2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Алгоритмы и структуры данных_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Алгоритмы и структуры данных
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 1
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
22
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
22
22
22
22
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Филатова З.М. _________________
 
 
Алгоритмы и структуры данных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины является освоение опыта построения моделей  сложных объектов  программирования  и  выработка практических  навыков  использования  сложных  динамических  структур данных при создании программных систем.
1.2
Задачами освоения дисциплины является:
1.3
формирование базовых теоретических понятий, лежащих в основе процесса разработки алгоритмов и структур данных;
1.4
конструирование и использование сложных (динамических) структур данных с помощью модели (парадигмы) абстрактного типа данных (АТД):спецификация → представление → реализация;
1.5
формирование представления и знания об основных классах алгоритмов (поиска, кодирования (сжатия) данных, быстрого поиска,сортировки), используемых в них структурах данных и общих схемах решения задач на их основе;
1.6
обучение реализации типовых алгоритмов и структур данных и их модификаций на выбранном рабочем языке;
1.7
формирование представления и знаний об анализе сложности алгоритмов и программ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные на предыдущем (школьном) уровне обучения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Начала алгебры
2.2.2
Основы алгоритмизации и программирования
2.2.3
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.2.4
Элементарная математика
2.2.5
Дифференциальные уравнения
2.2.6
Общая и социальная психология
2.2.7
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.2.8
Теоретические основы информатики
2.2.9
Аналитическая геометрия
2.2.10
Возрастная и педагогическая психология  
2.2.11
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.2.12
Математическая логика и теория алгоритмов
2.2.13
Методика обучения предмету "Математика"
2.2.14
Психолого-педагогический практикум
2.2.15
Учебная практика. Практика по программированию
2.2.16
Архитектура компьютера
2.2.17
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.18
Объектно-ориентированное программирование
2.2.19
Теория преобразований плоскости
2.2.20
Теория рядов
2.2.21
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.22
Методика обучения предмету "Информатика"
2.2.23
Теория чисел
2.2.24
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.2.25
Числовые системы
2.2.26
Высокоуровневые методы программирования
2.2.27
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.2.28
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.2.29
Производственная педагогическая практика
2.2.30
Дискретная математика
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.2.31
Курсовая работа по математике
2.2.32
Технологии программирования
2.2.33
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.34
Конструктивная геометрия
2.2.35
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.36
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.37
Практикум по решению задач на ПК
2.2.38
Проективная геометрия
2.2.39
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.40
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.41
Дифференциальная геометрия
2.2.42
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.43
Учебная практика по программированию
2.2.44
Учебная практика  по решению  задач повышенной сложности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
знать  фундаментальные  структуры  данных, используемые  в  современном  программировании;
3.1.2
знать  алгоритмы обработки структур данных, используемые  в  современном  программировании.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
моделировать  сложные  реальные  объекты  с помощью динамических структур данных;
3.2.2
использовать  в  разрабатываемом  программном  обеспечении  фундаментальные  динамические структуры данных и алгоритмы их обработки.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками  разработки  программ  на языке  Object Pascal или  С#,  решающих  требуемые  задачи;
3.3.2
навыками отладки программ на языке  Object Pascal или  С#.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Фундаментальные структуры данных

 
1.1
Введение в язык программирования  /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
1.2
Введение в язык программирования /Лаб/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
1.3
Строки и списки /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
1.4
Строки и списки /Лаб/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
1.5
Файлы и файловая система /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.6
Файлы и файловая система /Лаб/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
1.7
Пользовательские функции /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
1.8
Пользовательские функции /Лаб/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
1.9
Словари /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
1.10
Списки и словари /Лаб/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
 
Раздел 2. Алгоритмы на графах

 
2.1
Матрицы /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
2.2
Матрицы /Лаб/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
2.3
Связанные структуры данных /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
2.4
Связанные структуры данных /Лаб/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
2.5
Фундаментальные структуры данных /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
2.6
Линейные динамические структуры /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
2.7
Древовидные структуры данных /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
2.8
Сортировка /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
2.9
Исчерпывающий поиск /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
2.10
Алгоритмы на графах /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
2.11
/Экзамен/

Э1 Э2

36
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Алгоритмы, основные свойства. Временная сложность алгоритмов. Асимптотическая нотация.

