2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Управление информационными системами_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Управление информационными системами
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
32
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
10
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторные
30
30
30
30
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
32
32
32
32
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Управление информационными системами
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова Ольга Юрьевна

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины является формирование у обучающихся способности для решения задач в предметной области управления информационными системами, применения организационного инструментария управления информационными системами
1.2
Задачами освоения дисциплины является:
1.3
формирование знаний по использованию методов и инструментов управления информационными системами, осознания места и роли управления информационными системами в бизнесе предприятия
1.4
формирование умений и навыков осуществления решения задач управления информационными системами
1.5
формирование владения методами и инструментами организационного управления информационными системами
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Компьютерное моделирование
2.1.4
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.1.5
Мультимедийные технологии
2.1.6
Производственная педагогическая практика
2.1.7
Решение олимпиадных задач по математике
2.1.8
Теория функций комплексной переменной
2.1.9
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.1.10
Математические основы физики
2.1.11
Методы и средства защиты информации
2.1.12
Моделирование в системах компьютерной математики
2.1.13
Проектирование информационных систем
2.1.14
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.1.15
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.16
Разработка WEВ-приложений
2.1.17
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.18
Технологии программирования
2.1.19
Дифференциальная геометрия
2.1.20
Информационные системы
2.1.21
Курсовая работа по методикам обучения
2.1.22
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.1.23
Программирование на PHP
2.1.24
Базы данных
2.1.25
Высокоуровневые методы программирования
2.1.26
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.27
Образовательное право
2.1.28
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.29
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.30
Теория рядов
2.1.31
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.32
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.33
Логическое программирование
2.1.34
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.35
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.36
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.37
Проективная геометрия
2.1.38
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.39
Абстрактная и компьютерная алгебра
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.40
Архитектура компьютера
2.1.41
Дискретная математика
2.1.42
Дифференциальные уравнения
2.1.43
Конструктивная геометрия
2.1.44
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.45
Объектно-ориентированное программирование
2.1.46
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.47
Числовые системы
2.1.48
Аналитическая геометрия
2.1.49
Начала алгебры
2.1.50
Основы математического анализа
2.1.51
Теоретические основы информатики
2.1.52
Теория преобразований плоскости
2.1.53
Теория чисел
2.1.54
Элементарная математика
2.1.55
Алгоритмы и структуры данных
2.1.56
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.57
Робототехника в школьном курсе информатики
2.1.58
Введение в профессиональную деятельность
2.1.59
Вводный курс математики
2.1.60
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.61
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.62
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.63
3D-моделирование
2.1.64
Избранные главы элементарной математики
2.1.65
Коммуникативный практикум
2.1.66
Мультимедиа технологии в образовании
2.1.67
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.1.68
Специальные методы решения математических задач
2.1.69
Математическое моделирование в физике
2.1.70
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.1.71
Разработка Интернет-приложений
2.1.72
Программирование Python
2.1.73
Системы компьютерной алгебры
2.1.74
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.75
Интернет-программирование
2.1.76
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.77
Методы научного исследования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей  
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия  
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
технологии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь:
 
применять способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
проводить отбор способов организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать технологии сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
навыками реализации технологий сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
место и роль информационных технологий и информационных систем управления в управленческой деятельности;
3.1.2
современное состояние развития автоматизированных информационных систем управления;
3.1.3
возможности компьютерных сетей;
3.1.4
основные возможности систем управления базами данных.
3.1.5
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
3.1.6
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять полученные теоретические знания и принимать обоснованные решения по выбору инструментальных средств при решении управленческих и финансовых задач;
3.2.2
использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения управленческих задач;
3.2.3
создавать документы в среде выбранных пакетов;
3.2.4
использовать корпоративные автоматизированные системы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
3.3.2
методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий;
3.3.3
навыками решения управленческих задач с использованием новых информационных технологий;
3.3.4
навыками самостоятельного усвоения новых знаний в области информационных технологий.
3.3.5
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Информационная система и ее роль в осуществлении деятельности производственной организации

 
1.1
Основы применения информационных систем в управлении. Классификация информационных систем производственного предприятия /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
1.2
Производственная организация как система /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
1.3
Информационная ситсема управления организациями /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
1.4
Интегрированные информационные системы в управлении организацией /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
1.5
Основные классы систем автоматизации производственного предприятия /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
1.6
Классификация информационных систем по уровням управления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
1.7
Современные концепции управления производственными предприятиями /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
1.8
Концепция Leam Production /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
1.9
Концепция быстрореагирующего производства /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
1.10
Концепция гибкого производства /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
1.11
Теория ограничений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
1.12
Системы поддержки принятия управленческих решений /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Раздел 2. Современные информационно-аналитические технологии в управлении организацией

