2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Безопасность жизнедеятельности_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой М.Х. Ахметова

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:  формирование у обучающихся базисных теоретических знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности,  причин возникновения чрезвычайных ситуаций, возможных последствий и правил безопасного поведения человека,  а также готовности к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
1.4
определение опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
1.5
овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
1.6
овладение навыками  разработки и реализации  организационно-управленческих решений  в соответствии с нормативно- правовыми документами;
1.7
формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Введение в логопедическую специальность
2.1.2
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.3
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.4
Правоведение
2.1.5
Противодействие коррупции
2.1.6
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.2
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.5
Проектирование ООП для детей с нарушениями речи
2.2.6
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
2.2.7
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.8
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-9: способен использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
Знать:
 
основные приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
критерии  подбора   приемов первой помощи, методов защиты  для использования  в условиях заданных чрезвычайных ситуаций
 
алгоритм действий оказания неотложной помощи    в условиях чрезвычайных ситуаций
 
 
Уметь:
 
выявлять отклонения в состоянии здоровья      в условиях чрезвычайных ситуаций
 
выбирать методы оказания    первой помощи и   защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
применять знания   для оказания первой помощи и   защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
 
Владеть:
 
методами диагностики общего состояния и   оказания  доврачебной помощи в условиях чрезвычайных ситуаций 
 
навыками использования приемов  первой помощи, средства индивидуальной и коллективной защиты в  условиях чрезвычайных ситуаций
 
навыками проектирования мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях и оказанию первой помощи.
 
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
Знать:
 
основы разработки и реализации организационно-управленческих решений в соответсвии с нормативно-правовыми документами
 
критерии оценки организационно-управленческих решений  в соответсвии с нормативно-правовыми документами
 
методику разработки и реализации  организационно-управленческих решений  в соответсвии с нормативно-правовыми документами
 
 
Уметь:
 
описывать направления разработки и реализации организационно-управленческих решений  в соответсвии с нормативно-правовыми документами
 
оценивать разработки организационно-управленческих решений  в соответсвии с нормативно-правовыми документами
 
определять закономерности изменения организационно-управленческих решений  в соответсвии с нормативно-правовыми документами
 
 
Владеть:
 
навыками анализа организационно-управленческих решений  в соответсвии с нормативно-правовыми документами
 
навыками подбора содержания организационно-управленческих решений  в соответсвии с нормативно-правовыми документами
 
навыками подюора и анализа организационно-управленческих решений  в соответсвии с нормативно-правовыми документами
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
классификации, закономерности проявления и развития опасностей и ЧС природного, техногенного и социального характера;
3.1.2
теоретические основы безопасности жизнедеятельности и системы «человек – среда обитания»;
3.1.3
правила безопасного поведения  в условиях потенциальной, реальной и реализованной опасности разного происхождения;
3.1.4
основные приемы оказания доврачебной помощи пострадавшим.
3.1.5
методы организации защиты гражданского населения в условиях мирного и военного времени;
3.1.6
основы, критерии, методику разработки и реализации  организационно-управленческих решений  в соответствии с нормативно- правовыми документами.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать возможный риск появления опасных ситуаций;
3.2.2
принимать своевременные меры по предотвращению реализации опасностей и по ликвидации их последствий; оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
3.2.3
определять закономерности изменения организационно-управленческих решений  в соответствии с нормативно-правовыми документами.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования доступных средств индивидуальной и коллективной защиты;
3.3.2
навыками оказания само и взаимопомощи при возникновении ЧС;
3.3.3
навыками подбора и анализа организационно-управленческих решений  в соответствии с нормативно- правовыми документами.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

 
1.1
Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.2
Технология построения  «Дерева опасностей»  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

 
2.1
Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
2.2
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от их последствий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий

 
3.1
Основы пожарной безопасности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
3.2
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от их последствий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
3.3
Безопасность и здоровье /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 4. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий

 
4.1
Социальная безопасность /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
4.2
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 5. Проблемы национальной и международной безопасности

 
5.1
Чрезвычайные ситуации военного времени /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
5.2
Современные оружия массового поражения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 6. Гражданская оборона и ее задачи

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.1
Государственные системы и органы обеспечения безопасности человека /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
6.2
Способы и средства защиты от последствий ЧС: Средства коллективной защиты /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
6.3
Средства индивидуальной защиты /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 7. Негативные факторы среды обитания

 
7.1
Основные негативные факторы среды обитания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
7.2
Экономическая безопасность /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 8. Безопасность жизнедеятельности на производстве

 
8.1
Теоретические основы охраны труда /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
8.2
Правовые аспекты охраны труда /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
 
Раздел 9. Основы медицинских знаний

 
9.1
Правила оказания доврачебной помощи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
9.2
Общие правила оказания первой доврачебной помощи   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
9.3
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-9 ОПК-2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Безопасность жизнедеятельности – как научное направление. Цели, задачи, принципы  науки о БЖ.

