2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Технологии программирования_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии программирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Технологии программирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю. 

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целями освоения дисциплины «Технология программирования» является формирование системы знаний, связанных с изучением современных инженерных принципов (методов) создания надежного, качественного программного обеспечения, удовлетворяющего предъявляемым к нему требованиями к формированию у студентов понимания необходимости применения данных принципов программной инженерии. умений и навыков, которые являются базой для развития универсальных компетенций и основой для развития профессиональных компетенций.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение методов, способов и технологий разработки ПО; изучение методов и инструментария для экономичного создания качественного программного обеспечения; изучить совокупность машинных программ, соответствующей качественной документации, баз данных, а также технологических процедур по эксплуатации ПО; изучить стандарты, методы, методологии проектирования и управления процессом разработки ПО.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Высокоуровневые методы программирования
2.1.2
Вычислительная математика
2.1.3
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.4
Численные методы
2.1.5
Научно-исследовательская работа (Получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.6
Объектно-ориентированное программирование
2.1.7
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.8
Программирование Python
2.1.9
Разработка WEВ-приложений
2.1.10
Теория чисел
2.1.11
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.1.12
Числовые системы
2.1.13
Аналитическая геометрия
2.1.14
Архитектура компьютера
2.1.15
Компьютерное моделирование
2.1.16
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.17
Основы компьютерной графики
2.1.18
Теория преобразований плоскости
2.1.19
Теория рядов
2.1.20
Элементарная математика
2.1.21
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.22
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.23
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.24
Психолого-педагогический практикум
2.1.25
Учебная практика. Практика по программированию
2.1.26
Дифференциальные уравнения
2.1.27
Начала алгебры
2.1.28
Общая и социальная психология
2.1.29
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.30
Теоретические основы информатики
2.1.31
История (история России, всеобщая история)
2.1.32
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.33
Основы математического анализа
2.1.34
Основы мехатроники
2.1.35
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.36
Робототехника
2.1.37
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.38
Алгоритмы и структуры данных
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.1.39
Вводный курс математики
2.1.40
Концепции современного естествознания
2.1.41
Философия  
2.1.42
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.43
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы
2.1.44
Учебная практика по программированию
2.1.45
Основы мехатроники
2.1.46
Основы компьютерной графики
2.1.47
Разработка WEВ-приложений
2.1.48
Вычислительная математика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационные системы
2.2.2
Конструктивная геометрия
2.2.3
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.4
Практикум по решению задач на ПК
2.2.5
Проективная геометрия
2.2.6
Проектирование информационных систем
2.2.7
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.8
Специальные методы решения математических зада
2.2.9
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.10
Дифференциальная геометрия
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.12
Преддипломная практика
2.2.13
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.14
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.15
Курсовая работа по информатике
2.2.16
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.17
Производственная преддипломная практика
2.2.18
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.19
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.20
Специальные методы решения математических зада
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.1.1
основные и вспомогательные процессы программной инженерии; преимущества инженерного подхода к созданию программного обеспечения; основные сложности, возникающие при внедрении такого подхода; историю создания и развития технологии программирования; связь программной инженерии с жизненным циклом программных средств; основные источники текущей информации по управлению IT-сервисами.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
самостоятельно анализировать, разрабатывать, внедрять и адаптировать программные средства различного назначения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
построения моделей и процессов управления проектами и программными  средствами, методами проектирования программного обеспечения, инструментами и методами технологии программирования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Технология программирования: основные принципы и понятия.