 
2.1
Среда разработки Eclipse и Net Beans. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.2
Среда разработки Eclipse и Net Beans /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.3
Интегрированные информационные системы управления ресурсами организации.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.4
Построение аналитических приложений средствами Qlikview /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.5
EXR система и ее окружение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.6
Оперативный анализ данных средствами Deductor Studio Academic.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.7
Информационные системы управления производством /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.8
Информационно-аналитические технологии, поддерживающие процессы принятия управленческих решений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.9
Интеллектуальный анализ данных средствами Deductor Studio Academic: построение деревьев решений.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.10
Системы непрерывного управления жизненным циклом изделия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.11
Имитационные модели предприятия и их применение в сфере бизнеса и управления /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.12
Интелектуальный анализ данных средствами Deductor Studio Academic: поиск ассоциативных правил.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.13
Интеллектуальный анализ данных средствами Deductor Studio Academic /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.14
Интеллектуальный анализ данных средствами Deductor Studio Academic /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.15
Интеллектуальный анализ данных средствами Deductor Studio Academic: построение самоорганизуещейся карты Кохонена.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.16
Системы управления эффективностью деятельности организации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
2.17
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ПК-7 ПК-11
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к зачету

1.Информационная система управления организациями

2.Интегрированные информационные системы в управлении организацией

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
3.Классификация информационных систем производственного предприятия

4.Основные классы систем автоматизации производственного предприятия

5.Классификация информационных систем по уровням управления

6.Современные концепции управления производственными предприятиями

7.Концепция Leam Production

8.Концепция быстрореагирующего производства

9.Концепция гибкого производства

10.Теория ограничений/

11.Системы поддержки принятия управленческих решений

12.Интеллектуальный анализ данных средствами Deductor Studio Academic

13.Интеллектуальный анализ данных средствами Deductor Studio Academic: построение самоорганизующейся карты Кохонена

14.Системы управления эффективностью деятельности организации

15.Системы непрерывного управления жизненным циклом изделия

16.Имитационные модели предприятия и их применение в сфере бизнеса и управления

17.Интеллектуальный анализ данных средствами Deductor Studio Academic: поиск ассоциативных правил

18.Среда разработки Eclipse и Net Beans

19.Интегрированные информационные системы управления ресурсами организации.  

20.Построение аналитических приложений средствами Qlikview

21.EXR система и ее окружение

22.Оперативный анализ данных средствами Deductor Studio Academic.

23.Информационные системы управления производством

24.Информационно-аналитические технологии, поддерживающие процессы принятия управленческих решений

25.Интеллектуальный анализ данных средствами Deductor Studio Academic: построение деревьев решений

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов с презентацией:

1. Задачи и функции информационными системами (ИС).

2. Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования.

3. Основные направления государственной политики в сфере информатизации. Нормативные документы.

4. Интегрированные информационные системы.

5. Основные модели жизненного цикла информационных систем.

6. Требования к технологиям проектирования, разработки и сопровождения информационных систем.

7. Методологии и технологии проектирования ИС.

8. Общая характеристика процесса проектирования АИС.

9. Системный структурный анализ - основа методологии проектирования АИС.

10. CASE-системы, поддерживающие методологию системного структурного анализа.

11. Жизненный цикл программного обеспечения АИС.

12. Декомпозиция системы.

13. Средства структурного анализа: диаграммы потоков данных, диаграммы «сущность - связь».

14. Основные принципы проектирования АИС.

15. Технологии проектирования АИС.

16. CALS –технологии .

17. CRM системы.

18. Базовые принципы и функции управления проектом создания ИС.

19. Влияние информационной системы на организацию: микро и макро-уровни

20. Возможные ИС в организации.

21. Иерархия управления, иерархия ИС и ИТ.

22. Информационные системы и стратегия.

23. Инфраструктура информационного рынка.

24. ИС как среда реализации процесса управления

25. ИС как среда реализации функций управления.

26. ИС как среда управления знаниями.

27. Модели электронного бизнеса

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Богатырев В. А. 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ. ТЕОРИЯ НАДЕЖНОСТИ.: Богатырев, В. А.  Информационные системы и технологии. Теория надежности : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Богатырев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-00475-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433723
Москва Юрайт , 2019
 
Л1.2
под редакцией Н. Н. Лычкиной
Информационные системы управления производственной компанией : учебник и практикум для вузов: Информационные системы управления производственной компанией : учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. Н. Лычкиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 249 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00764-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450445 
Москва : Издательство Юрайт, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Астапчук В. А., Терещенко П. В. 
Корпоративные информационные системы: требования при проектировании: : учебное пособие для вузов / В. А. Астапчук, П. В. Терещенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08546-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425572
, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
Э2
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
6. База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.