2022-2023_b09_03_03 ПИвД 222_ 122_ 022_ 922 гр__plx_Цифровая иллюстрация_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Цифровая иллюстрация
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
32
32
32
32
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старш.преп. , Киселев Б.В. _________________
 
 
Цифровая иллюстрация
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины  является  формирование способности создавать объекты  графики и средств графического дизайна интерфейса .
1.2
Задачами освоения дисциплины являются:
1.3
формирование знаний средств и методов создания объектов графики и средств графического дизайна интерфейса ;
1.4
формирование умений создания объектов графики и средств графического дизайна интерфейса ;
1.5
формирование навыков создания объектов графики и средств графического дизайна интерфейса .
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Пакеты векторной графики
2.1.2
Типографика, шрифты и визуальные коммуникации
2.1.3
Цветоведение и колористика
2.1.4
Основы композиции (пропедевтика)
2.1.5
Пакеты растровой графики
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационное обеспечение дизайн-проектирования
2.2.2
Программирование на PHP
2.2.3
Разработка фирменного стиля
2.2.4
Web-дизайн
2.2.5
Дизайн сайта
2.2.6
Разработка web-приложений
2.2.7
Информационные системы в дизайне рекламы
2.2.8
Компьютерное моделирование
2.2.9
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.10
Инфографика визуальных данных
2.2.11
Программные средства создания анимационных приложений
2.2.12
Программные средства создания мультимедиа приложений
2.2.13
Проектная графика и реклама
2.2.14
Производственная преддипломная практика
2.2.15
Разработка программных приложений
2.2.16
Технологии компьютерной визуализации информации
2.2.17
Технологии трехмерного моделирования анимации
2.2.18
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.19
2.2.20
Программные средства создания анимационных приложений
2.2.21
3D-моделирование и дизайн пространственной среды
2.2.22
Технологии компьютерной визуализации информации
2.2.23
Дизайн сайта
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен создавать объекты графики и графического дизайна интерфейса
 
ПК-2.1: Знать способы и технологии разработки объектов графики и графического дизайна интерфейса
 
ПК-2.2: Уметь создавать объекты графики и графического дизайна интерфейса с использованием информационных технологий
 
ПК-2.3: Владеет навыками проектирования элементов графического дизайна интерфейса в соответствии с потребностями заказчика
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
3.1.1
основные исторические сведения и технологические особенности оформления;
3.1.2
средства и методы работы с различными графическими материалами над элементами оформления;
3.1.3
способы и технологии разработки объектов книжной графики;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средств и методов создания реалистической ,стилизованной и абстрактной графики;
3.2.2
применять средства и методы работы с различными графическими материалами над элементами оформления при разработке проекта;
3.2.3
создавать объекты графики и графического дизайна интерфейса с использованием информационных технологий.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения абстрактной графики при оформлении электронной книги;
3.3.2
навыками использования средств и методов работы с различными графическими материалами над элементами оформления при разработке проекта;
3.3.3
навыками проектирования элементов графического дизайна интерфейса в соответствии с потребностями заказчика.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Цели и задачи курса «Цифровая иллюстрация».

Формальные, содержательные и структурные особенности электронной книги, задачи и особенности ее оформления.

 
1.1
Цели и задачи курса «Цифровая иллюстрация».

Формальные, содержательные и структурные особенности электронной книги, задачи и особенности ее оформления.Читательский адрес и оформление книги.

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
1.2
История книги: обзорные сведения об оформлении. Жанры и виды книжной графики. Элементы книжного оформления. Элементы книжного блока. Переплет. Книжный разворот. Модульная сетка страницы и ее структура (текст, заставка, концовка: классический или произвольный вариант). Инициал, буквица. Графическая разработки элементов книжного оформления (инициал, заставка) в системе «линия – пятно - цвет» (5-6 листов, формат А4). /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
1.3
Цели и задачи курса «Цифровая иллюстрация».

Формальные, содержательные и структурные особенности электронной книги, задачи и особенности ее оформления.Читательский адрес и оформление книги. /Лаб/

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
стр. 5
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
1.4
История книги: обзорные сведения об оформлении. Жанры и виды книжной графики. Элементы книжного оформления. Элементы книжного блока. Переплет. Книжный разворот. Модульная сетка страницы и ее структура (текст, заставка, концовка: классический или произвольный вариант). Инициал, буквица. Графическая разработки элементов книжного оформления (инициал, заставка) в системе «линия – пятно - цвет» (5-6 листов, формат А4).  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

16
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
1.5
Виды иллюстраций (художественная, научная, учебная). Жанры иллюстрации. Известные иллюстраторы прошлого и современности. Традиции и новаторство в отечественной иллюстрации. Разработка реферата по общей теме: «Известные мастера книжной графики» /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
1.6
Взаимодействие шрифта и изображения. Теория книжной графики В.А. Фаворского.

Виды и форматы книги, особенности их оформления. Разработка художественно -технологической концепции книжного оформления конкретного издания.

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
 
Раздел 2. Авторская и неформатная (неформальная книга). Комикс. Миниатюрная книга.

Книга как арт-объект.

