезми, Аль-Каши, Ат-Туси, Омар Хайям). /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

8
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.4
Математика средневековой Европы (Фибоначчи). Математика эпохи Возрождения (Региомонтан, Пачоли, Кардано, Стевин, Виет, Непер).  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

16
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.5
Введение в употребление позиционной десятичной системы счисления. Введение отрицательных чисел и десятичных дробей. Создание символической алгебры.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

16
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 4. Период математики переменных величин.

 
4.1
Математика семнадцатого века. Создание математики переменных величин и теории функций (Декарт, Ферма, Ньютон, Лейбниц). Создание теории вероятностей (Гюйгенс, Ферма, Паскаль, Я. Бернулли). Элементы проективной геометрии (Паскаль, Дезарг). Элементы дифференциальной геометрии (Гюйгенс, Паскаль, Лейбниц, И. Бернулли). Кризис в развитии математики. Математика восемнадцатого века (Бернулли, Эйлер, Даламбер, Лагранж, Лаплас). /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
4.2
Создание дифференциального и интегрального исчисления (Ньютон, Лейбниц, Я. Бернулли, И. Бернулли, Лопиталь). Создание аналитической геометрии (Декарт, Ферма).  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
4.3
Создание основ исчисления бесконечно малых (Кавальери, Декарт, Ферма, Барроу, Валлис, Гюйгенс, Паскаль). Развитие алгебраической теории чисел (Ферма). Развитие символической алгебры и теории уравнений.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

16
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 5. Период современной математики

 
5.1
Математика девятнадцатого века (Гаусс, Лежандр, Монж, Пуассон, Фурье, Коши, Галуа, Абель, Дирихле, Остроградский, Риман, Вейерштрасс, Дедекинд, Кантор, Лобачевский, Клейн, Пуанкаре, Чебышев, Гильберт).  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э7

2
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
5.2
Фундаментальные достижения математики XIX века. /Пр/

2
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
5.3
Строгое обоснование теории действительных чисел и построение математического анализа на его основе (Коши, Вейерштрасс, Дедекинд, Кантор). Теория групп и его приложения (Галуа, Кели, Клейн). /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
5.4
Основания геометрии и классификация геометрий (Лобачевский, Риман, Клейн, Гильберт). Теория множеств (Кантор). /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э7

16
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 6. История отечественной математики

 
стр. 6
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
6.1
Развитие математики в России в XVIII-XIX столетиях. Советская математика. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

16
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 7. История математики в школе (содержательно-методические линии).

 
7.1
Развитие понятия числа (натуральные, дробные, отрицательные, иррациональные, комплексные числа). Начала геометрии (основные понятия геометрии, многоугольники, окружность, начала стереометрии).  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э4

2
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
7.2
Начала алгебры (основные понятия алгебры, уравнения, системы уравнений, степень, многочлены). /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э7

2
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
7.3
История математики в школе (фрагменты уроков, решение задач, внеклассная работа). /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

11
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 8. Математика в истории мировой культуры. 

 
8.1
Математика как прикладная наука. История развития компьютерных наук. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
8.2
Математика в современном мире /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
8.3
/Экзамен/

13
УК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Формы изучения исторического материала в школе.

2. Предмет истории математики.

3. Периоды развития математики.

4. Первоначальные математические понятия.

5. Числа и задачи египетской математики.

6. Возникновение позиционной системы счисления в Вавилоне.

7. Особенности математики Древнего Востока.

8. Начала дедуктивной математики в ионийской школе. Фалес.

9. Арифметика пифагорейской школы. Пифагор.

10. Геометрия пифагорейцев.

11. Классические задачи древности.

12. Кризис древнегреческой математики.

13. Дедуктивное построение математики Аристотелем.

14. Теория отношений Евдокса.

15. Значение «Начал» Евклида.

16. Интегральные методы Архимеда.

17. Конические сечения Аполлония.

18. Алгебраические начала Диофанта.

19. Индийская позиционная десятичная система счисления.

20. Алгебра аль-Хорезми.

21. Основные характеристики математики средневековой Европы. Фибоначчи.

22. Особенности математики Эпохи Возрождения. Кардано и Виет.

23. Итоги развития математики 17 века.

24. Создание аналитической геометрии. Декарт и Ферма.

