2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Безопасность жизнедеятельности_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся базисных теоретических знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности,здоровьесберегающих технологий, причин возникновения чрезвычайных ситуаций, возможных последствий и правил безопасного поведения человека.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
1.4
определение опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
1.5
овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
1.6
изучение проблем устойчивого развития, обеспечение безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
1.7
формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин "Основы безопасности жизнедеятельности", "Биология", "География" на предыдущем (школьном) уровне обучения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.2.2
Физическая культура и спорт
2.2.3
Основы математической обработки информации
2.2.4
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.2.5
Пожарная безопасность
2.2.6
Здоровьесберегающие технологии
2.2.7
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации
2.2.8
Системы гражданской защиты населения
2.2.9
Курсовая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности
2.2.10
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.2.11
Оборона государства и основы военной службы
2.2.12
Спортивная медицина
2.2.13
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.15
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.16
Производственная педагогическая практика
2.2.17
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.18
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-9:      способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций 
 
Знать:
 
основные приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
критерии  подбора   приемов первой помощи, методов защиты  для использования  в условиях заданных чрезвычайных ситуаций
 
алгоритм действий оказания неотложной помощи    в условиях чрезвычайных ситуаций
 
 
Уметь:
 
выявлять отклонения в состоянии здоровья      в условиях чрезвычайных ситуаций
 
выбирать методы оказания    первой помощи и   защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
применять знания   для оказания первой помощи и   защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Владеть:
 
методами диагностики общего состояния и   оказания  доврачебной помощи в условиях чрезвычайных ситуаций 
 
навыками использования приемов  первой помощи, средства индивидуальной и коллективной защиты в  условиях чрезвычайных ситуаций
 
навыками проектирования мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях и оказанию первой помощи.
 
 
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
основы охраны жизни и здоровья обучающихся в рамках безопасности жизнедеятельности
 
критерии оценивания  здоровья обучающихся 
 
основы проектирования системы обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
 
Уметь:
 
использовать базовые знания для  обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
оценивать здоровье обучающихся по заданным критериям 
 
отбирать здоровьесберегающие технологии для  обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
 
Владеть:
 
навыками  анализа здоровьесберегающих технологий 
 
навыками оценивания  здоровья обучающихся по заданным критериям
 
навыками разработки Программ здоровьесбережения 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
классификации, закономерности проявления и развития опасностей и ЧС природного, техногенного и социального характера; теоретические основы безопасности жизнедеятельности и системы «человек – среда обитания»; правила безопасного поведения на дороге, причины дорожно-транспортного травматизма; основы экономической, информационной и продовольственной безопасности личности и государства; факторы, влияющие на устойчивость работы объектов народного хозяйства и условий стабильного состояния  и в чрезвычайных ситуациях; правила безопасного поведения  в условиях потенциальной, реальной и реализованной опасности разного происхождения; методы организации защиты гражданского населения в условиях мирного и военного времени;
3.1.2
основные признаки нарушения здоровья;  определение и составляющие компоненты здорового образа жизни, принципы проектирования здорового образа жизни человека; средства оздоровительного воздействия на организм.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать возможный риск появления опасных ситуаций;
3.2.2
принимать своевременные меры по предотвращению реализации опасностей и по ликвидации их последствий;
3.2.3
способствовать обеспечению гармоничного развития личности обучающегося.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования доступных средств индивидуальной и коллективной защиты;
3.3.2
навыками оказания само и взаимопомощи в ЧС; приемами эвакуации;
3.3.3
навыки поддержания здорового образа жизни.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теория безопасности жизнедеятельности

 
1.1
Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности». /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
1.2
История, актуальность изучения дисциплины БЖ. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.3
Техносфера и человек /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

24
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
 
Раздел 2. Теоретические аспекты ЧС

 
2.1
Понятие ЧС и ЭС. Причины возникновения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
2.2
Особенности воздействия ЭС и ЧС на человека. Правила поведения. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
2.3
Стадии развития ЧС. Поражающее воздействие на человека. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
2.4
Практическая значимость и особенность разбора стадий ЧС. Подготовка к возникновению ЧС и разработка правил поведения и оказания помощи пострадавшим. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