2.Понятие опасности. Классификация опасностей. Виды опасностей.

3.Опасные и вредные факторы среды обитания.

4.Сочетанное действие вредных факторов. Оценка влияния вредных факторов на здоровье человека.

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
5.Понятие о ЧС. Авария. Катастрофа.

6.ЧС и их классификация.

7.ЧС природного происхождения.

8.ЧС техногенного происхождения.

9.ЧС социального происхождения.

10.ЧС биологического характера. Эпидемия. Карантин.

11.ЧС биологического характера. Эпифитотия. Эпизоотия.

12.Антропогенные опасности.

13. ЧС военного времени (ОМП их характеристика).

14.Современные средства поражения.

15.Пожары:  условия возникновения и развития пожарной обстановки. Опасные факторы пожара; классификация пожаров; пожароопасность веществ и материалов, зданий и сооружений; огнестойкость строительных конструкций.

16.Взрыв: физико-химические основы, виды взрывоопасных веществ. Оценка поражающих факторов ЧС при взрывах.

17.Организация пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях.

18.Средства пожаротушения; основные виды огнетушащих составов; средства пожарной сигнализации.

19.Вибрация: определение, классификация, основные физические характеристики, влияние вибрации на организм человека,  понятие о вибрационной болезни.

20.Шум: определение, классификация, основные физические характеристики, уровни звукового давления и звуковой интенсивности, влияние шума, его отдельных диапазонов частот  (инфразвука, ультразвука) на организм человека.

21.Электромагнитные поля и излучения, электростатическое поле: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от электромагнитных полей.

22.Ионизирующее излучение: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от ионизирующих излучений.

23.Электрический ток: действие электрического тока на организм человека, виды поражений электрическим током, источники поражения электрическим током, пороговые значения электрического тока.

24.Промышленная вентиляция и кондиционирование: вентиляция как средство обеспечения нормального микроклимата; виды, способы осуществления вентиляции; схемы механической вентиляции; кондиционирование.

25.Естественное освещение: источники; виды; преимущества и недостатки; нормирование параметров.

26.Искусственное освещение: источники; виды; преимущества и недостатки; нормирование параметров; цветовое оформление помещений.

27.Источники загрязнения атмосферы, классификация основных загрязняющих веществ, нормирование выбросов, методы очистки.

28.Источники загрязнения водоемов, классификация основных загрязняющих веществ, нормирование стоков, методы очистки.

29.Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, нормирование качества воды, нормирование химического загрязнения почв.

30.Психологическая безопасность. Факторы макросоциальной среды, влияющие  на психологическую безопасность.

31. Понятие условий труда. Факторы, воздействующие на формирование условий труда.

32.Понятие о несчастном случае, производственной травме, профессиональном заболевании и отравлении. Группы профессиональных заболеваний.

33.Основы гигиены труда.  

34.Понятие терроризм. Защита от терроризма.

35.Уголовная ответственность, предусмотренная законом РФ о терроризме.

36.Безопасность человека. Национальная безопасность.

37.Основные типы угроз национальной безопасности и их характеристика.

38.Российская система предупреждения чрезвычайных ситуаций и действия при них.

39.Гражданская оборона, ее задачи по обеспечению безопасности человека в мирное и военное время.

40.Классификация и характеристика средств коллективной защиты.

41.Классификация и характеристика средств индивидуальной защиты.

42.Медицинские средствам индивидуальной защиты: аптечка индивидуальная; индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8); индивидуальный перевязочный пакет.

43.Эвакуация. Классификация эвакуаций.

44.Эвакуация населения. Организация и проведение эвакуации.

45.Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни».  Норма и патология. Здоровье и болезнь.

46.Классификация кровотечений, оказания первой медицинской помощи при кровотечении.

47.Классификация травм, их структура, особенности лечения травм  и  травматического шока у детей.

48.Особенности оказания первой медицинской помощи детям при травме или повреждении.