 
1.1
Предпосылки и история. Понятие программной инженерии . Сравнение программной инженерии с программным обеспечением, информатикой и другими инженериями. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
1.2
Программный процесс. Модель программного процесса. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
1.3
Программный процесс. Модель программного процесса. /Лаб/

4
8
0
 
1.4
Предпосылки и история. Понятие программной инженерии . Сравнение программной инженерии с программным обеспечением, информатикой и другими инженериями. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
 
Раздел 2. Жизненный цикл программного продукта

 
2.1
История. Жизненный цикл программного продукта: структура и организация /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
2.2
Выбор, согласование и оценка проекта для по-

следующей реализации

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
2.3
Модели и профили жизненного цикла программных средств.. Управление требованиями к программному обеспечению /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
2.4
Составление план-графика реализации всех

этапов проектирования

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
2.5
Составление технического задания выбранного

и согласованного проекта

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.6
История. Жизненный цикл программного продукта: структура и организация.Модели и профили жизненного цикла программных средств.. Управление требованиями к программному обеспечению /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
 
Раздел 3. Управление программным проектом

 
3.1
Проект и управление проектом. Категории управления проектом. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
3.2
Реализация типовых рабочих процессов фазы

проектирования

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
3.3
Модели и процессы управления проектами программных средств /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
3.4
Реализация типовых рабочих процессов фазы

построения

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
3.5
Реализация типовых рабочих процессов фазы

внедрения

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
3.6
Проект и управление проектом. Категории управления проектом. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
 
Раздел 4. Стандарты, сертификация

 
4.1
Стандартизация, сертификация, технология.  /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
4.2
Разработка документов технико-экономического обоснования проекта сложного программного средства /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
4.3
Типы, виды стандартов. Международные организации по стандартизации. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
4.4
Стандарты. Международные организации по стандартизации. Разработка стандартов в области информационных технологий, информационной безопасности и программного обеспечения /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
УК-1.1 УК-1.2 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену:

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачёту:

1. Разработка документов технико-экономического обоснования проекта сложного программного средства

2. Жизненный цикл программных средств.

3. Проектирование программного обеспечения.

4. Детальное проектирование программного обеспечения.

5. Тестирование и сопровождение программного обеспечения.

6. Программная инженерия.

7. Качество программного обеспечения.

8. Документирование программного обеспечения.

9. Технико-экономическое обоснование проектов программных средств.

10. Стандарты применяемые при проектировании программных продуктов.

11. Модели и профили жизненного цикла программных средств.

12. Модели и процессы управлении проектами программных средств.

13. Управление требованиями к программному обеспечению.

14. Проектирование программного обеспечения.

15. Конструирование (детальное проектирование) программного обеспечения.

16. Тестирование программного обеспечения.

17. Сопровождение программного обеспечения.

18. Конфигурационное управление.

19. Управление программной инженерией.

20. Процесс программной инженерии.

21. Инструменты и методы программной инженерии.

22. Качество программного обеспечения.

23. Документирование программного обеспечения.

24. Технико-экономическое обоснование проектов программных средств.

25. Разработка состава и содержания документов системного проекта сложного комплекса программ

26. Разработка спецификации требований к проекту сложного комплекса программ

27. Разработка требований к характеристикам качества проекта сложного комплекса программ

28. Анализ и сравнение требований к характеристикам качества трех типов программных средств

29. Разработка документов технико-экономического обоснования проекта сложного программного средства

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1.Инструменты и методы программной инженерии.

2.Качество программного обеспечения.

3.Документирование программного обеспечения.

4.Технико-экономическое обоснование проектов программных средств.

5.Разработка состава и содержания документов системного проекта сложного комплекса программ

6.Разработка спецификации требований к проекту сложного комплекса программ

7.Разработка требований к характеристикам качества проекта сложного комплекса программ

8.Анализ и сравнение требований к характеристикам качества трех типов программных средств

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ.фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лаврищева, Е. М.
Программная инженерия и технологии программирования сложных систем : Программная инженерия и технологии программирования сложных систем : учебник для вузов / Е. М. Лаврищева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 432 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07604-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436514 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мейер Б. 
Объектно-ориентированное программирование и программная инженерия : Учебное пособие
Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ),, 2016г.
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Батоврин В.К. 
Системная и программная инженерия. Словарь-справочник: учебное пособие для вузов
Саратов: Профобразование, , 2017г.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Фролова Е.А.
Методические указания по дисциплине Программная инженерия : Методические указания
Московский технический университет связи и информатики,, 2013.г.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.