6
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
2.5
Классификация ЧС по природе источника возникновения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
2.6
ЧС природного и техногенного характера, их негативное воздействие на человека. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
2.7
Особенности системы "человек - среда обитания". /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
2.8
Влияние негативных факторов среды обитания на здоровье человека. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
2.9
Безопасность и здоровье /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
 
Раздел 3. Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов

 
3.1
Классификация негативных факторов среды. Источники и характеристики основных негативных факторов среды обитания. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
3.2
Источники и характеристики основных негативных факторов и особенности их действия на человека. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

6
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
3.3
Источники и характеристики основных негативных факторов и особенности их воздействия на окружающую среду. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
3.4
Основные принципы и направления охраны окружающей среды. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.5
Экологическая безопасность /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4

30
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
3.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ОК-9 ОПК-6
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы на экзамен:

1.Безопасность жизнедеятельности, цели, задачи, принципы  науки о БЖ.

2.Понятие о ЭС и ЧС. Причины возникновения ЧС.

3.Стадии развития ЧС. Поражающее воздействие при ЧС.

4.Классификация ЧС: по природе возникновения.

5.ЧС природного характера.

6.ЧС техногенного характера.

7.ЧС социального характера.

8.ЧС биологического характера.

9.ЧС экологического характера.

10.ЧС военного характера.

11.Классификация ЧС:  по масштабу распространения последствий.

12.Особенности системы «человек - среда обитания».

13.Основные негативные факторы бытовой, производственной, городской среды.

14.Текущие состояния среды обитания.

15.Дайте общую характеристику природным ресурсам. Какое значение для развития цивилизации имеют запасы полезных ископаемых?

16.Вибрация: определение, классификация, основные физические характеристики, влияние вибрации на организм человека,  понятие о вибрационной болезни.

17.Шум: определение, классификация, основные физические характеристики, уровни звукового давления и звуковой интенсивности, влияние шума, его отдельных диапазонов частот  (инфразвука, ультразвука) на организм человека.

18.Температурно-влажностные характеристики жилых помещений. Влажность. Мероприятия по соблюдению допустимых показателей, их влияние на здоровье человека.

19.Приточно-вытяжная вентиляция, мероприятия по защите населения от их неблагоприятного воздействия (нормы).

20.Инсоляция жилья, его значение для благопритного климата в жилой среде.

21.Пыль, источники, ее влияние на здоровье человека.

22.Электромагнитные поля и излучения, электростатическое поле: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от электромагнитных полей.

23.Ионизирующее излучение: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от ионизирующих излучений.

24.Ультрафиолетовое, инфракрасное, световое излучение, источники, их краткая гигиеническая характеристика и особенности влияния на человека (положительное и негативное).

25.Электрический ток: действие электрического тока на организм человека, виды поражений электрическим током, источники поражения электрическим током, пороговые значения электрического тока.

26.Правила оказания помощи пострадавшему при поражении электрическим током.

27.Естественное освещение: источники; виды; преимущества и недостатки; нормирование параметров.

28.Искусственное освещение: источники; виды; преимущества и недостатки; нормированиепараметров; цветовое оформление помещений.

29.Антропогенные изменения в природе: преднамеренные, попутные. Формы антропогенного воздействия человека на биосферу. Классификация источников загрязнения окружающей среды. Классификация загрязнений по воздействию на компоненты окружающей среды: выбросы в атмосферу, твердые отходы, сточные воды. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.

30.Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Изменение климата и прозрачности атмосферы. Разрушение озонового экрана. Кислотные осадки. Выбросы вредных веществ.

31.Изменение состава гидросферы (водной среды). Причины ухудшения качества природных вод вследствие антропогенного воздействия. Отрицательное влияние сточных вод на качество воды.

32.Изменение состояния суши. Факторы загрязнения суши: деградация и эрозия земель, промышленные и бытовые отходы.

33.Основные принципы и направления охраны окружающей среды. Мероприятия по уменьшению возможных последствий от чрезвычайных ситуаций экологического характера.

34.Понятие «мониторинг»; основные задачи; экологический мониторинг; его виды.

35.Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, нормирование качества воды, нормирование химического загрязнения почв.

36.Психологическая безопасность. Факторы макросоциальной среды, влияющие  на психологическую безопасность.

