2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Алгоритмы и структуры данных_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Алгоритмы и структуры данных
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
125
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
125
125
125
125
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Алгоритмы и структуры данных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины является  освоение  опыта построения моделей  сложных объектов  программирования  и  выработка  практических  навыков  использования  сложных  динамических  структур данных при создании программных систем.
1.2
Задачами освоения  дисциплины является:
1.3
-формирование базовых теоретических понятий, лежащих в основе процесса разработки алгоритмов и структур данных;
1.4
-конструирование и использование сложных (динамических) структур данных с помощью модели (парадигмы) абстрактного типа данных (АТД):спецификация → представление → реализация;
1.5
-формирование представления и знания об основных классах алгоритмов (поиска, кодирования (сжатия) данных, быстрого поиска,сортировки), используемых в них структурах данных и общих схемах решения задач на их основе;
1.6
-обучение реализации типовых алгоритмов и структур данных и их модификаций на выбранном рабочем языке (Delphi, C#, С/С++);
1.7
-формирование представления и знаний об анализе сложности алгоритмов и программ.
1.8
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
Для освоения дисциплины "Алгоритмы и структуры данных" обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные  на предыдущем (школьном) уровне обучения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
Информационная безопасность
2.2.5
Компьютерные сети и телекоммуникации
2.2.6
Объектно-ориентированное программирование
2.2.7
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.8
Теория информационных коммуникаций
2.2.9
Высокоуровневые методы информатики и программирования
2.2.10
Архитектура ЭВМ
2.2.11
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.12
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и  с учетом основных требований информационной безопасности
 
Знать:
 
определения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
определения и сущности  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий в их взаимосвязи;
 
 
Уметь:
 
использовать  средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием ;
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей;
 
использовать средства и методы решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями ;
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками применения  средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий для решения практических задач;
 
совокупностью навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий для решения практических задач;
 
системой навыков применения средств и методов решений стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий для решения практических задач;
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы создания алгоритмов и структуры данных информационно-коммуникационных технологиях;
3.1.2
средства и методы моделирования сложных реальных объектов с учетом основных требований информационной безопасности;
3.1.3
средства и методы оценивания сложности алгоритмов и структур;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы создания алгоритмов и структуры данных информационно-коммуникационных технологиях;
3.2.2
использовать средства и методы моделирования сложных реальных объектов с учетом основных требований информационной безопасности;
3.2.3
использовать средства и методы оценивания сложности алгоритмов и структур;
3.2.4
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов создания алгоритмов и структуры данных информационно-коммуникационных технологиях;
3.3.2
навыками применения средств и методов моделирования сложных реальных объектов с учетом основных требований информационной безопасности;
3.3.3
навыками применения средств и методов оценивания сложности алгоритмов и структур;
3.3.4
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в структуру данных

 
1.1
Фундаментальные структуры данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
1.2
Фундаментальные структуры данных /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
1.3
Линейные динамические структуры /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-4
1
0
 
1.4
Линейные динамические структуры /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
1.5
Древовидные структуры данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-4
1
0
 
1.6
Фундаментальные структуры данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ОПК-4
1
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.7
Исчерпывающий поиск /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ОПК-4
1
0
 
1.8
Сортировка /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 2. Методы струтур данных

 
2.1
Алгоритмы на графах /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ОПК-4
1
0
 
2.2
Древовидные структуры данных /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
2.3
Исчерпывающий поиск /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-4
1
0
 
2.4
Линейные динамические структуры /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ОПК-4
1
0
 
2.5
Сортировка /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

13
ОПК-4
1
0
 
2.6
Древовидные структуры данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

18
ОПК-4
1
0
 
2.7
Алгоритмы на графах /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ОПК-4
1
0
 
2.8
Исчерпывающий поиск /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

14
ОПК-4
1
0
 
2.9
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

9
ОПК-4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Алгоритмы, основные свойства. Временная сложность алгоритмов. Асимптотическая нотация.

2. Способы вычисления рекуррентных отношений.

3. Основные методы построения алгоритмов: «разделяй и властвуй», динамическое программирование.

4. Линейные списки. Основные операции. Представление и реализация.

5. Стеки. Основные операции. Представление и реализация.

6. FIFO-Очереди. Очереди с приоритетами. Деки. Основные операции. Представление и реализация.

7. Деревья. Математические свойства бинарных деревьев. Преобразование упорядоченных деревьев в бинарные.