2. Способы вычисления рекуррентных отношений.

3. Основные методы построения алгоритмов: «разделяй и властвуй», динамическое программирование.

4. Линейные списки. Основные операции. Представление и реализация.

5. Стеки. Основные операции. Представление и реализация.

6. FIFO-Очереди. Очереди с приоритетами. Деки. Основные операции. Представление и реализация.

7. Деревья. Математические свойства бинарных деревьев. Преобразование упорядоченных деревьев в бинарные.

8. Деревья. Основные операции. Представление и реализация. Обходы деревьев. Исключение рекурсии.

9. Деревья Хаффмана.

10.Поиск в линейной таблице: последовательный, бинарный, интерполяционный поиск.

 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
11.Бинарные деревья поиска. Основные операции.

12.Сбалансированные (АВЛ) деревья. Основные операции.

13.Б-деревья. Основные операции.

14.Красно-черные деревья. Основные операции.

15.Рандомизированные деревья поиска. Основные операции.

16.Основные методы вычисления хеш-функций.

17.Хеширование с цепочками.

18.Хеширование открытой адресацией.

19.Сортировка. Постановка задачи, основные определения, оценка эффективности. Классификация алгоритмов.

20.Простые методы внутренней сортировки.

21.Быстрая сортировка. Модификации алгоритма.

22.Порядковые статистики.

23.Обменная поразрядная сортировка.

24.Пирамидальная сортировка. Способы построения пирамиды.

25.Алгоритм двухпутевого слияния (реализация на массивах и списках).

26.Нисходящая сортировка слиянием.

27.Восходящая сортировка слиянием. Сортировка естественным слиянием.

28.Сортировка подсчетом распределения (на массивах и на списках).

29.Поразрядная (цифровая) сортировка.

30.Топологическая сортировка.

31.Алгоритм сбалансированного многопутевого слияние.

32.Выбор с замещением.

33.Алгоритм многофазного слияния. Алгоритм горизонтального распределения серий.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Задания к контрольной работе

1)Структура данных представляет собой

a)набор правил и ограничений, определяющих связи между отдельными элементами и группами данных

b)набор правил и ограничений, определяющих связи между отдельными элементами данных

c)набор правил и ограничений, определяющих связи между отдельными группами данных

d)некоторую иерархию данных

2)Линейный список, в котором доступен только последний элемент, называется

a)стеком

b)очередью

c)деком

d)массивом

e)кольцом

3)Структура данных работа с элементами которой организована по принципу FIFO (первый пришел - первый ушел) это –

а)Стек

б) Дек

в) Очередь

г) Список

4)Линейный последовательный список, в котором включение исключение элементов возможно с обоих концов, называется

a)стеком

b)очередью

c)деком

d)кольцевой очередью

5)В чём особенности очереди?

a)открыта с обеих сторон;

b)открыта с одной стороны на вставку и удаление;

c)доступен любой элемент

6)В чём сосбенности стека?

a)открыт с обеих сторон на вставку и удаление;

b)доступен любой элемент;

c)открыт с одной стороны на вставку и удаление.

7)Какую дисциплину обслуживания принято называть FIFO?

a) стек;

b) очередь;

c) дек.

8)Какая операция читает верхний элемент стека без удаления?

a) pop;

b) push;

b) stackpop.

9)Каково правило выборки элемента из стека?

a)первый элемент;

b)последний элемент;

c)любой элемент.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
10)Как освободить память от удаленного из списка элемента?

a) p=getnode;

b) ptr(p)=nil;

c) freenode(p);

d) p=lst.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Подбельский В. В.
Программирование.: Базовый курс С# : учебник для бакалавриата и специалитета / В. В. Подбельский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 369 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-10616-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/439068 
Юрайт,Москва, 2019
 
Л1.2
О. П. Новожилов
Информатика в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов
Юрайт,Москва, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -режим доступа :http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.7
Живая Математика 5.0. (Виртуальный конструктор по математике). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.6-10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.8
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.9
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.10
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.11
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.12
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.2
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.  

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.