2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Управление разработкой информационных систем_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Управление разработкой информационных систем
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Управление разработкой информационных систем
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование способности выполнять технико-экономические обоснования и документировать процессы создания информационных систем для проектных решений .
1.2
Задачами освоения дисциплины являются:
1.3
формирование знаний средств и методов выполнения технико-экономических обоснований и документирования процессов создания информационных систем для проектных решений;
1.4
формирование умений выполнения технико-экономических обоснований и документирования процессов создания информационных систем для проектных решений;
1.5
формирование навыков выполнения технико-экономических обоснований и документирования процессов создания информационных систем для проектных решений.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные на предыдущем (школьном) уровне обучения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по модулю 8
2.2.2
Проектный практикум
2.2.3
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.4
Разработка web-приложений
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.6
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
 
Знать:
 
Знание средств и методов документирования создания ИС на стадиях жизненного цикла
 
Знание определений и сущности  средств и методов документирования создания ИС на стадиях жизненного цикла
 
Знание определений и сущности  средств и методов документирования создания ИС на стадиях жизненного цикла в их взаимосвязи
 
 
Уметь:
 
Умение использовать средства и методы документирования создания ИС на стадиях жизненного цикла для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием
 
Умение использовать  средства и методы документирования создания ИС на стадиях жизненного цикла для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей
 
Умение использовать  средства и методы документирования создания ИС на стадиях жизненного цикла для решения практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием, в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями
 
 
Владеть:
 
Владение отдельными навыками применения  средств и методов  документирования создания ИС на стадиях жизненного цикла
 
Владение совокупностью навыков применения средств и методов документирования создания ИС на стадиях жизненного цикла
 
Владение системой навыков применения средств и методов документирования создания ИС на стадиях жизненного цикла
 
 
 
ПК-5: способностью выполнять технико-экономическое обоснование проектных решений
 
Знать:
 
Знание средств и методов выполнения технико-экономических обоснований проектных решений;
 
Знание определений  и сущности средств и методов  выполнения технико-экономических обоснований проектных решений;
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Знание определений  и сущности средств и методов  выполнения технико-экономических обоснований проектных решений в их взаимосвязи;
 
 
Уметь:
 
Умение использовуать средства и методы выполнения технико-экономических обоснований проектных решений для практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием ;
 
Умение использовуать средства и методы выполнения технико-экономических обоснований проектных решений для практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей ;
 
Умение использовуать средства и методы выполнения технико-экономических обоснований проектных решений для практических задач при алгоритмической деятельности с внешне заданным алгоритмическим описанием и в ситуациях, аналогичных обучающей, и  в ситуациях, требующих перестройки связей между уже сформированными понятиями.
 
 
Владеть:
 
Владение отдельными навыками применения  средств и методов  методы выполнения технико- экономических обоснований проектных решений ;
 
Владение совокупностью навыков применения  средств и методов  методы выполнения технико- экономических обоснований проектных решений;
 
Владение системой навыков применения  средств и методов  методы выполнения технико-экономических обоснований проектных решений;
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
средства и методы документирования процессов разработки и управления информационными системами;
3.1.2
средства и методы выполнения технико-экономических обоснований проектных решений;
3.1.3
средства и методы разработки и управления информационными системами.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать средства и методы документирования процессов разработки и управления информационными системами;
3.2.2
использовать средства и методы технико-экономических обоснований проектных решений;
3.2.3
использовать средства и методы разработки и управления информационными системами.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения средств и методов документирования процессов разработки и управления информационных систем;
3.3.2
навыками применения средств и методов технико-экономических обоснований проектных решений;
3.3.3
навыками применения средств и методов разработки и управления информационных систем.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Разработка web-приложения

 
1.1
ИТ-сервис – основа деятельности современной ИС службы /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
1.2
Понятие жизненного цикла ИС /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-5
3
0
 
1.3
Web-страницы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ПК-5
3
0
 
1.4
Общие принципы проектирования ИС /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ПК-5
3
0
 