49.Показания, правила и механизм проведения прекардиального удара, непрямого массажа сердца, искусственной  вентиляции легких.

50.Понятия о неотложных состояниях, причины и факторы их вызывающие.

51.Диагностика и оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией:

1.Актуальность и особенности подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности на современном этапе развития российского общества.

2.Позитивные и негативные аспекты взаимодействия человеческого общества с окружающей средой в ходе его 

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
исторического развития.

3.Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности человека на различных этапах развития общества.

4.Обеспечения безопасности жизнедеятельности различных категорий населения и отдельных граждан на современном этапе развития российского общества.

5.Анализ источников и воздействия неблагоприятных, вредных, опасных и поражающих факторов среды на жизнедеятельность человека.

6.Особенности города и других поселений в аспектах безопасности жизнедеятельности человека.

7.Обеспечение бытовой безопасности человека в современном жилом и других обитаемых помещениях.

8.Антикриминальная безопасность взрослых и детей в современном жилом и других обитаемых помещениях.

9.Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в быту и в повседневной жизни.

10.Анализ типичных экстремальных ситуаций, трудностей личного характера граждан российского общества и пути их разрешения.

11.Общая криминогенная ситуация в стране, республике, городе, районе: источники типичных криминальных проявлений и пути их разрешения.

12.Анализ причин и условий детской преступности и преступлений против детей на современном этапе развития российского общества.

13.Антикриминальная безопасность взрослых и детей в современном жилом и других обитаемых помещениях.

14.Личная и имущественная безопасность человека в типичных ситуациях криминального характера.

15.Самооборона как средство обеспечения личной и общественной безопасности человека в современном обществе.

16.Оружие и средства самообороны, порядок их приобретения и применения.

17.Физическая подготовка как фактор повышения безопасности жизнедеятельности человека.

18.Специальная подготовка человека к действиям в нестандартных, опасных и чрезвычайных ситуациях жизни современного общества.

19.Первая доврачебная помощь пострадавшим в различных ситуациях экстремального характера.

20.Психологическая подготовка к действиям в неблагоприятных и экстремальных ситуациях.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Безопасность жизнедеятельности"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соломин В.П.
Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. П. Соломин [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 399 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-01400-6. URL: https://urait.ru/bcode/432030
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Айзман, Р.И.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи : учебное пособие / Р. И. Айзман, Л. К. Айзман, Н. В. Балиоз [и др.] ; под ред. Р. И. Айзман, С. Г. Кривощеков, И. В. Омельченко. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 463 c. — ISBN 978-5-379-02006-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65283.html 
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. 
 
Л2.2
Айзман, Р. И.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова ; под редакцией А. Я. Тернер. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 247 c. — ISBN 978-5-379-02005-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65282.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
Л2.3
Айзман, Р. И.
Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. Д. Корощенко ; под редакцией В. Б. Рубанович, С. В. Петров. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 352 c. — ISBN 978-5-379-02025-5  URL: http://www.iprbookshop.ru/65271.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахкиямова, Г.Р.
Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие / Г. Р. Ахкиямова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 148 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49915.html 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций http://0bj.ru/
 
Э2
Все о пожарной безопасности- URL: http://www.goodlife.narod.ru
 
Э3
Студенческая библиотека онлайн https://studbooks.net/70718/bzhd/obschie_polozheniya_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

   В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

   

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия   нацелены на   закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией(познавательные общеучебные и логические  универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.  Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1)прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;

2) проанализировать план семинарского занятия;

4) написать конспекты по представленным темам в рабочей тетради;

5) решить задания теста (при их наличии);

6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.  

Семинар  начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику.  В ходе  семинара  предполагается  свободный обмен мнениями по избранной тематике:  обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются  намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара.  Основная часть семинара - заслушивание  сообщений обучающихся. Сообщение является   самостоятельной  работой,    обучающимися анализируются  и обобщаются  публикации по заданной тематике, вырабатывается  и обосновывается  собственная  позиции обучающегося в отношении рассматриваемой  проблемы.       

    Рекомендации по написанию реферата с презентацией

1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.

2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.

3. Напишите реферат.

4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.

   

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:  чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста,  конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,  учебно-исследовательская работа,  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:  работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:  решение задач и упражнений по образцу,  решение вариативных задач,  решение ситуационных (профессиональных) задач.

Рекомендации по подготовке к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Любой вопрос при сдаче зачета необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.

    

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.