Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой канд.пед.наук Хазратова Ф.В.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Вопросы к зачету
1) Виды и этапы индивидуальных занятий
2) Игровые приемы и дидактические игры, применяемые при автоматизации звукопроизношения
3) Организация индивидуальных форм работы с детьми дошкольного возраста.
4) Индивидуальные и индивидуально- подгрупповые занятия по автоматизации звукопроизношения звукопроизношения
5) Ранняя диагностика нарушений звукопроизносительной стороны речи.
6) Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.
7) Способы и приемы выявления нарушений звукопроизношения.
8) Характеристика основных этапов коррекционно-педагогической работы.
9) Основные закономерности нормального развития детской речи
10) Характеристика недостатков звукопроизношения по основным формам проявления (отсутствие, замена, искажение, смешение).
11) Соотношение артикуляционных и фонематических расстройств при дислалии.
12) Содержание работы на подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения.
13) Понятие нормы и патологии речевой деятельности.
14) Условия необходимые для формирования правильной речи.
15) Онтогенез речевого развития.
16) Критические периоды в развитии речевой функции.
17) Анатомо-физиологические механизмы речи.
18) Роль слуха и зрения в развитии речи детей.
19) Классификация звуков русского языка.
20) Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
21) Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
22) Дислалия. Определение. Сведения о распространении. История изучения.
23) Классификация дислалии. Основные формы.
24) Классификация дислалии (психолингвистический аспект). Механизмы. Симптоматика.
25) Этиология дислалии.
26) Характер повреждения различных отелов речевого аппарата.
27) Механизмы нарушения произношения звуков.
28) Функциональная Дислалия. История изучения, причины, виды, симптоматика.
29) Механическая дислалия. История изучения, причины, проявления, специфика устранения.
30) Обследование лиц с дислалией: структура, задачи, принципы, методы, приемы.
31) Методы и приёмы выявления нарушений фонематического слуха.
32) Принципы логопедической работы.
33) Этапы логопедической работы по формированию правильного произношения.
34) Подготовительный этап. Основные направления логопедического воздействия.
35) Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Основные направления коррекционной работы.
36) Особенности устранения различных форм дислалии.
37) Система коррекционной работы по развитию фонематического слуха.
38) Структура логопедического занятия по устранению дислалии.
39) Артикуляционная гимнастика. Методика проведения.
40) Профилактика: предупреждение возникновения дислалии; предупреждение возникновения на основе дислалии
41) Система логопедической помощи. Организация работы по устранению дислалии в различных типах логопедических учреждений.
42) Недостатки произношения свистящих (шипящих; звуков р, р’; звуков л, л’; заднеязычных; йотированных, звуков т, т’; д, д’; дефекты озвончения; дефекты смягчения).
43) Система коррекционной работы по преодолению нарушений свистящих (шипящих; заднеязычных; йотированных, звуков т, т’; д, д’; дефекты озвончения; дефекты смягчения).
44) Приведите примеры использования лингвистического материала на различных этапах (автоматизация и дифференциация) формирование звука с (с’, з, з’, ц, ш, ж, щ, ч, й, р, л, г).
45) Нарисовать профиль артикуляции звука с (с’, з, з’, ц, ш, ж, щ, ч, й, р, л, г). Дать артикуляционную характеристику. Продемонстрировать комплекс артикуляционных упражнений для постановки данного звука.
Темы письменных сообщений
1) Дидактические игры в коррекционной работе логопеда на индивидуальных занятиях
2) Виды наглядного материала для ведения логопедической работы на индивидуальных занятиях
3) Инновационные формы логопедической работы
4) Формы работы с педагогами по автоматизации звукопроизношения
5) Перспективное индивидуальное планирование работы логопеда
6) Профилактика акустических дисграфий на индивидуальных занятиях
7) Проблема раннего обучения чтению на индивидуальных занятиях
8) Основные направления коррекции речи на индивидуальных занятиях
9) Методика изучения уровня речевого развития
10) Исторический аспект диагностики речи
11) Принципы комплексной диагностики
12) Диагностика речевых нарушений у дошкольников
13) Влияние дефекта смягчения на нормированное произношение
14) Влияние дефекта оглушения на нормированное произношение
15) Особенности коррекции фонетической стороны речи у дошкольников
16) Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
17) Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
18) Виды и этапы индивидуальных занятий
19) Игровые приемы и дидактические игры, применяемые при автоматизации звукопроизношения
20) Организация индивидуальных форм работы с детьми дошкольного возраста.
21) Индивидуальные и индивидуально- подгрупповые занятия по автоматизации звукопроизношения звукопроизношения
22) Ранняя диагностика нарушений звукопроизносительной стороны речи.
23) Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.
24) Способы и приемы выявления нарушений звукопроизношения.
25) Характеристика основных этапов коррекционно-педагогической работы.
26) Основные закономерности нормального развития детской речи
27) Характеристика недостатков звукопроизношения по основным формам проявления (отсутствие, замена, искажение, смешение).
28) Соотношение артикуляционных и фонематических расстройств при дислалии.
29) Содержание работы на подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения.
30) Содержание и приемы работы по развитию слухового внимания и памяти, фонематического слуха у детей с дислалией.
31) Характеристика приемов постановки звуков.
32) Использование игр при коррекции недостатков звукопроизношения.
33) Дифференцированный подход к организации коррекционно-логопедической работы при функциональных и механических дислалиях.
http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rusг
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов (с обсуждением), эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний, обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.