1.5
Управление состоянием web-приложения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
1.6
Работа web-страниц с базами данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-5
3
0
 
1.7
Навигация по web-страницам приложения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
1.8
Навигация по web-страницам приложения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
1.9
Развертывание web-приложения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
1.10
Безопасность web-приложений /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-5
3
0
 
 
Раздел 2. Проектирование ИС 

 
2.1
Общие принципы разработки ИС  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.2
Язык программирования Java /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.3
Среды разработки информационных систем  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.4
Компоненты среды разработки ИС /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.5
Среды разработки информационных систем  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.6
Разработка пользовательского интерфейса  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.7
Разработка апплетов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.8
Интерфейс ИС. Требования к внешнему виду ИС.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.9
Обработка данных  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.10
Технологии обработки данных . /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.11
Элементы управления. Стили, ресурсы  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.12
Разработка графических подсистем  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.13
Структура графических подсистем. Виды тестирования ИС /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
3
0
 
2.14
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-5
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Развитие понятия информации в историческом плане.

2. Понятие неопределенности информации (детерминированность, вероятность, нечет-

кость).

3. Понятие меры информации (синтаксическая, семантическая и прагматическая мера).

4. Качество информации. Основные показатели.

5. Системный анализ как базовая наука информатики.

6. Искусственный интеллект как базовая наука информатики.

7. Информатизация общества. Цели и задачи.

8. Информационные технологии. Развитие информационных технологий.

9. Понятие информационных ресурсов. Виды информационных ресурсов.

10. Информационные продукты. Рынок информационных продуктов. Информационные

услуги.

11. Определение информационной системы.

12. Виды обеспечения информационных систем.

13. Информационные технологии. Определения.

14. Новые информационные технологии.

15. Автоматизация офисных работ.

16. Текстовый процессор.

17. Электронная таблица.

18. Электронная почта, аудиопочта.

19. Презентации.

20. Современные информационные технологии обработки данных.

21. Современные информационные технологии управления. Данные.

22. Информационные технологии поддержки принятия решений.

23. Информационная технология экспертных систем. Определения.

24. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем.

 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
25. Основные идеи системного анализа. Понятие «проблема», «цель», «задачи», «методы».

26. Определение системы. Взаимодействие системы и среды.

27. Элементы, компоненты, подсистемы. Определения.

28. Понятия связи и структуры.

29. Анализ рисков проекта

30. Методы снижения рисков

31. Управление коммуникациями проекта

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Вопросы к контрольным работам

1.Задачи и функции информационных систем.

2.Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования.

3.Основные направления государственной политики в сфере информатизации. Нормативные документы.

4.Интегрированные информационные системы.

5.Основные модели жизненного цикла информационных систем.

6.Требования к технологиям проектирования, разработки и сопровождения информационных систем.

7.Методологии и технологии проектирования ИС.

8.Общая характеристика процесса проектирования АИС.

9.Системный структурный анализ - основа методологии проектирования АИС.

10.CASE-системы, поддерживающие методологию системного структурного анализа.

11.Жизненный цикл программного обеспечения АИС.

12.Декомпозиция системы.

13.Средства структурного анализа: диаграммы потоков данных, диаграммы «сущность - связь».

14.Основные принципы проектирования АИС.

15.Технологии проектирования АИС.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рак ,И.П. 
Основы разработки информационных систем: учебное пособие/ Рак И.П., Платёнкин А.В., Терехов А.В.— Электрон. текстовые данные.— Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017.— 98 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85939.html.— ЭБС «IPRbooks»
Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Грекул ,В.И. 
Управление внедрением информационных систем:  учебник/ Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л.— Электрон. текстовые данные.— Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Вузовское образование, 2017.— 224 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72342.html.— ЭБС «IPRbooks»
Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU Режим доступа:https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ Режим доступа:

http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
CorelDRAW Graphics Suite 2019 Education License (Windows) (5-50): Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального 

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.