2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Технологии программирования_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии программирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 8
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
34
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Лабораторные
26
26
26
26
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38
38
38
38
Сам. работа
34
34
34
34
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Технологии программирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю. 

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целями освоения дисциплины «Программная инженерия» является формирование системы знаний, связанных с изучением современных инженерных принципов (методов) создания надежного, качественного программного обеспечения, удовлетворяющего предъявляемым к нему требованиями к формированию у студентов понимания необходимости применения данных принципов программной инженерии. умений и навыков, которые являются базой для развития универсальных компетенций и основой для развития профессиональных компетенций.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение методов, способов и технологий разработки ПО;
1.4
изучение методов и инструментария для экономичного создания качественного программного обеспечения;
1.5
изучить совокупность машинных программ, соответствующей качественной документации, баз данных, а также технологических процедур по эксплуатации ПО.
1.6
изучить стандарты, методы, методологии проектирования и управления процессом разработки ПО.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.1.2
Дифференциальная геометрия
2.1.3
Информационные системы
2.1.4
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.5
Курсовая работа по методикам обучения
2.1.6
Методика обучения информатике
2.1.7
Методика обучения математике
2.1.8
Психолого-педагогические основы педагогической  Методика обучения предметам
2.1.9
Геометрия
2.1.10
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.1.11
Программирование Python
2.1.12
Программирование на PHP
2.1.13
Базы данных
2.1.14
Высокоуровневые методы программирования
2.1.15
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.16
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.17
Теория рядов
2.1.18
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.19
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.20
Логическое программирование
2.1.21
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.22
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.23
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.24
Проективная геометрия
2.1.25
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.26
Архитектура компьютера
2.1.27
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.28
Дискретная математика
2.1.29
Дифференциальные уравнения
2.1.30
Конструктивная геометрия
2.1.31
Объектно-ориентированное программирование
2.1.32
Системы компьютерной алгебры
2.1.33
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.34
Числовые системы
2.1.35
Аналитическая геометрия
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.36
Начала алгебры
2.1.37
Основы математического анализа
2.1.38
Теоретические основы информатики
2.1.39
Теория преобразований плоскости
2.1.40
Теория чисел
2.1.41
Элементарная математика
2.1.42
Алгоритмы и структуры данных
2.1.43
Введение в профессиональную деятельность
2.1.44
Интернет-программирование
2.1.45
Методы научного исследования
2.1.46
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.47
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.48
Робототехника в школьном курсе информатики
2.1.49
Вводный курс математики
2.1.50
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.51
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.52
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.53
Системы компьютерной алгебры
2.1.54
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.55
Методы научного исследования
2.1.56
Интернет-программирование
2.1.57
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.58
Программирование Python
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
3D-моделирование
2.2.2
Избранные главы методики обучения математике
2.2.3
Избранные главы элементарной математики
2.2.4
История информатики
2.2.5
История математики
2.2.6
Компьютерное моделирование
2.2.7
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.2.8
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.9
Мультимедийные технологии
2.2.10
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.13
Специальные методы решения математических задач
2.2.14
Теория функций комплексной переменной
2.2.15
Автоматизированные системы управления
2.2.16
Вычислительная математика
2.2.17
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.18
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.19
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.20
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.21
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.22
Производственная преддипломная практика
2.2.23
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.24
Управление информационными системами
2.2.25
Уравнения математической физики
2.2.26
Численные методы
2.2.27
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.2.28
Избранные главы элементарной математики
2.2.29
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.30
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.31
Специальные методы решения математических задач
2.2.32
История информатики
2.2.33
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.34
3D-моделирование
2.2.35
Вычислительная математика
2.2.36
Управление информационными системами
2.2.37
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.38
Современные средства оценивания результатов обучения
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (программирования) ;
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (программирования);
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (программирования).
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (программирования);
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (программирования);
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (указать конкретный предмет) проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (программирование).
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (программирования);
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (программирование);
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета (программирование).
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные и вспомогательные процессы программной инженерии; преимущества инженерного подхода к созданию программного обеспечения; основные сложности, возникающие при внедрении такого подхода; историю создания и развития технологии программирования; связь программной инженерии с жизненным циклом программных средств; основные источники текущей информации по управлению IT-сервисами.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
самостоятельно анализировать, разрабатывать, внедрять и адаптировать программные средства различного назначения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками построения моделей и процессов управления проектами и программными  средствами, методами проектирования программного обеспечения, инструментами и методами технологии программирования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Технология программирования: основные принципы и понятия.

 
1.1
Предпосылки и история. Понятие программной инженерии . Сравнение программной инженерии с программным обеспечением, информатикой и другими инженериями. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.2
Программный процесс. Модель программного процесса. /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
1.3
Предпосылки и история. Понятие программной инженерии . Сравнение программной инженерии с программным обеспечением, информатикой и другими инженериями. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-4 ПК-11
8
0
 
 
Раздел 2. Жизненный цикл программного продукта

 
2.1
История. Жизненный цикл программного продукта: структура и организация /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
2.2
Выбор, согласование и оценка проекта для по-

следующей реализации.Составление план-графика реализации всех

этапов проектирования

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
2.3
Модели и профили жизненного цикла программных средств.. Управление требованиями к программному обеспечению /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
2.4
История. Жизненный цикл программного продукта: структура и организация.Модели и профили жизненного цикла программных средств.. Управление требованиями к программному обеспечению /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-4 ПК-11
8
0
 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Раздел 3. Управление программным проектом