8. Деревья. Основные операции. Представление и реализация. Обходы деревьев. Исключение рекурсии.

9. Деревья Хаффмана.

10. Поиск в линейной таблице: последовательный, бинарный, интерполяционный поиск.

11. Бинарные деревья поиска. Основные операции.

12. Сбалансированные (АВЛ) деревья. Основные операции.

13. Б-деревья. Основные операции.

14. Красно-черные деревья. Основные операции.

15. Рандомизированные деревья поиска. Основные операции.

16. Основные методы вычисления хеш-функций.

17. Хеширование с цепочками.

18. Хеширование открытой адресацией.

19. Сортировка. Постановка задачи, основные определения, оценка эффективности. Классификация алгоритмов.

20. Простые методы внутренней сортировки.

21. Быстрая сортировка. Модификации алгоритма.

22. Порядковые статистики.

23. Обменная поразрядная сортировка.

24. Пирамидальная сортировка. Способы построения пирамиды.

25. Алгоритм двухпутевого слияния (реализация на массивах и списках).

26. Нисходящая сортировка слиянием.

27. Восходящая сортировка слиянием. Сортировка естественным слиянием.

28. Сортировка подсчетом распределения (на массивах и на списках).

29. Поразрядная (цифровая) сортировка.

30. Топологическая сортировка.

31. Алгоритм сбалансированного многопутевого слияние.

32. Выбор с замещением.

33. Алгоритм многофазного слияния. Алгоритм горизонтального распределения серий.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Вопросы к контрольной работе

1.Рекурсивные функции. Перегрузка функций и использование шаблонов

2.Организация файлового ввода/вывода

3.Объектно-ориентированная реализация списков

4.Классы и объекты

5.Сортировка

6.Виды сортировок

7.Структуры данных

8. Деревья, их признаки и представления

9.Понятие рекурсивных структур данных. Деревья, их признаки и представления.

10. Алгоритм сведения m-арного дерева к бинарному; основные операции над деревьями; виды обхода.

11.Индексно-последовательный поиск.

12.Переупорядочивание таблицы с учетом вероятности поиска элемента

13.Метод транспозиции для переупорядочивания таблицы поиска.

14.Бинарный поиск

15.Эффективность поиска по бинарному дереву; алгоритмы прохождения бинарных деревьев.

16.Сортировка методом прямого выбора.

17.Сортировка методом прямого включения.

18.Сортировка методом прямого обмена.

19.Сортировка с помощью дерева.

20.Сравнительный анализ эффективности методов сортировки.

21.Нерекурсивный алгоритм симметричного обхода бинарного дерева

22. Моделирование машины Тьюринга.

23. Моделирование машины с неограниченными регистрами.

24. Простые методы сортировки.

25.Сортировка Шелла.

26. Пирамидальная сортировка.

27. Прямое слияние.

28. Естественное слияние.

29. Многофазная (фибонначива) сортировка.

30. Информация и сообщения.

31. Списки. Свойства списков.

32. Стек.

33. Очередь.

34. Алгоритм извлечения элемента из списка.

35. Поиск элемента по ключу.

36. Вставка и удаление элементов в список после(перед) ключом.

37. Сортировка односвязного списка.

38. XOR-связный список.

39. Двунаправленный список.

40. Сортировка двусвязного списка.

41. Кольцевой список.

42. Бинарные деревья. Алгоритм добавления элемента в дерево.

43. Удаление элемента из дерева.

44. Обходы элементов бинарного дерева.

45. Копирование и удаление дерева.

46. Объединение деревьев.

47. Оптимальные и сбалансированные деревья поиска.

48. Пирамидальная сортировка.

49. Декартовые деревья.

50. Графы и их представление в компьютере.

51. Алгоритмы построения и визуализации графов.

52. Алгоритмы, оперирующие со структурами типа графа.

53. Обходы графа в глубину и ширину.

54. Топологическая сортировка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Назаренко, П. А. 
Алгоритмы и структуры данных : учебное пособие / П. А. Назаренко. — Самара : Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2015. — 130 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71819.html
Самара : Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2015. , 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Стружкин, Н. П.
Базы данных: проектирование : учебник для академического бакалавриата / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 477 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00229-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432177
Москва Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -режим доступа :http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. 

 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.