25. Создание дифференциального и интегрального исчисления. Ньютон и Лейбниц.

26. Развитие анализа и его приложений в 18 веке.

27. Математические работы Эйлера.

28. К.Ф. Гаусс.

29. Н.И. Лобачевский.

30. Фундаментальные достижения математики 19 века.

 
стр. 7
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерный перечень заданий:

1. Кто впервые доказал, что число простых чисел не ограничено?

□Пифагор                  □Евклид                  □Диофант                     □Ферма

2. Какие обыкновенные дроби использовались в Древнем Вавилоне (знаменатель)?

□10                       □12                      □60                          □5

3. Чей это «автограф»:  ?

□Герон                    □Брахмагупта             □Евклид                      □Архимед

4. Кто впервые ввел буквенные обозначения коэффициентов уравнения?

□Диофант                  □Аль-Хорезми             □Виет                        □О.Хайям

5. Кем была доказана неразрешимость в радикалах уравнения пятой степени?

□Гаусс                    □Галуа                   □Абель                       □Эйлер

6. Отметьте ученых, которые внесли вклад в открытие неевклидовой геометрии:

□Лобачевский        □Евклид          □Бойяи           □Декарт          □Гаусс             □О.Хайям

7.Установите правильную последовательность событий в истории геометрии:

а) создание первого систематического курса геометрии; б) постановка знаменитых задач античности;

в) доказательство теоремы о сумме углов произвольного треугольника;

г) вычисление отношения объема шара к объему описанного цилиндра».

__________________________________________________________________________

8.Установите соответствие между известными математиками и их современниками:

1) М.В Остроградский; 2) Г.В. Лейбниц; 3) Р. Декарт; 4) Ф. Виет

а) Петр I; б) Николай I; в) Генрих IV; г) Ришелье».

1 –            2 –           3 –            4 –            

9. Какие системы счисления описываются в учебнике «Математика-5» Н.Я. Виленкина __________________________________________________________________________

10. Назовите имена математиков, упоминающихся в «Геометрии» А.В. Погорелова

__________________________________________________________________________

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Максимова, О. Д.
История математики : учебное пособие для вузов / О. Д. Максимова, Д. М. Смирнов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07199-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442136
М.: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шадрина, И. В. 
Методика преподавания начального курса математики : учебник и практикум для вузов / И. В. Шадрина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08528-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433375
М.: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Стеклов, В. А. 
Математика и ее значение для человечества : В. А. Стеклов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 204 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08325-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438600
М.: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Матвеев, С.Н.
Математика:  [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета математики и информатики  — Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76443.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
стр. 8
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.2
Галямова Э.Х.
Методика формирования и диагностики универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / Э. Х. Галямова. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019. — 134 c. — 978-5-98452-174-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81248.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
http://mathsun.ru/ 
 
Э2
http://www.alleng.ru/d/math/math166.htm 
 
Э3
http://www.alleng.ru/d/math/math170.htm
 
Э4
http://www.mmcs.sfedu.ru/docmanupload/cat_view/16----/91--
 
Э5
http://www.mmcs.sfedu.ru/docmanupload/cat_view/16----/91--
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU   https://elibrary.ru
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ   http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания для преподавателя по подготовке к лекционным занятиям:

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

На первой лекции лектор обязан предупредить обучающихся, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству обучающихся на самостоятельное 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 М 1922  гр..plx
 
изучение материала.

1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития обучающихся; достижение метапредметных результатов).

2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бакта.

Методические указания для обучающихся при подготвоке к выполнению самостоятельной работы:

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

•систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

•углубление и расширение теоретических знаний;

•формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

•развитие познавательных способностей, активности обучающихся, ответственности и организованности;

•формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

•развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально- технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

•цель и содержание задания;

•сроки выполнения;

•ориентировочный объем работы;

•основные требования к результатам работы и критерии оценки;

•возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Обучающиеся должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

•просматривать основные определения и факты;

•повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

•изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

•самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

•использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

•выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

Методические указания для практических занятий (семинарские занятия):

Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание

методической помощи и консультирование обучающихся по соответствующим темам курса.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

•ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

•участие в дискуссиях;

•выполнение проектных и иных заданий;

•ассистирование преподавателю в проведении занятий.

Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.

Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.