37.Современные научные представления о здоровье человека.

38.Воспитание культуры здоровья человека.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
39.Социальная обусловленность здоровья.

40.Здоровье как антропологическая проблема.

41.Оценка риска влияния факторов среды обитания на здоровье населения.

42.Возрастные особенности формирования стиля здорового образа жизни.

43.Общие принципы оказания первой медицинской помощи. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией:

1.Роль социальных и биологических факторов в формировании состояния здоровья детей.

2.Физическая культура и здоровье. Оздоровительные эффекты физической культуры.

3.Механизмы оздоровительного действия физических упражнений. Особенности двигательной активности школьников.

4.Физиологические основы закаливания. Виды закаливания.

5.Система Порфирия Иванова – способ оздоровления?

6.Голодание – способ оздоровления?

7.Организация закаливания в образовательных организациях

8.Роль воды в жизнедеятельности человека.

9.Проблема организации сбалансированного питания в школе.

10.Профилактика психического стресса и коррекция его последствий.

11.Достаточная физическая активность как компоненты здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.

12.Роль двигательной активности в биологической эволюции.

13.Влияние физической тренировки на сердечно-сосуди¬стую и дыхательную системы.

14.Закаливание как компонент здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.

15.Личностно-развивающие, педагогические технологии в формировании  здорового образа жизни на разных этапах развития ребенка.

16.Компьютер и здоровье. Опасные и вредные факторы, воздействующие на пользователя компьютера

17.Электромагнитные поля и излучения, электростатическое поле: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от электромагнитных полей.

18.Ионизирующее излучение: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от ионизирующих излучений.

19.Ультрафиолетовое, инфракрасное, световое излучение, источники, их краткая гигиеническая характеристика и особенности влияния на человека (положительное и негативное).

20.Электрический ток: действие электрического тока на организм человека, виды поражений электрическим током, источники поражения электрическим током, пороговые значения электрического тока. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Безопасность жизнедеятельности"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соломин В.П.
Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. П. Соломин [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 399 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-01400-6. URL: https://urait.ru/bcode/432030
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Айзман, Р.И.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи : учебное пособие / Р. И. Айзман, Л. К. Айзман, Н. В. Балиоз [и др.] ; под ред. Р. И. Айзман, С. Г. Кривощеков, И. В. Омельченко. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 463 c. — ISBN 978-5-379-02006-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65283.html 
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. 
 
Л2.2
Айзман, Р. И.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова ; под редакцией А. Я. Тернер. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 247 c. — ISBN 978-5-379-02005-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65282.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Айзман, Р. И.
Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. Д. Корощенко ; под редакцией В. Б. Рубанович, С. В. Петров. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 352 c. — ISBN 978-5-379-02025-5  URL: http://www.iprbookshop.ru/65271.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахкиямова, Г.Р.
Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие / Г. Р. Ахкиямова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 148 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49915.html 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций http://0bj.ru/
 
Э2
Все о пожарной безопасности http://www.goodlife.narod.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

   В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
   

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия   нацелены на   закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией, решении ситуационных задач(познавательные общеучебные и логические  универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.  Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1) проанализировать план семинарского занятия;  

2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;

3) найти определения ключевых понятий;

4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;

5) решить ситуационные задачи (при их наличии);

6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.  

Семинар  начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику.  В ходе  семинара  предполагается  свободный обмен мнениями по избранной тематике:  обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются  намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара.  Основная часть семинара - заслушивание  сообщений обучающихся. Сообщение является   самостоятельной  работой,    обучающимися анализируются  и обобщаются  публикации по заданной тематике, вырабатывается  и обосновывается  собственная  позиции обучающегося в отношении рассматриваемой  проблемы.       

    Рекомендации по написанию реферата с презентацией

1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.

2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.

3. Напишите реферат.

4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.

   

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:  чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста,  конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,  учебно-исследовательская работа,  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:  работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:  решение задач и упражнений по образцу,  решение вариативных задач,  решение ситуационных (профессиональных) задач.

Рекомендации по подготовке к экзамену.

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Нельзя ограничивать подготовку  простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Любой вопрос при сдачеэкзамена необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.

    

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.