 
3.1
Проект и управление проектом. Категории управления проектом. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
3.2
Управление командой проекта. Модели организации команд . /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
3.3
Реализация типовых рабочих процессов фазы

проектирования

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
3.4
Реализация типовых рабочих процессов фазы

построения

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
3.5
Реализация типовых рабочих процессов фазы

внедрения

/Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-4 ПК-11
8
0
 
3.6
Проект и управление проектом. Категории управления проектом. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-4 ПК-11
8
0
 
 
Раздел 4. Стандарты, сертификация

 
4.1
Разработка требований к характеристикам качества проекта сложного комплекса программ /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
4.2
Анализ и сравнение требований к характеристикам качества трех типов программных средств /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-4 ПК-11
8
0
 
4.3
Разработка документов технико-экономического обоснования проекта сложного программного средства /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-4 ПК-11
8
0
 
4.4
Типы, виды стандартов. Международные организации по стандартизации.Стандартизация, сертификация, технология.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-4 ПК-11
8
0
 
4.5
Стандарты. Международные организации по стандартизации. Разработка стандартов в области информационных технологий, информационной безопасности и программного обеспечения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ПК-4 ПК-11
8
0
 
4.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ПК-4 ПК-11
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Разработка документов технико-экономического обоснования проекта сложного программного средства

2. Жизненный цикл программных средств.

3. Проектирование программного обеспечения.

4. Детальное проектирование программного обеспечения.

5. Тестирование и сопровождение программного

6. Программная инженерия.

7. Качество программного обеспечения.

8. Документирование программного обеспечения.

9. Технико-экономическое обоснование проектов программных средств.

10. Стандарты применяемые при проектировании программных продуктов.

11. Модели и профили жизненного цикла программных средств.

12. Модели и процессы управлении проектами программных средств.

13. Управление требованиями к программному обеспечению.

14. Проектирование программного обеспечения.

15. Конструирование (детальное проектирование) программного обеспечения.

16. Тестирование программного обеспечения.

17. Сопровождение программного обеспечения.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
18. Конфигурационное управление.

19. Управление программной инженерией.

20. Процесс программной инженерии.

21. Инструменты и методы программной инженерии.

22. Качество программного обеспечения.

23. Документирование программного обеспечения.

24. Технико-экономическое обоснование проектов программных средств.

25. Разработка состава и содержания документов системного проекта сложного комплекса программ

26. Разработка спецификации требований к проекту сложного комплекса программ

27. Разработка требований к характеристикам качества проекта сложного комплекса программ

28. Анализ и сравнение требований к характеристикам качества трех типов программных средств

29. Разработка документов технико-экономического обоснования проекта сложного программного средства обеспечения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов с презентацией

1. Инструменты и методы программной инженерии.

2. Качество программного обеспечения.

3. Документирование программного обеспечения.

4. Технико-экономическое обоснование проектов программных средств.

5. Разработка состава и содержания документов системного проекта сложного комплекса программ

6. Разработка спецификации требований к проекту сложного комплекса программ

7. Разработка требований к характеристикам качества проекта сложного комплекса программ

8. Анализ и сравнение требований к характеристикам качества трех типов программных средств

9. Сложные и «большие» программные продукты. Отличительные особенности и основные свойства сложных программных продуктов.

10. Программная инженерия. Организационные, инженерные и технические аспекты разработки ПО

11. Модули и подсистемы. Понятие интерфейса модуля и подсистемы. Внутреннее и внешнее окружения.

12. Контекст времени исполнения при взаимодействии модулей и подсистем. Предусловия и постусловия в интерфейсах.

13. Принципы работы со сложными системами: абстракция, модульность, переиспользование. Разбиение системы на модули.

14. Принципы работы со сложными системами: адекватность, полнота, ортогональность и простота интерфейсов, разделение ответственности.

15. Жизненный цикл ПО: виды деятельности, артефакты и роли.

16. Модели жизненных циклов ПО: каскадная, итеративная и спиральная модели

17. Унифицированный процесс разработки Rational. Основные модели и диаграммы UML

18. Экстремальное программирование. Принципы «живой» разработки ПО

19. Анализ предметной области. Схема Захмана.

20. Диаграммы потоков данных. Диаграммы сущностей и связей

21. Выделение и анализ требований. Потребности, функции и требования к ПО

22. Варианты использования и действующие лица. Диаграммы вариантов использования.

23. Качество ПО. Набор стандартов ISO для оценки качества разработки ПО Стандарт качества технологических процессов разработки ПО.

24. Методы контроля качества ПО. Верификация, валидация, тестирование. Ошибки ПО.

25. Архитектура ПО, компоненты и представление архитектуры, методы оценки архитектуры.

26. Виды UML диаграмм. Диаграммы классов, сценариев, компонентов, Диаграммы взаимодействия и развёртывания

27. Образцы проектирования и их классификация. Шаблоны образцов проектирования.

28. Примеры образцов анализа и архитектурных стилей: образец анализ «величина», архитектурные стили «каналы и фильтры», «многоуровневая система, «данные–представление–обработка»

29. Образец проектирования – идиома «шаблонный метод»

30. Образцы организации и образцы процессов, инспекция программ по Фагану

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ.фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лаврищева, Е. М.
Программная инженерия и технологии программирования сложных систем : Программная инженерия и технологии программирования сложных систем : учебник для вузов / Е. М. Лаврищева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 432 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07604-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436514 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мейер Б. 
Объектно-ориентированное программирование и программная инженерия : Учебное пособие
Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ),, 2016г.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.