 
2.1
Разработка макета оформления классической книги-кодекса. (Иллюстративный ряд, оформление обложки, титульного листа и основных страниц). /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.2
Разработка макета оформления классической книги-кодекса. (Иллюстративный ряд, оформление обложки, титульного листа и основных страниц) /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.3
Разработка макета оформления классической книги-кодекса. (Иллюстративный ряд, оформление обложки, титульного листа и основных страниц). /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

16
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.4
Миниатюрная книга: история возникновения. Исполнение и оформление миниатюрной книги. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.5
Миниатюрная книга: история возникновения. Исполнение и оформление миниатюрной книги.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

16
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
2.6
Комикс: история жанра, виды комикса. (Эскизное исполнение комикса) /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

12
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачёту:

1.Книга в европейской и восточной традиции (формы и форматы книги).

2.Книга-кодекс история возникновения, характеристики.

 
стр. 6
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
3.Иллюстрация: понятие, виды.

4.Основные страницы книги: титульный лист, фронтиспис и др.

5.Буквица (инициал): характеристики, история использования.

6.Переплет: традиции и современные тенденции в оформлении.

7.Суперобложка и другие виды книжной упаковки.

8.Графические техники и технологии в оформлении современной книги.

9.Особенности оформления книги для детей.

10.Визуальные стили для создания графического интерфейса.

11.Миниатюрная книга: определение, технические характеристики.

12.История миниатюрной книги.

13.История авторской книги в России.

14.Виды авторской книги, современные тенденции ее развития.

15.Арт-практики в области книги (книга как объект художественного эксперимента).

16.Комикс: история,

17.Виды комикса.

18.Техники исполнения современного комикса.

19.Методика оформления книги.

20.Особенности организации урока по разработке элементов книжного оформления.

21.Понятие читательский адрес и функция книги.

22.Этапы создания иллюстрации (разработка художественного образа).

23.Приемы использования шрифта в качестве иллюстрации.

24.Преимущества и недостатки использования фотографии в иллюстрировании.

25.Реалистический рисунок как метод создания иллюстрации.

26.Шарж в журнальной иллюстрации.

27.Гротескный рисунок в журнальной иллюстрации.

28.Способы стилизации рисунка для создания иллюстрации.

29.Фотография в книжной и журнальной иллюстрации.

30.Фотография в книжной и журнальной иллюстрации.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Доклад с презентацией

1.Книга как коммуникативно-информационная система в культуре.

2.Понятия книга, брошюра.

3.Историческое развитие книги: форма, формат, конструктивные особенности.

4.Оформление рукописных и первопечатных книг (европейских и славянских).

5.Понятие формата книги (пропорции книжного листа).

6.Модулная сетка страницы.

7.Структурные элементы книжного оформления: переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист, авантитул, шмуцтитул, вклейка, выкидка.

8.Обложка и суперобложка книги и брошюры.

9.Переплет книги: история, виды, материалы.

10.Иллюстративная система книги: оригинальная графика, фото, компьютерная графика и т.д.

11.Иллюстрация: виды и жанры.

12.Особенности иллюстрирования детских изданий.

13.Силуэтная иллюстрация.

14.Книжная миниатюра: история и особенности выполнения.

15.Анализ композиционных особенностей иллюстрации (на примере творчества конкретного иллюстратора).

16.Элементы иллюстративной системы страницы (виньетка, заставка, концовка и т.д.)

17.Шрифтовое оформление книги (типографика, буквица, инициал).

18.Литературный герой (персонаж): понятие, образ, типаж.

19.Особенности конструкции и оформления детской книги.

20.Задачи иллюстрирования литературы на школьных уроках Изобразительного искусства.

21.В.А. Фаворский - об иллюстрации и орнаменте в оформлении книги.

22.Мастера советской книжной графики 20 – 30 годов XX века.

23.Теоретические подходы В.Н. Ляхова в изучении искусства книги.

24.Искусствоведческие работы А.А. Сидорова в области книги.

25.Традиции «народной картинки» в современной книжной иллюстрации.

26.Книжные иллюстраторы 70-80 годов ХХ века.

27.Художественные и стилистические особенности комикса.

28.Комикс: видовые и жанровые характеристики.

29.В.А. Фаворский о роли шрифта в книжном оформлении.

30.Книжная и журнальная иллюстрация.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд ценочных средств в приложении к РПД.
 
 
стр. 7
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева. 
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика:  учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07962-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424029
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Барциц, Р.Ч. 
Графическая композиция в системе высшего художественного образования. Вопросы теории и практики: учебное пособие : / Р. Ч. Барциц. — Москва: Издательство Московский педагогический государственный университет, 2017. — 200 c. — ISBN 978-5-4263-0355-3. - Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL : http://www.iprbookshop.ru/79060.html.
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rusУ.
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.  Режим доступа:  https://elibrary.ru).
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
CorelDRAW Graphics Suite 2019 Education License (Windows) (5-50): Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Академическая версия Rhino 5 для Windows (30 мест):Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.7
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.10
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.11
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.12
RAD Studio Architect Concurrent AcademicEdition 1 Year Term License:Государственный контракт  № 10 от 29.09.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.13
Creative Cloud for enterprise All Apps Multiple Platforms Multi European Languages Level 2 (10 - 49) Shared Device Education License Lab and Classroom Renewal: Государственный контракт №8 от 29.09.21, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.14
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.15
SQL CAL ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Device CAL Арт.359-05410: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.16
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 8
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-403 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с 

 
стр. 9
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

 
стр. 10
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.